Живя ежедневную жизнь, мы движемся сквозь череду переходящих друг в друга событий и ситуаций. |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-02-12 06:37 Живя ежедневную жизнь, мы движемся сквозь череду переходящих друг в друга событий и ситуаций. Повторяющиеся ситуации разнесены во времени и слиты с соседними в привычно текущий плавный поток. И временная разнесенность ситуаций, и их бесшовная вшитость в гладкую ткань повседневности могут становиться залогом отсутствия какого-либо удивления, внимания или рефлексии. Можно раз в несколько дней смотреть видео с психиатрами и психотерапевтами на ютубе, читать их профили на b17, пролистывать их посты в инстаграме, оценивать страницы вк. Можно ходить на лекции, на осмотры пациентов, проходить практику, сдавать экзамены и работать. Но пока мы не поместим каждый интересующий нас кадр каждой ситуации на один ментальный стенд перед глазами разума, чтобы воспринять все множество кадров целиком и далее проанализировать их по деталям — мы можем не заметить ничего особенного. И никогда не испытать таких эмоций и такого полноценного осознания, какие возникают при обобщающей целенаправленной рефлексии. Чтобы осуществить такую рефлексию, мы должны нарушить привычное течение и сделать разновременное – синхронным, раздельно переживаемое – едино осмысленным. Мы должны определить границы интересующих нас кадров, предощутив и предпоняв их общность и примерную структуру, изъять их из общего потока каждого дня и выложить перед собой, поместить их в единое поле категориального осмысления. В случае ютуба все несколько проще: хотя нам нужно было предпонять общность и поэтому задаться целенаправленным поиском, дальше нам уже не нужно рассчитывать на память и держать в уме все кадры и все детали. Мы берём и вырезаем их вручную, а не метафорически. И делаем видео из нужных кадров. Далее выделяем все исследуемые параметры и строим многоосевое описание изучаемой структуры. Локации, вещи, телодвижения, мимика, поза, интонации, речевые конструкции, названия видео и прочее. То же самое можно сделать с текстами: взять полтыщи интернет-психологов, психотерапевтов или психиатров, просмотреть их профили на предмет самоописания, представления себя, выделить повторяющиеся структуры и детали, сформировать наиболее частотный типаж, отложить далее на каждой его оси встречающиеся вариации. Далее можно исследовать, как сложились эти способы самопредставления, какое впечатление они призваны производить и какое на кого производят. То же касается любых привычных форм жизни и структур взаимодействия, которые обычно реализуются и воспринимаются, но не анализируются. Любое самостоятельное исследование может быть ценно уже тем, что вместо нерефлексивного проживания постоянно стирающего память потока событий мы, совершив осознанное усилие, делаем этот поток не поглощающей нас средой, но материалом в наших руках. Теперь мы не встроены в единственный кадр вечно текучего здесь-и-сейчас, но держим всю киноленту перед глазами. Из позиции влекомых неизвестными силами и причинами мы переходим в мета-позицию, где анализируем эти силы и себя как прошлого участника созданных ими событий. Теперь все то, что казалось само собой разумеющимся и естественным, предстает перед нами как сомнительное, проблематичное, требующее объяснений. Цельное впечатление дробится на множество составных элементов и силовых линий организации. Рефлексирующий разум подробно и долго реконструирует то, что было дано нам в секундном ощущении, мимолётном чувстве, мгновенном распознавании. Это и есть интеллектуальный арт-хаус. Психоделический распад привычной очевидности. Позиция исследователя — это позиция, в которой всё перестает иметь основания само-по-себе. Всё перестает иметь привычный вид и смысл. Все до-исследовательские категоризации и оценки развоплощаются. Старые способы мышления деконструируются, приостанавливаются, изымаются. В дело вступают новые. Содержания проживаемого мира и сама его природа преображаются: теперь они являются чем-то другим, имеют другие смыслы и значения, вписаны в другие структуры и отношения. И сами восприятия, и их интерпретации становятся другими. Оказывается, ранее они воспроизводились автоматично и безальтернативно. Теперь же возникает пространство осознания, пространство свободы. Перестав ходить по бесконечным городским улицам, где каждый поворот, вывеска, указатель, интересный фасад задают следующий ближайший шаг, следующий частный выбор – мы смотрим на карту города и воссоздаем весь наш путь в едином поле сознания. Мы выходим из мира повседневных действий и восприятий, организованного как бесконечная серия фреймированных фрагментов, и вступаем в позицию исследования, теоретического осмысления. В наших силах сменить саму теорию и переопределить все прошлые содержания, переназначить их значения, преобразить их сущность и поместить в иные структуры. Пока мы делаем это осознанно и рефлексивно, отдавая себе отчет в том, какими категориями мы пользуемся, в каких отношениях между собой внутри общей концепции они состоят, с чем именно в мире и по каким принципам мы их соотносим – мы сами пересоздаем и переосознаем мир. В противном случае он создается и осмысляется хаотическим потоком категоризаций и смыслонаделений, обосновать которые и увязать их в одну теорию – или череду попеременно использованных теорий – мы не можем или не пытаемся. В таком смысле строгость мышления, рефлексия используемых мыслительных категорий и их оснований, выявление собственных верований и убеждений, становящихся контекстом или фундаментом осуществляемых размышлений, отслеживание границ применимости разных концепций и моментов переключения между ними – это залог сохранения мира, или разных миров. И сохранения ориентации в нем и его содержаниях, создаваемых внутри тех категоризирующих и смыслонаделяющих систем, которые актуализируются в данный момент наблюдателем и участником этого мира. В конечном счете, это и залог сохранения стабильности самого мыслящего, чувствующего и живущего Я. Не единственнный, но один из. Источник: vk.com Комментарии: |
|