РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-02-17 18:00 РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ Лев Семёнович Выготский (1896-1934) КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА Часть 1. В ЧЁМ ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА В ОТЛИЧИЕ ОТ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ? У животных естественные психические функции формируются и развиваются во взаимодействиях с природной средой обитания на основе биологически наследуемых анатомо-физиологических особенностей организма. Благодаря естественным психическим функциям животные приспосабливаются к условиям изменяющейся среды обитания. Особенности психического развития человека определяются особенностями культурно-исторического развития человеческого общества. В процессах антропогенеза и исторического развития человечества формируются и развиваются общественные формы жизнедеятельности. Они строятся на основе накопления и трансляции культурно-исторического опыта в поколениях людей. В процессе общественно-исторического развития человечества совершенствуется материальное производство, на его основе расширяется диапазон предметов материальной и духовной человеческой культуры. При этом развиваются и преобразуются социальные отношения и связи, а также межличностные отношения людей друг к другу. Психика человека начинает обеспечивать жизнедеятельность в условиях культурной среды, выстраиваемой человечеством. Поэтому в основе психического развития ребёнка лежат процессы формирования и развития в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ) на основе овладения культурно-историческим (общественно-историческим) опытом. КАКОВЫ ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА? Образовательная деятельность Воспитателя, Педагога, Учителя – это не система строгих действий, которые последовательно организуются и подчиняются причинно-следственным связям и на которые нужно опираться, чтобы закономерно получить заранее намеченный результат. Это специфически человеческая деятельность, она обеспечивает воспроизводство и трансляцию культурно-исторического (общественно-исторического, социокультурного) опыта. Значит, необходимо создать условия для формирования и развития у детей общественно значимых эмоционально-ценностных и мотивационных отношений, целеполагания, умений ориентироваться в содержании общественных и предметных отношений (знаний), а также предметно-практические и умственные действия (умений). Когда воспроизводится, совершенствуется и транслируется культурно-исторический опыт, у каждого ребёнка развиваются человеческие способности и личностные качества. Поэтому с рождения каждому ребёнку приходится овладевать - средствами и способами реализации межличностных и социальных отношений, - способами использования предметов человеческой культуры, - приёмами использования и изготовления орудий, которые увеличивают возможности естественных органов и выступают средствами преобразования предметного мира, - способами использования языка и других знаково-символических средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспечивают процессы коммуникации, фиксирование и передачу общечеловеческого опыта, организацию сознания и произвольное управление психическими процессами, - способами произвольной организации собственных действий, поступков и психических функций на основе использования орудийных и знаково-символических средств. Воспроизводство культурно-исторического опыта предполагает распредёленную между членами сообществ избирательность при его трансляции в поколениях. В истории человечества доступность культурно-исторического опыта для его трансляции и приобретения изменялась вслед за преобразованиями производственных отношений и меняющихся кастовых, классовых, конфессиональных, профессиональных и других типов социально-иерархических отношений в сообществах людей. Относительное равенство возможностей, доступности, выбора направлений образования начинает складываться с начала ХХ века – с момента зарождения социалистических общественных отношений – и становится всё более актуальным в связи с научно-техническим прогрессом, автоматизацией и роботизацией производства, развитием информационных технологий. В связи с этим существуют противоположные тенденции в построении образовательных систем: от избирательной трансляции фрагментов культурно-исторического опыта, необходимых для включения детей в ограниченный диапазон социально-экономических отношений, – до предоставления каждому ребёнку потенциальных возможностей овладеть всем богатством общечеловеческого опыта и самостоятельно выбрать направление жизненной активности. КАК У РЕБЁНКА ФОРМИРУЮТСЯ И РАЗВИВАЮТСЯ ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (ВПФ)? ВПФ первоначально формируются во внешних, разделённых с другими людьми действиях и в общении, а затем становятся индивидуальными и «внутренними» (умственными) – интериоризируются. Формирование и развитие ВПФ проходит несколько этапов: 1. Психические функции (внимание, восприятие, память, мышление) развиваются стихийно в составе сенсомоторной и зарождающейся предметно-практической активности ребёнка. 2. В совместных действиях и общении с людьми психические функции и речевые (знаково-символические) функции объединяются в единую функциональную систему. В результате у ребёнка формируются умения выполнять совместные действия, организованные с помощью речи. 3. Внешние речевые формы организации совместных действий с людьми (родителями, педагогами, учителями) преобразуются у ребёнка во внешние речевые формы самостоятельной организации практических действий у самого себя. 4. Внешние речевые формы самостоятельной организации практических действий преобразуются у ребёнка в скрытые «внутриречевые» формы использования языковых средств и в умения произвольно организовывать и выполнять действия умственные. Эти закономерности наглядно проявляются в развитии детей от года до трёх лет. Как только у детей появляется внешняя «эгоцентрическая речь» и активно используется местоимение «Я», формируются первые самостоятельно организуемые произвольные действия. В связи с этим появляется упрямство и противоречивость в общении ребёнка и родителей (известный «кризис трех лет» в психическом развитии). А на протяжении дошкольного возраста в игровых действиях формируются и развиваются умения произвольно выполнять действия умственные. При этом в развитии психики ребёнка особое значение имеет присвоение способов использования знаково-символических средств: сначала он овладевает жестово-имитационными средствами, позднее речью, ещё позднее – способами использования разнообразных знаково-символических систем. Таким образом, высшие психические функции (ВПФ) человека формируются в составе АКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, а не внутри мозга или внутри организма. КАК В ОРГАНИЗАЦИЮ ВПФ ВКЛЮЧАЮТСЯ ЖЕСТОВЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ И ДРУГИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ФОРМИРУЮТСЯ УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ? По мере того как ребёнок учится использовать языковые средства (а также другие знаки и символы) в совместных с людьми действиях и в общении, они приобретают две важнейшие характеристики: а) предметную отнесённость – обозначают и замещают объективно существующие явления, предметы, их свойства, отношения, связи; б) значение – актуализируют у людей сходные представления, обобщения, понятия, умственные действия. Структура значений (представлений, обобщений, понятий) развивается и совершенствуется в онтогенезе. Значения исходно формируются в повседневных способах использования предметов, с которыми человек действует. Сначала ребёнок непосредственно знакомится с предметами, явлениями, их свойствами и отношениями, которые фиксируются с помощью языка и других знаково-символических средств. Позднее – когда овладевает способами использование языка и других знаково-символических средств для организации умственных действий, которые позволяют выстраивать новые значения (представления, понятия). Постепенно ребёнок осознаёт, что одни и те же слова в составе высказываний могут быть: а) средствами указания на предметы, позволяют предметно соотносить и направлять действия людей в конкретных ситуациях; б) средствами обмена сообщениями; в) средствами обобщения, фиксирования и актуализации значений, а также организации умственных действий. Использование языковых и других знаково-символических средств – это необходимое условие и для овладения современными научными знаниями. Различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают ребёнку возможности произвольно и преднамеренно актуализировать представления и понятия, организовывать и выполнять умственные действия и фиксировать получаемые результаты. Благодаря тому, что в организацию высших психических функций включены языковые и другие знаково-символические средства, действия ребёнка приобретают произвольность, умственные формы организации и выполнения, осознаваемость и рефлексивность. Литература: Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 4. Детская психология. – М.: «Педагогика», 1984. – 432 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика, 1993. – 224 с. Автор: С.В.Маланов Источник: vk.com Комментарии: |
|