Сергей Кравцов: Цифровая образовательная среда – это, прежде всего, проверенный электронный контент

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-04 14:19

наука

Людмила Бокова: Наша задача – обеспечить качественное образование за счет цифровой образовательной среды

В приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» предусматривается повышение качества и доступности образования в России за счет использования онлайн-курсов на всех уровнях образования. Поставлена достаточно амбициозная задача – достижение к 2025 г. числа обучающихся образовательных организаций, прошедших обучение на онлайн-курсах для формального и неформального обучения, – 11 млн чел., из которых студенты профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования должны составить 5 млн чел.

Людмила Николаевна, практически накануне нового учебного года у Министерства просвещения появилась новая подведомственная организация – Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования. С чего вы как руководитель начали свою работу?

С формирования команды, распределения ресурсов, подготовки документов и определения плана действий на ближайший год. Перед нами были поставлены тактические и стратегические задачи, которые надо выполнять оперативно и без сбоев.

Какие это задачи?

В первую очередь – реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда», в рамках которого существует множество инициатив и проектов, в том числе «Кванториумы», «IT-кубы» и другие. Кроме того, нам необходимо было развивать наш важный ресурс – платформу «Российская электронная школа», а также создавать новые информационные системы для образования.

Один из знаковых проектов института – это создание Цифровой образовательной среды http://gimn3-prol.narod.ru/cos.html (ЦОС). Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

ЦОС – http://gimn3-prol.narod.ru/digital_educational_environment_2020.html это совокупность образовательных ресурсов на единой платформе, которой смогут пользоваться дети независимо от места расположения. Речь идет о бесплатном верифицированном контенте, который даст возможность совершенствовать учебный процесс, сделать его максимально доступным и эффективным, методически и дидактически корректным.

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое? Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя: Информационные образовательные ресурсы. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование. Систему педагогических технологий. «Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено.

Главная задача ЦОС - создание современной и безопасной электронной образовательной среды, обеспечивающей доступность и высокое качество обучения на всех уровнях. Предполагается, что уже к 2024 году ЦОС внедрят в 75 субъектах Российской Федерации для более 500 тысяч школьников. Проект должен стать стимулом для обновления содержательной базы образования и дать школьникам вместе с учителями возможность лучше ориентироваться в диджитал-пространстве. По мнению авторов стратегии, ЦОС поспособствует улучшению качества образования, ведь педагоги будут повышать квалификацию с большей эффективностью.

Чем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обучения? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент "мы и без компьютеров учились хорошо" уже не работает?

Цифровая образовательная среда - это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей. И не важно, где они живут: в мегаполисе или самом отдаленном поселке. Инструменты Цифровой образовательной среды - это электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое.

ЦОС включает в себя много составляющих, в том числе цифровую инфраструктуру, обеспечивающую технологические процессы, цифровые образовательные ресурсы и электронный контент. Лекции, тесты, презентации, виртуальные лаборатории – все это будет открыто для школьников, их родителей и педагогов. То есть наша задача – обеспечить доступность образовательного контента для каждого ребенка.

Кроме того, мы работаем над цифровизацией управления образованием – созданием аналитических систем, которые позволят ориентироваться в массивах больших данных и предлагать актуальные управленческие решения. Это тоже входит в перечень задач, которые решает наш Институт.

То есть ЦОС – это своего рода «стереосистема», всесторонне обеспечивающая учебный процесс?

Да, но важно помнить, что цифровые технологии работают только тогда, когда они реализуют дидактические возможности образования и делают учебный процесс максимально эффективным и в то же время индивидуализированным. К примеру, использовать такой формат могут дети с ограниченными возможностями здоровья http://gimn3-prol.narod.ru/health/ , находящиеся на домашнем обучении, а также дети, которые не могут посещать обычную школу. И важно, что здесь можно выбрать разный уровень подготовки – как для талантливых детей, так и для тех, кому нужна поддержка. Такой дифференцированный подход будет очень полезен для всех.

Межпредметные связи, наглядность и обратная связь – все это позволяет реализовать цифровые технологии http://gimn3-prol.narod.ru/7conf_edcrunch.html в школе. На одном и том же уроке можно, например, изучать химию и биологию, видеть, как ребенок понимает тему, диагностировать ошибки, контролировать выполнение работы. А автоматизация процесса позволяет проанализировать, какие именно темы вызывают сложности, и дает возможность составить общую картину знаний.

Кроме того, технологии позволяют увидеть совершенно уникальные вещи – траектории движения молекул, их строение и многое другое. То есть эффект получается максимальным – ребенок развивает сразу несколько видов мышления: образное, наглядное, теоретическое.

Таким образом, ЦОС стоит на трех китах педагогики: доступность, качественность и эффективность.

Часто родители ставят знак равенства между ЦОС и дистанционным обучением. В чем здесь все-таки принципиальная разница?

Разница кардинальная – это указано и в нормативных документах, в том числе в законе «Об образовании» даны все необходимые определения и понятия.

Цифровая образовательная среда http://gimn3-prol.narod.ru/tsifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_traditsionnogo_obucheniya.html собирает и объединяет между собой электронные образовательные ресурсы, а дистанционное обучение – это педагогическая технология, которая может применяться на усмотрение учителя или школы при необходимости, а ЦРС входит в практический механизм реализации этой технологии.

«Цифровая образовательная среда» — федеральный проект, рассчитанный до 2024 года и нацеленный на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечит высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Подобные проекты являются частью всех развитых мировых систем образования. ЦОС включает в себя высокоскоростной интернет в школах, обеспечение образовательных организаций современным оборудованием, платформу с обучающим материалом, который собран в одном месте и классифицирован по разным предметам, темам и году обучения, и набор сервисов.

Что такое цифровая образовательная среда. ЦОС - это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению. Такой шаг должен сделать образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения - более увлекательным. Последнего показателя планируется достичь за счет внедрения современных технологий. К ним относится: высокоскоростной интернет, сервисы мгновенного обмена сообщениями и анализа массивов больших данных.

В этом ключе современная цифровая образовательная среда является одним из действенных инструментов подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для современной экономики, который позволяет не только использовать опыт и знания преподавателей на местах, но и привлекать к процессу обучения лучших специалистов в своей области национального и даже мирового масштаба. Благодаря цифровизации российское образование в конечном счете становится органичной частью глобальной образовательной среды.

Нацпроект Образование: школы оснащаются современным оборудованием и интернетом! · Технологический рывок. Самореализация. Достаток для каждого


Источник: gimn3-prol.narod.ru

Комментарии: