Итак, постмодерн – это недоверие в отношении метарассказов. Нарративная функция теряет свои «функторы»: великого героя, великие опасности и великую цель.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-14 06:13

Философия ИИ

Итак, постмодерн – это недоверие в отношении метарассказов. Нарративная функция теряет свои «функторы»: великого героя, великие опасности и великую цель. Но необходимо отметить, что состояние постмодерна чуждо как разочарованности, так и слепой позитивности установления границ. В чем же может заключаться легитимность постсовременного знания в эпоху после метарассказа?

Постсовременное знание «оттачивает нашу чувствительность к различиям и усиливает нашу способность выносить взаимонесоразмерность. А основанием его самого является не гомология экспертов, а парология изобретателей». Теоретики постмодерна ставят перед собой задачу сделать нас более чувствительными к тому, что мы можем знать и чего мы не можем знать («вещи в себе»), а также и к природе наших утверждений, особенно когда речь идет об обобщениях по поводу «других» дискурсов.

Отложив в сторону вопрос о том, актуален ли основной корпус идеологии модерна, рассмотрим альтернативный набор убеждений, который разделяют постмодернисты. Он включает в себя концепцию личности как нестабильной, противоречивой и социально сконструированной; концепцию того, какие формы авторитета или знания легитимны, а именно – множественные, партиципаторные формы; концепцию истории как не-линеарной, непрогрессистской и всегда читающейся через ограниченную перспективу настоящего так же, как через партикулярный социальный контекст; и концепцию общества как достижения, которое базируется на оценке различий без оппозиций.

Таким образом, повседневность представляет уникальный объект исследования и обладает собственным режимом рациональности. Исследование повседневности отвечает принципам постмодернизма, которые легитимируют множественные формы знания, базирующиеся на оценке различий без оппозиций. Поэтому в исследовании становления социальных институтов и происхождении теоретических форм мировоззрения объектом исследования должны стать мотивы, желания и интенции индивидов, экзистенциальные модусы сознания, которые определяют повседневную рациональность. Модели постмодернистской ментальности начинают формироваться в культуре и искусстве, эти тенденции заявляют о себе и в новых практиках повседневной обыденной жизни.

Расхождение науки, искусства и духовности – признак рациональности западной культуры, - считает Юрген Хабермас. В дискурсе постмодерного видения мира в орбиту включается все разнообразие знаний о действительности. Такой подход делает мир разноплановым, эклектичным, фрагментарным, разнообразным. Постмодернизм – одна из магистральных тем западной эпистемологии последних лет ХХ в.

Философское осмысление достижений постнеклассической науки (после классики, после модерна), которые никак не укладывались в рамки рационалистического дискурса, привело к выводу о необходимости изменения эпистемологической стратегии в целом.

Постмодернизм как теоретический подход часто отождествляют с постструктурализмом, который разделяет ряд его критических методов и целей. В отличие от структуралистов представители постструктурализма утверждают новый тип организации научного сознания, феномен «соединения несоединимого» отражает современную духовную и интеллектуальную ситуацию, когда доверие к традиционному «метарассказу» утрачено.

Постструктурализм – критическое направление и идейное течение в культурной жизни Запада. В постструкутрализме используется принцип методологического сомнения по отношению ко всем позитивным истинам, установкам и убеждениям, существующим и существовавшим в западном обществе и применяющимся для его самооправдания и самолегитимации. В самом общем плане теория постструктурализма – это выражение философского релятивизма и скептицизма, «эпистемологического сомнения», являющегося по своей сути теоретической реакцией на позитивистские представления о природе человеческого знания.

В рамках постструктурализма развивается качественная методология социальноантропологического и социологического исследований, основанная на анализе текстов глубинных интервью – нарративов, биографий, устных историй, т.е. исследования обыденной повседневной жизни обычного человека. Нужно отметить, что в развитии качественной методологии велика роль более ранних работ, в частности, немецкого психолога Вильгельма Дильтея, который впервые применил verstehen (нем.- понимать) в значении, вдохновившем Макса Вебера на развитие понимающей социологии. Идеи Дильтея об эмпатийном понимании как методе социальных наук и важности психологического понимания культурных явлений поместили в фокус гуманитарных и социальных наук геремневтику и различные варианты качественных методов, в частности, метод интерпретативной биографии.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что значительной проблемой исследования современности стала проблема легитимации субъективного знания, в том числе и так называемого альтернативного научному, которые не вписываются в доминирующий рационалистический метанарратив.

М.Б.Дандарон "Дискурсивное содержание постмодернизма"


Источник: vk.com

Комментарии: