ОБ УТОПИЧНОМ И ИСТОРИЧНОМ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-15 05:23

наука

Подумалось тут снова про инициативы господина Мединского и прочих патриотов (в дурном смысле этого слова) относительно новых учебников истории, а также о защите исторической памяти всеми возможными и невозможными средствами.

Понятно, почему это бесит историков – это плевок в их профессию. Математиков бы тоже взбесило, если бы за возможность пересмотра теоремы Пифагора давали бы не двойку в журнал, а пару лет тюрьмы.

Но сразу не очевидно, зачем историки привлекают к этому процессу общественное внимание. Крича и размахивая руками при этом так, как будто они соревнуются с впередсмотрящим с Титаника.

Тут дело не только в обиде за ремесло, правда-правда.

Смотрите, общество без истории (развитое общество) – это общество вынужденно довольствуется мифологическим прошлым. А что это такое? Это что-то очень похожее на кисель, в котором, в некотором хаосе, пребывают герои и героические события. Эта система отличается от времени исторического тем, что она принципиально не верифицируема и не разворачивается в линию времени. Там не работают причинно-следственные связи и динамика исторического процесса. Если по-простому, то мифологическое время есть отказ от категории исторического времени. Это время безвременья, в котором абсолютно не важно, когда жил тот или иной герой, его подвиг от этого не становится менее героическим.

Иллюстрируя эту мысль можно вспомнить героев греческих мифов. Какая разница, кто там жил раньше: Гектор или Геракл, величие их подвигов от этого никак не померкнет и не засияет с новой силой. Главное, чтобы Ахилл в миф о Геракле случайно не перепрыгнул из под стен Трои.

Это я к чему. Кисель мифологического времени, как штука не проблематизируемая, прекрасно подходит для затирания проблемных исторических вопросов и для уничтожения внутренних конфликтов общества. При этом, не решение общественного конфликта, а как бы замалчивание, потеря, исчезновение того куска исторического процесса, где это реально происходило.

В качестве примера можно вспомнить главный храм вооруженных сил: полное единство Креста и звезд, которого реально никогда не было. Но об этом, с точки зрения мифотворцев, помнить не нужно, вредно и опасно. Лучше воскресить в памяти Битву на Неве и героическую Оборону Ленинграда. И то и другое – против иноземцев и примерно на одной и той же территории. Вот сделать на этом акцент и объявить, что некие «мы», всегда от этих рубежей гнали неких «их». А потом и Петра можно вспомнить, который именно отсель и собирался грозить шведу.

А потом поставить в повествовательный ряд и князя Александра, и царя Петра и маршалов Мерецкова с Говоровым. И сказать как они все боронили от недруга Святую Русь. Но фишка в том, что реальный князь Александр слабо бы понял идею национального государства как таковую, Петр, император всероссийский, явно морщился бы от такого архаизма как «Русь» и оба они с великой радостью повесили бы Мерецкова с Говоровым на березе, хреновых революционеров, которые служили цареубийцам и безбожникам. А уже потом Петр предъявлял бы Александру за мир с Ордой. А Александр бы с интересом слушал рассказ про то, куда делся император Византии и как так вышло, что какой-то худородный Романов, ему, Рюриковичу выговаривать смеет. Ну, чисто гипотетически. Само собой в реальности такого не могло быть. Я это привел как пример того, что не было в головах людей столь разных эпох некоего одного конструкта, который они любят и защищают.

Но мир мифа тем и прекрасен, что нет там никаких эпох, что можно все смешать со всем и не испытать от этого никакого несварения.

Но, простите, я увлекся. Вернусь к началу: почему мы, историки, считаем забвение истории ради мифологии очень опасной штукой? Потому что без-исторические общества – это общества, которые пытаются построить ту или иную утопию. Всякая утопия требует создания абсолютно нового человека, такого, который бы прекрасно жил в обществе, которое ему нарисуют. А нарисовать простой, понятный и прекрасный мир, опираясь на историю – невозможно.

Посмотрите на утопию Мора, на утопию Кампанеллы, на утопические проекты Савонаролы, Пол Пота, Гитлера и многих других - там истории либо нет, либо она заменена мифом. Так как миф гораздо лучше воспитывает людей, нужных для построения этой утопии: растит их некритичными (с мифологическим сознанием вырастить критичность – проблема проблем), с нужным словарем и системой ценностей.

Вот это историка и пугает: замещение истории мифом – жесткий маркер попытки пропихнуть очередное «светлое будущее», которое, с исторической неизбежностью обернется антиутопией.


Источник: vk.com

Комментарии: