Медитация. К вопросу о научной обоснованности известной психопрактики |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-02-04 11:07 Как объяснить медитацию с научной точки зрения? Как работает мозг в состоянии саморегуляции? И почему этот процесс не запускается самостоятельно? Об этом и многом другом рассказал Михаил Александрович Бендюков, доктор психологических наук, профессор кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, бизнес-консультант, специалист в области самопрограммирования и саморегуляции психических состояний, преподаватель Института практической психологии «Иматон». На конференции «Актуальные проблемы практической психологии» в Твери Михаил Александрович выступил с докладом «Медитация. К вопросу о научной обоснованности известной психопрактики». Для чего нужна саморегуляция любого свойства (будь то медитация, релаксация, ментальный тренинг, сенсорная репродукция и пр.)? Неужели человек не регулирует себя сам? Сердце бьется, мы дышим автоматически, все само по себе работает — с чего вдруг какая-то саморегуляция? Проблема саморегуляции в том, что мы, живя в социальной среде, от нее получаем требования, обращенные к неокортексу — части мозга, которая отвечает за мысли, анализ, творчество, сознание. Почему? Потому что сама цивилизация создана «от ума»: с точки зрения более глубоких слоев — лимбического мозга и рептильного мозга — она искусственная. Лимбический мозг родился и сформировался 500 тыс. лет назад, когда никакой цивилизации не было. Принципиальный момент состоит в том, что именно лимбический мозг (эмоции и чувства) является центром нашей психики несмотря на то, что, обращаясь внутрь себя, мы обнаруживаем сознание. Нам кажется, что мы функционируем в этом мире осознанно, с помощью префронтальной коры, но это неправда. Префронтальная кора быстро устает, работает не очень хорошо, в ней нет собственной системы мотивации: дофаминовая система находится в среднем мозге, в лимбическом мозге. Там же находится таламус, куда приходят сигналы внешнего мира. Поэтому оценка внешних обстоятельств первично всегда эмоциональная. Но поскольку сам лимбический мозг сформировался в доцивилизационное время, человек склонен вести себя «не по-человечески», поэтому саморегуляция призвана усилить влияние высших психических процессов на нижележащие, поставить их под контроль. Это главная задача любой саморегуляции, потому что само по себе это работает плохо. Эта задача решалась тысячи лет. Когда науки не было, она решалась в религиозной практике… Проблема психологии состоит в том, что мы знали о религиозных практиках, которые широко называются «медитацией» (сюда входят и молитвы, и мантры), но подойти к этому никак не могли. Психология как наука появилась как психофизика, а физика занимается феноменами (чувственно воспринимаемыми явлениями действительности — внешней или внутренней). Чтобы феномены вошли в социум, они должны быть названы словом, и уже с понятиями мы работаем дальше, уточняя и развивая их. Эту феноменологию психология изучала более ста лет с помощью методов естественных наук, то есть эксперимента. Мы знали, что в религиозных практиках есть особые состояния, но войти туда с нашей терминологией, нашим практическим, прагматическим научным подходом мы не могли. Почему? Потому что там уже все названо и описано. В религии есть все: концепции человека и мира, устройство психики, цели и ценности жизни и проч., и это отработано тысячелетиями. Мы видим, что человек в ходе религиозных медитативных практик меняется, испытывает облегчение, а почему — не знаем. Как только ты прикасаешься к религиозным практикам, ты должен освоить всю эту семантику религии, войти в религиозное описание человека и мира. Но наукой там уже и не пахнет, и ты становишься религиозным деятелем. Наука никак не могла «зацепить» эти тонкие феномены. Более грубые феномены, связанные с саморегуляцией, мы смогли определить. В начале прошлого века в язык науки вошло понятие «аутогенная тренировка», истоки которой — индуистские психопрактики. Иоганн Шульц перевел это на прагматический язык. Но только первую ступень АТ. Это удалось, потому что феномены простые и понятные: расслабление, тепло, тяжесть. Но обратите внимание, что у аутогенной тренировки две ступени, и высшая ступень, на которой происходит визуализация, все равно «заворачивает» в религиозное мировосприятие не остается в структуре научного исследования. Таким образом, в XX веке все знали о медитации, но на языке науки ее описать не могли. Первая книга, в которой автор пытался разобраться в феномене медитации, на русском языке вышла в 1983 году — это была книга Н.В. Абаева «Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае». Но проблема, что это такое вообще и как «выловить» эти феномены медитации, оставалась, и в психопрактиках использовали, прежде всего, релаксационные техники. Для меня в 1990-х годах это маркировало определенный кризис психологии, который возник потому, что за 150 лет развития психологии все феномены, доступные интроспекции, были уже исследованы и новых феноменов просто не было… Психология вышла из этого кризиса с помощью так называемых когнитивных наук или, попросту, психофизиологии. Появились новые методы (прежде всего, компьютерная томография), которые позволили проводить тонкие динамические исследования на живом мозге, наблюдать за электрохимической активностью мозга. Это позволило понять, в чем специфика медитации. Различные состояния по-разному проявляются в электрохимической активности мозга. Провели эксперимент: с помощью МРТ измерили электрохимическую активность человека, знающего, что такое медитация, в обычном состоянии, а затем в состоянии медитации. И увидели, что электрохимическая активность другая, это действительно другое состояние. В спокойном бодрствовании работает так называемая «default mode network», функциональная сеть. Представьте, что вы стоите на берегу моря и размышляете, хватит ли денег до конца поездки, надо бы помириться с другом, дома надо не забыть у машины колеса поменять. Такие спонтанные мысли крутятся вокруг себя любимого, у йогов это состояние называется «беспокойный ум обезьяны». Другое состояние определяется сетью «salience network», сетью выявления значимости, – состояние, когда вы сконцентрированы на том, что происходит здесь и сейчас. Вы стоите на берегу моря, вы чувствуете запах моря, слышите шум волн, чувствуете ветерок, ощущаете тонус мышц. Здесь и сейчас – и никаких других мыслей нет. У обеих систем есть эволюционный биологический смысл. Мозг формировался в древние времена у животных, которые жили среди опасностей, надо было все время следить за окружающей средой в поисках еды или партнера для продолжения рода: для этого и нужна default mode network. Вот и мы продолжаем следить за миром, постоянно думая о разных вещах, — это наше базовое состояние. Но бывают ситуации, когда нужно выполнять сложно организованную деятельность и полностью центрироваться на чем-то, отсекая все остальное. Тогда работает salience network… Источник: www.psy.su Комментарии: |
|