РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-17 18:00

Психология

РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ

Лев Семёнович Выготский (1896-1934)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Часть 1.

В ЧЁМ ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА В ОТЛИЧИЕ ОТ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ?

У животных естественные психические функции формируются и развиваются во взаимодействиях с природной средой обитания на основе биологически наследуемых анатомо-физиологических особенностей организма. Благодаря естественным психическим функциям животные приспосабливаются к условиям изменяющейся среды обитания.

Особенности психического развития человека определяются особенностями культурно-исторического развития человеческого общества. В процессах антропогенеза и исторического развития человечества формируются и развиваются общественные формы жизнедеятельности. Они строятся на основе накопления и трансляции культурно-исторического опыта в поколениях людей.

В процессе общественно-исторического развития человечества совершенствуется материальное производство, на его основе расширяется диапазон предметов материальной и духовной человеческой культуры. При этом развиваются и преобразуются социальные отношения и связи, а также межличностные отношения людей друг к другу. Психика человека начинает обеспечивать жизнедеятельность в условиях культурной среды, выстраиваемой человечеством.

Поэтому в основе психического развития ребёнка лежат процессы формирования и развития в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ) на основе овладения культурно-историческим (общественно-историческим) опытом.

КАКОВЫ ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА?

Образовательная деятельность Воспитателя, Педагога, Учителя – это не система строгих действий, которые последовательно организуются и подчиняются причинно-следственным связям и на которые нужно опираться, чтобы закономерно получить заранее намеченный результат. Это специфически человеческая деятельность, она обеспечивает воспроизводство и трансляцию культурно-исторического (общественно-исторического, социокультурного) опыта. Значит, необходимо создать условия для формирования и развития у детей общественно значимых эмоционально-ценностных и мотивационных отношений, целеполагания, умений ориентироваться в содержании общественных и предметных отношений (знаний), а также предметно-практические и умственные действия (умений). Когда воспроизводится, совершенствуется и транслируется культурно-исторический опыт, у каждого ребёнка развиваются человеческие способности и личностные качества. Поэтому с рождения каждому ребёнку приходится овладевать

- средствами и способами реализации межличностных и социальных отношений,

- способами использования предметов человеческой культуры,

- приёмами использования и изготовления орудий, которые увеличивают возможности естественных органов и выступают средствами преобразования предметного мира,

- способами использования языка и других знаково-символических средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспечивают процессы коммуникации, фиксирование и передачу общечеловеческого опыта, организацию сознания и произвольное управление психическими процессами,

- способами произвольной организации собственных действий, поступков и психических функций на основе использования орудийных и знаково-символических средств.

Воспроизводство культурно-исторического опыта предполагает распредёленную между членами сообществ избирательность при его трансляции в поколениях. В истории человечества доступность культурно-исторического опыта для его трансляции и приобретения изменялась вслед за преобразованиями производственных отношений и меняющихся кастовых, классовых, конфессиональных, профессиональных и других типов социально-иерархических отношений в сообществах людей. Относительное равенство возможностей, доступности, выбора направлений образования начинает складываться с начала ХХ века – с момента зарождения социалистических общественных отношений – и становится всё более актуальным в связи с научно-техническим прогрессом, автоматизацией и роботизацией производства, развитием информационных технологий.

В связи с этим существуют противоположные тенденции в построении образовательных систем: от избирательной трансляции фрагментов культурно-исторического опыта, необходимых для включения детей в ограниченный диапазон социально-экономических отношений, – до предоставления каждому ребёнку потенциальных возможностей овладеть всем богатством общечеловеческого опыта и самостоятельно выбрать направление жизненной активности.

КАК У РЕБЁНКА ФОРМИРУЮТСЯ И РАЗВИВАЮТСЯ ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (ВПФ)?

ВПФ первоначально формируются во внешних, разделённых с другими людьми действиях и в общении, а затем становятся индивидуальными и «внутренними» (умственными) – интериоризируются. Формирование и развитие ВПФ проходит несколько этапов:

1. Психические функции (внимание, восприятие, память, мышление) развиваются стихийно в составе сенсомоторной и зарождающейся предметно-практической активности ребёнка.

2. В совместных действиях и общении с людьми психические функции и речевые (знаково-символические) функции объединяются в единую функциональную систему. В результате у ребёнка формируются умения выполнять совместные действия, организованные с помощью речи.

3. Внешние речевые формы организации совместных действий с людьми (родителями, педагогами, учителями) преобразуются у ребёнка во внешние речевые формы самостоятельной организации практических действий у самого себя.

4. Внешние речевые формы самостоятельной организации практических действий преобразуются у ребёнка в скрытые «внутриречевые» формы использования языковых средств и в умения произвольно организовывать и выполнять действия умственные.

Эти закономерности наглядно проявляются в развитии детей от года до трёх лет. Как только у детей появляется внешняя «эгоцентрическая речь» и активно используется местоимение «Я», формируются первые самостоятельно организуемые произвольные действия. В связи с этим появляется упрямство и противоречивость в общении ребёнка и родителей (известный «кризис трех лет» в психическом развитии). А на протяжении дошкольного возраста в игровых действиях формируются и развиваются умения произвольно выполнять действия умственные.

При этом в развитии психики ребёнка особое значение имеет присвоение способов использования знаково-символических средств: сначала он овладевает жестово-имитационными средствами, позднее речью, ещё позднее – способами использования разнообразных знаково-символических систем.

Таким образом, высшие психические функции (ВПФ) человека формируются в составе АКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, а не внутри мозга или внутри организма.

КАК В ОРГАНИЗАЦИЮ ВПФ ВКЛЮЧАЮТСЯ ЖЕСТОВЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ И ДРУГИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ФОРМИРУЮТСЯ УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ?

По мере того как ребёнок учится использовать языковые средства (а также другие знаки и символы) в совместных с людьми действиях и в общении, они приобретают две важнейшие характеристики:

а) предметную отнесённость – обозначают и замещают объективно существующие явления, предметы, их свойства, отношения, связи;

б) значение – актуализируют у людей сходные представления, обобщения, понятия, умственные действия.

Структура значений (представлений, обобщений, понятий) развивается и совершенствуется в онтогенезе. Значения исходно формируются в повседневных способах использования предметов, с которыми человек действует. Сначала ребёнок непосредственно знакомится с предметами, явлениями, их свойствами и отношениями, которые фиксируются с помощью языка и других знаково-символических средств. Позднее – когда овладевает способами использование языка и других знаково-символических средств для организации умственных действий, которые позволяют выстраивать новые значения (представления, понятия).

Постепенно ребёнок осознаёт, что одни и те же слова в составе высказываний могут быть: а) средствами указания на предметы, позволяют предметно соотносить и направлять действия людей в конкретных ситуациях; б) средствами обмена сообщениями; в) средствами обобщения, фиксирования и актуализации значений, а также организации умственных действий.

Использование языковых и других знаково-символических средств – это необходимое условие и для овладения современными научными знаниями. Различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают ребёнку возможности произвольно и преднамеренно актуализировать представления и понятия, организовывать и выполнять умственные действия и фиксировать получаемые результаты.

Благодаря тому, что в организацию высших психических функций включены языковые и другие знаково-символические средства, действия ребёнка приобретают произвольность, умственные формы организации и выполнения, осознаваемость и рефлексивность.

Литература:

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 4. Детская психология. – М.: «Педагогика», 1984. – 432 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика, 1993. – 224 с.

Автор: С.В.Маланов


Источник: vk.com

Комментарии: