Kulturkampf между радикальным мультикультурализмом и воинствующим секуляризмом |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-02-02 19:56 Юрген Хабермас в своём докладе 2008 года удачно определяет стороны наблюдаемого на Западе противостояния в виде двух одинаково либеральных лагерей, и лишь где-то между ними остаются зажаты верные христианской Европе. Чтобы ответить на вопрос, как мы должны осознавать себя в качестве членов постсекулярного общества, мы можем взять за основу эти два взаимопересекающихся процесса. Такие ярые идеологические противники, как мультикультуралисты и секуляристы, ведущие между собой публичные дебаты, не задумываются над тем, как согласовать эти процессы. Сторонники мультикультурализма призывают к защите коллективных идентичностей и обвиняют своих оппонентов в приверженности к "просветительскому фундаментализму", в то время секуляристы настаивают на бескомпромиссном включении меньшинств в существующую политическую систему и обвиняют своих идеологических противников в "мультикультуралистском предательстве" основополагающих ценностей Просвещения. [Типичный американский консерватор идеально вписывается во вторую группу.] В некоторых европейских странах большую роль в подобных спорах играет третья сторона. Имея у себя за спиной церковь с ее вековыми традициями, консервативные христиане наконец делают шаг навстречу так называемой культуре Просвещения (которая проходит у них под псевдонимом "западных ценностей"), подрывая таким образом универсалистскую направленность принципов Просвещения. [Как таковая своя сторона у консерваторов появилась разве что с подъёмом правопопулистских и националистических сил.] Но эта маскировка размывает границы между двумя вышеозначенными серьезными оппонентами, на позициях которых я сфокусирую внимание в первую очередь. Мультикультуралисты борются за непредубежденную адаптацию юридической системы к стремлению культурных меньшинств получить действительно равные права. Они предупреждают об опасности, которую таит в себе политика насильственной ассимиляции. Секулярное государство, говорят они, не должно подстегивать инкорпорацию меньшинств в эгалитарное сообщество граждан, "с мясом" вырывая индивидов из сформировавшей их среды. С этой "коммунитарианской" точки зрения политика абстрактной интеграции несет в себе угрозу подчинения меньшинств императивам культуры большинства. Сегодня мультикультуралисты вынуждены грести против ветра: "Не только академики, но и политики, и газетные колумнисты видят в Просвещении крепость, которую необходимо защищать против исламского экстремизма" . Такая реакция, в свою очередь, дает возможность развернуть критику "просветительского фундаментализма". Например, Тимоти Гартон Эш пишет в "New York Review of Books" (от 5 октября 2006 года), что "даже мусульманские женщины возражают против аргументации Хирши Али (выступившей соавтором фильма Тео ван Гога), которая видит причину угнетения в исламе, тогда как его действительным источником является национальная, региональная или племенная культура" . Как бы то ни было, иммигранты-мусульмане не могут быть интегрированы в западное общество "помимо" своей религии: европейцам придется принять их вместе с исламом. С другой стороны, секуляристы борются за "дальтоническое" (color-blind) включение в общественную жизнь всех граждан, невзирая на их культурное происхождение и религиозные убеждения. Эта сторона предостерегает против последствий "политики идентичности", которая "заходит слишком далеко" в адаптации юридической системы к стремлению меньшинств сохранить свою самобытность. [2008 год, напоминаем.] С "лаицистской" ("laicistic") точки зрения религия должна оставаться сугубо частным делом. Так, Паскаль Брюкнер отвергает культурные права, потому что они чреваты возникновением параллельных обществ - "маленьких самоизолировавшихся социальных групп, каждая из которых придерживается собственных норм" . Брюкнер недвусмысленно осуждает мультикультурализм как "антирасистский расизм", хотя его критика применима лишь к ультрарадикальным мультикультуралистам, выступающим за введение коллективных культурных прав. По мнению Брюкнера, такая защита целых культурных групп приведет на поверку к ущемлению прав их индивидуальных членов, которые не смогут выбирать образ жизни по своему усмотрению. Таким образом, обе конфликтующие стороны претендуют на роль борцов за одну и ту же цель - либеральное общество, которое позволит автономным гражданам сосуществовать в цивилизованном порядке. И все же они - соперники в яростной Kulturkampf, которая разгорается с новым жаром при каждом удобном (в политическом отношении) случае. Хотя ясно, что их точки зрения взаимосвязаны, они без устали спорят о том, что более важно - сохранение культурной идентичности или унифицированное гражданство. Эта дискуссия черпает полемическую остроту в антагонистических философских предпосылках, которые оппоненты - справедливо или нет - приписывают друг другу. Ян Бурума сделал интересное наблюдение: он обратил внимание на то, что после 9/11 академические дебаты о Просвещении, модерне и постмодерне перенеслись из университетских аудиторий на рыночные площади. Полемический задор подогревался проблематичными базовыми предпосылками: с одной стороны, наступал культурный релятивизм, черпавший вдохновение в критике разума, с другой - бескомпромиссный секуляризм, стимулируемый неприязнью (мягко говоря) к религии. Мультикультурализм в своей радикальной версии часто ссылается на так называемую несоизмеримость различных мировоззрений, дискурсов и концептуальных схем. С такой "контекстуалистской" точки зрения культурные образы жизни воспринимаются как семантически закрытые универсумы, каждый из которых придерживается собственных стандартов рациональности и представлений об истине. Такой подход приводит к мысли, что каждая культура существует сама по себе, как семантически запечатанная монада, неспособная вести диалог с другими культурами. Если не считать неустойчивых компромиссов, единственной альтернативой, которая могла бы привести к прекращению конфликтов между культурами, является в таком случае либо подчинение, либо обращение (конверсия). Исходя из таких предпосылок, радикальные мультикультуралисты не могут усмотреть в каком бы то ни было универсалистском проекте - будь то демократия или права человека - ничего, кроме империалистической экспансии доминирующей культуры. Такая релятивистская установка неизбежно лишает самое себя критериев оценки, а стало быть, и возможности осмысленно критиковать власть за нарушение прав того или иного культурного меньшинства. В наших постколониальных иммигрантских обществах дискриминация меньшинств обычно коренится в распространенных культурных предрассудках, которые приводят к избирательному применению установленных конституционных принципов. Поэтому если человек не обнаруживает в себе универсалистской приверженности этим принципам и не готов относиться к ним со всей серьезностью, он лишает себя точки обзора, с которой было бы видно, как предрассудки культуры большинства сказываются на интерпретациях конституции. Здесь не место углубляться в философию, но любой непредвзятый человек неизбежно придет к пониманию того, что позиция культурного релятивизма, опирающаяся на постмодернистскую критику разума, является неубедительной и, по большому счету, незащитимой (25). Однако сама эта позиция интересна по другой причине: из нее легко вывести прямо противоположные политические заключения, чем и объясняется специфическая путаница, открывающая для спорщиков возможность поменяться местами. Ирония ситуации в том, что точно такой же релятивизм присущ воинствующим христианам, которые борются с исламским фундаментализмом и в то же время с гордостью провозглашают культуру Просвещения либо неотъемлемой частью романо-католической традиции, либо специфическим ответвлением протестантизма. С другой стороны, эти консерваторы нашли себе странных союзников в лице некоторых бывших леваков-мультикультуралистов, превратившихся в воинствующих либеральных ястребов. Эти новообращенные даже влились в ряды неоконов, которых называют "фундаменталистами от Просвещения" ("Enlightenment fundamentalists"). В борьбе против исламских фундаменталистов они встали под знамена того самого Просвещения, с которым некогда враждовали не на жизнь, а на смерть; и все это делается во имя "западной культуры", трактуемой в антиуниверсалистском ключе: "Просвещение приобрело в их глазах особую привлекательность по двум причинам: во-первых, потому, что его ценности не были вполне универсалистскими, и, во-вторых, оттого, что это были "наши" - то есть европейские, западные - ценности". Разумеется, этот упрек не относится к тем интеллектуалам-"лаицистам" (в основном французского происхождения), для обозначения которых был изначально изобретен термин "фундаменталисты от Просвещения". Но и в этом случае все дело в философских предпосылках: только они могут объяснить особую воинственность этих действительно универсалистски настроенных стражей традиции Просвещения. По их мнению, религия должна уйти из политического публичного пространства в частную сферу, потому что с когнитивной точки зрения религия была преодолена исторически как ушедшая в прошлое "интеллектуальная формация" (устаревший "Gestalt des Geistes", как выразился Гегель). В свете принципов либеральной конституции к религии приходится относиться толерантно, но она не владеет культурными ресурсами, которые могли бы облегчить самопонимание действительно современного сознания. "Постсекулярное" общество - что это такое? О новом европейском порядке: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma Источник: www.russ.ru Комментарии: |
|