Биология религиозности. Тысячелетия тихой чумы.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-03-05 03:07

Философия ИИ

Часть I. Невропатология белосветной религиозности

Для скептического, здравомыслящего наблюдателя, изучающего паттерны поведения «homo religious», ясен один факт: это опасная, широко распространившаяся болезнь, которая может быть смертельной. Социопатологическое, психопатологическое и, поскольку весь человеческий опыт определяется мозгом, нейропатологическое состояние.

С каждым часом возрастает количество данных о связи между гиперрелигиозностью, гиперморализмом, преобладанием «этики» над логикой, мистическими переживаниями и такими хорошо исследованными психопатологическими состояниями, как шизофрения и, в особенности, темпоральная, или височная, эпилепсия. Приведение всех прекрасно подкреплённых данных в области нейропатологического оценивания религиозного поведения — утомительная задача: тема эта заслуживает целой книги, состоящей из множества разделов, обрисовывающих различные методологические подходы к проблеме. Вместо этого заинтересованному читателю предоставлена возможность обратиться к библиографическому списку по теме невропатологии религиозности, приведённому вместе с данной статьёй. Вероятно, наиболее подробным источником в этом списке является работа «The Neural Substrates of Religious Experience» авторства J. L. Saver (M. D.) и J. Rabin (M. D.). Если вы можете её прочитать — читайте.

Однако следует всё же привести здесь определённые сведения, чтобы облегчить понимание дальнейшего хода рассуждений:

1) Вопреки тому, что так называемые «антипсихиатры» желали бы, чтобы вы думали, настоящие (нереактивные) психотические состояния не есть «всего лишь нестандартное мышление» или «обладание неординарной (и в чём-то более глубокой) душой». Данные состояния проявляются в необратимых повреждениях мозга, чётко определённых весьма специфическими морфологическими, биохимическими и иммунологическими признаками.

2) На тканевом уровне повреждение означает смерть клетки и нейродегенерацию, и, поскольку компенсаторные возможности нервной системы человека далеко небезграничны, финальным аккордом любого серьёзного хронического психотического состояния становится СЛАБОУМИЕ. Потеря функции.

3) Сперва начинающаяся в определённо локализованной части мозга, нейродегенерация, как правило, распространяется на тесно с ней связанные (обычно наиболее близкие топографически) участки мозга. Из таких зон она способна распространяться и далее. Обсуждение механизмов этой «смертельной цепной реакции» выходит за пределы целей, стоящих перед данной статьёй. Заинтересованным рекомендуется изучить работы на темы эксайтотоксичности (excitotoxicity), киндлинга (kindling) в частности и эпилептогенеза в общем.

4) Патология эмоциональной реакции и эмоциональной обработки воспринятой информации в человеке очень часто связывается с повреждением коры височной доли головного мозга. Иногда для определения частей мозга, которые ответственны за эмоции, используется термин «лимбическая система». Височная кора является важной частью лимбической системы. Избыточная активность височной коры может привести к галлюцинациям и/или странному поведению. Упомянутая в предыдущем абзаце «смертельная цепная реакция» может подчёркивать подобной гиперактивности: нейроны «перевозбуждаются» до или в процессе своей гибели (отсюда и происходит термин «эксайтотоксичность»). В рамках данного эссе под понятием «височная кора» во многих случаях имеется в виду новая кора (neocortex) височной доли, а не вся кора височной доли головного мозга.

5) Гиппокамп, или Аммонов рог, является частью мозга, которая располагается кзади и книзу от височного (нео)кортекса и тесно связана с последним. Гиппокамп участвует в обеспечении многих форм научения, в особенности — пространственного обучения. Переход информации из кратковременной в долговременную память считается гиппокампальным процессом. Гиппокамп ОЧЕНЬ чувствителен к различным видам повреждений.

Теперь, когда вам известны самые основы, необходимые, чтобы воспринять материал, двинемся дальше и несколько подробнее рассмотрим «священную болезнь», традиционно связываемую с религиозным поведением даже самими религиозными деятелями, — темпоральную эпилепсию.

Темпоральная эпилепсия характеризуется:

* Иктальными событиями (эпилептическими «припадками»), зачастую аккомпанирующимися религиозными видениями и глубокими экстатическими переживаниями. Прекрасное описание подобных припадков можно найти в «Идиоте» Ф. М. Достоевского. Обращение Св. Павла — другой пример такого припадка, сыгравший значительную роль в истории. Существует замечательное описание пациента (Morgan, H.), который устанавливал связь с Христом во время припадков. Рентгенологическое исследование показало, что у пациента развилась опухоль (астроцитома) правой лобно-височной коры. После удаления опухоли пациент потерял способность «встречаться» с Христом.

* Интериктальными событиями (события «между припадками», или так называемая «нормальная жизнь» поражённого болезнью индивида). Waxman и Geschwind (см. библиографию) резюмировали ранее известные личностные характеристики страдающих темпоральной эпилепсией. В этот список входит гиперрелигиозность с интенсивными псевдофилософскими и псевдокосмологическими эффектами, усиленные аффекты (никогда не замечали, насколько серьёзно склонны «религиозные фанатики» воспринимать любые вещи?), излишняя скрупулёзность даже в отношении мелких и несущественных деталей (что, по Макиавелли, является характеристикой слабых), отсутствие чувства юмора (!), гиперморализм, ригидность в межличностных отношениях (да-да, они невероятно скучны), агрессивная возбудимость (история предоставляет множество примеров, подозреваю, равно как и ваш опыт) и гиперграфия (да, они любят много писать; обыкновенно, с множеством грамматических ошибок — что будет объяснено ниже). Такое подробное описание поведения «религиозного фанатика» в связи с конкретным нарушением не может быть случайностью или простым совпадением!

Разумно было бы задать вопрос о том, как это можно соотнести с ежедневно бредящими и поющими евангелистами или растрачивающими впустую интернет-трафик сатанинскими шарлатанами, не проявляющими никаких очевидных признаков эпилептических припадков. Перво-наперво, тяжесть состояния личности не имеет очевидной связи с тяжестью припадков. Припадки могут быть мягкими и редкими. Они могут происходить во время сна. Многие из рассматриваемого в данной работе типа людей воспринимают припадки как обыденное явление своей жизни, — то есть общение с богом, демоном, хоббитом и проч., в существовании которых они никогда не сомневались! Но столь ли обязательны припадки?

Существует значительное клиническое и патофизиологическое сходство между темпоральной эпилепсией и шизофренией. Некоторые исследователи даже рассматривают оба явления в качестве единого нарушения. Шизофреники часто демонстрируют повышенную религиозность. Нередко испытывают галлюцинации «божественной природы». При шизофрении нет никаких «припадков». Это медленно, поэтапно прогрессирующее и продолжительное расстройство, которое впервые проявляется на ОЧЕНЬ РАННЕЙ стадии развития — предположительно, на 5 неделе жизни зародыша. Наблюдаемое при шизофрении морфологическое ПОРАЖЕНИЕ височной коры, вероятно, выражено в большей степени, чем при темпоральной эпилепсии, и начинается ранее. Основным проявлением такого повреждения являются увеличенные в размере боковые желудочки головного мозга, предвещающие потерю височных нейронов со «внутренней стороны» височной коры — участка, располагающегося очень близко к гиппокампу.

Отдельно от шизофрении и темпоральной эпилепсии стоят другие реже встречающиеся нарушения, сопровождающиеся мерным разрушением височной коры и связанных с ней участков мозга. По большому счёту, и нозология, и семиотика в данном случае не имеют значения. Что имеет значение, так это общие патологические изменения в мозге, которые, похоже, подчёркивают и объясняют религиозное поведение, широко распространённое и почитаемое скорее нормальным и социально приемлемым!

И данные изменения весьма конкретны. Они не проявляются в распространяющейся гибели нейронов. Они локализованы в определённом участке фронтотемпоральной коры головного мозга преимущественно правого (в меньшей степени — левого) полушария. Таким образом, точный диагноз религиозного безумия может быть сформулирован как «правое лобно-височное слабоумие» (right frontotemporal dementia). Это объясняет:

а) почему не каждый пациент с темпоральной эпилепсией или шизофренией страдает от религиозных галлюцинаций — определённый участок височной коры не обязательно должен быть повреждён.

б) почему «религиозные психи» не всегда демонстрируют обычные симптомы темпоральной эпилепсии (т. е. припадки) или шизофрении (например, «позитивные синдромы» — галлюцинации и т. п.) — повреждение может быть ограничено (правой) лобно-височной корой.

Но, как уже было отмечено ранее, на определённом этапе изменения затронут близлежащие участки мозга. Вначале — в качестве их гиперактивации, которая по прошествию времени заменится их отключением и смертью.

Это может привести к удивительным (и серьёзным) последствиям. Давайте рассмотрим наиболее вероятные пути распространения повреждения.

1) Фронтоорбитальная кора. Основное направление распространения. Атрофия фронтоорбитальной коры — хорошо изученная тема в психопатологии. Основное проявление тяжёлой степени данного нарушения — беспричинная, патологическая ЖЕСТОКОСТЬ, наподобие той, что наблюдается у фанатиков. Жажда крови и жертвы. Она сопровождается пониженными тревожностью, страхом и чувствительностью к боли, — так называемая «устойчивость к страданиям, посланная богом». В менее тяжёлых случаях прямая физическая жестокость может быть заменена жестоким прозелитизмом —желанием привлекать как можно больше сторонников и посылать проклятия в сторону «неверующих». Понаблюдайте за прогрессом ситуации с неминуемой резнёй в финале (которая может быть направлена и на себя).

Любопытный (обнаруженный эмпирически) побочный признак повреждения зрительной коры — пониженное электрическое сопротивление кожи, зачастую наблюдаемое у серийных убийц и других жестоких криминальных психотиков. Какая жалость, что никто (пока что) не применил к различным святым и пророкам такой подход с применением омметра и пары электродов.

2) Нижневисочная кора. Нижняя височная кора участвует в процессе эмоционального узнавания образов и символов. Гиперактивность нижневисочной коры ведёт к повышению эмоциональной значимости различных символов (от креста до Бафомета), поискам «скрытых сакральных смыслов» окружающих объектов и символов, запечатлённых в них, — типичное «оккультное» поведение и классический «академический» симптом тяжёлой шизофрении.

3) «Ось речевых центров» («the language axis»). В течение долгого времени меня и некоторых моих друзей пленял тот факт, что различные религиозные прокламации и заявления, от листовок, распространяемых на улицах, до сообщений в WWW, страдают от непомерных орфографических ошибок и ужасной лингвистической структуры. Кто-то, очевидно, может указать на такие социальные факторы, как, например, связь между религиозностью и низким уровнем образованности. Однако может быть и более механистическое объяснение данного феномена. Центры головного мозга, ответственные за лингвистические функции (так называемая «ось речевых центров» — центр речи Вернике, дугообразный пучок, угловая извилина, продольный пучок и речедвигательный центр, или центр речи Брока), тесно связаны с височными корковыми структурами и могут привести к серьёзным последствиям, когда волны патологического возбуждения распространяются из повреждённой зрительной коры.

Нарушение функционирования лингвистических центров также может объяснить частую неспособность вербально описать «мистические переживания». В книге «Сатана говорит» д-р ЛаВей предположил, что если кто-то не может словами описать свои переживания, скорее всего, такой человек обладает весьма ограниченным словарём. Это приемлемое объяснение, хотя, с точки зрения патологии, всё может быть объяснено невозможностью воспринятой информации достичь центра Брока: путь, который она должна пройти, оказывается разрушен гибелью нервных клеток.

Необходимо отметить очевидную вещь: языковая обработка у правшей рассматривается в качестве левополушарного процесса, и, чтобы затронуть «языковую ось», атрофия зрительной коры должна быть левосторонней либо (что наиболее вероятно) двусторонней.

4) Средневисочная кора. Перевозбуждение этой зоны ведёт к галлюцинаторным процессам, в особенности слуховым галлюцинациям: «гулкий голос свыше», «прямая линия с Адом» и т. д. Уменьшенный объём средней височной коры часто встречается у шизофреников.

5) Кора передней поясной извилины. Исходная гиперстимуляция этой зоны ведёт к любопытной смеси тревожности, удовольствия и страха (религиозный трепет, узнали?). По мере продвижения повреждения затронутый болезнью индивид демонстрирует потерю воли, превращаясь в бесхребетную, легко контролируемую человекоовцу. Изученное подавляющее волю соединение TCAP (которое разработал Saunters, CIA, 1964) воздействует преимущественно разрушением процесса синтеза РНК в коре передней поясной извилины.

Теперь представьте, что в добавок к упомянутой атрофии фронтотемпоральной коры, скорее всего, обнаружатся любые из упомянутых выше патологических проявлений (в любой вероятной комбинации). Приятная картина, не правда ли?

И после того, как, я очень надеюсь, вы уловили всё это, давайте продвинемся дальше и рассмотрим корни данной проблемы, её первоисточник.

Продолжение:??

Часть 2:

https://vk.com/wall-198712259_2591

Часть 3:

https://vk.com/wall-198712259_2592

Тысячелетия тихой чумы

Nicodimus

Перевод с английского: Even


Источник: wayck.nnm.me

Комментарии: