Философия: многообразие определений рассудка и понятие разума.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-21 04:31

Философия ИИ

1.             Предварительные замечания о трансцендировании и   законе прямого отношения объема и содержания

2.             Трансцендент и его функции, пример марксизма

  1. Истинная целостность транцендента  как особенность философии
  2. Трансцендент в становлении (доказательства  необходимости) философии
  3. Философия как трансцендент религии
  4. Трансцендирование  в истории философии

1.Предварительные замечания о трансцендировании и   законе прямого отношения объема и содержания

Содержание (общее)

1.          Философия как мудрость

http://philosophystorm.org/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-1-filosofiya-kak-mudrost

2.            Философия как наука

http://philosophystorm.org/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-2-filosofiya-kak-nauka

3.            Философия как трансцендент

4.            Философия как искусство

5.            Философия как идеология

6.            Философия как гуманитарное знание

В алгоритме Алексеева и Панина (МГУ) логичнее  изменить порядок т.к. по принципу прямого отношения объема и содержания в диалектике все   предыдущие характеристики снимаются в содержании последующей характеристики, своеобразная «матрёшка». Так наука (законы) есть явление мудрости, а сам трансцендент есть  явление науки (закон) в разуме, а далее, искусство есть явление транцендента и т.д. Т.е. само бесконечное понятие  философии есть снежный  ком  монолита  её атрибутов. На этом снежный ком не заканчивается, так  в Абсолютном духе (Философия духа) снимается триада  «искусство-религия – философия», где снимаются все аспекты субъективного и объективного духа, а до этого в структуре бесконечного понятия снялось  три отношения мысли к объективности (история классической философии) и т.д.  Поэтому  недоразумение моего уважаемого  оппонента понятно.

эфромсо, 13 Февраль, 2021 - 13:16, ссылка

«В глубину содержания понятия «мудрости»  проник Г.В.Ф. Гегель» (ЛАС).

Такое заявление трудно как опровергнуть, так и доказать,

а предметно исследовать мудрость - буквоеды не решаются .

ЛАС

«так доказательство  есть становление результата в истинном целом («Феноменология духа»), доказательство  понятия мудрости, или высшей истины ЕДИНОГО, является вся история классической философии,  а в сжатом виде «Три отношения мысли к   объективности», что и есть три необходимых момента  абсолютного понятия истины (отразил подробно http://philosophystorm.org/dialektika-gegelya-kak-logika-beskonechnogo-p...

1. Актуальность

2. Становление  бесконечного понятия

3. Диалектика как расширяющая вселенная

4. Три отношения мысли к объективности как  моменты бесконечного понятия истории  классической философии.

5. Логика бесконечного понятия сущности бытия

Што-то я не усматриваю никакой диалектики в бессодержательном оглавлении

из предложений, выглядящих оксюморонами...

 и т д

 Да еще Гегеля  обозвали метафизиком?http://philosophystorm.org/gegel-metafizik

 Здесь выражая в разумном понятии философию, начинаем выражать любой атрибут, в т.ч. и мудрость, о чем шла речь в дискуссии.

 С другой стороны,  здесь сложно что-то сравнивать  с диалектикой Ленина, хотя я и марксист (http://philosophystorm.org/article/vk-vladlen-uroki-dialektiki).

2.Трансцендент и его функции, пример марксизма

Абстрагируемся от обширной истории философии этого термина, в данном изложении важен позитивный смысл этого термина. Новейший философский словарь: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы), другой перевод: «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы» — то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта /https://gufo.me/dict/philosophy/.  Рассмотрю функции трансцендента на примере марксизма.

Так как мой интерес диалектика социализма, то изначально исхожу из того, что марксизм как истинная теория решает две функции:1) объясняет современную общественную реальность;2) указывает на будущее. Вторая функция трансцендента указывает на результат современного социального развития  как коммунизм – гуманизм. Пример марксизма в отношении трансцендента  утверждает, что необходимой функцией этого процесса является осознание того, что следует  преступить, т. е  установить предел, границы исходного нечто. Вторая функция трансцендента  есть осознание содержание и формы нового результата. Так Маркс является  автором симметрии истории, обосновав данный принцип в «Экономических философских рукописях 1844 года» и практически взял за основу написания «Капитала». И что здесь есть трансцендент, за какие границы  классического марксизма  выходит современное сознание? Последователи  развили этот принцип на всю человеческую историю в целом, опираясь дополнительно на диалектику абсолютного отрицания (отрицание отрицания). Симметрия делить историю на две половины, т.к. первая половина уже свершилась и хорошо изучена исторической наукой, то опираясь на данные знания, можно  с достаточным  основанием, с учетом имеющихся тенденций размышлять о будущем. Так процесс социализма, это не представления действующих коммунистов, а то, что обратный процесс в истории занимал десятки веков (подробнее в публикации). Трансцендент в марксизме предполагает на основании материалистического понимания истории, законов  материи как субстанции (законов функционирования и развития) указать на бесклассовое будущее человечества. Сам коммунизм подчиняется закону мимолётности, и, по логике данного закона, завершиться  очередной сменой формы движения материи. Конец традиционной истории  симметричен  её началу. Начало истории исследовал на философском уровне  ученый  Б.Ф. Поршнев (О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., «Мысль», 1974.).

  1. Истинная целостность транцендента  как особенность философии

Во введении  «Феноменологии духа» Гегель обосновал принцип истинного целого: «Ибо суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением; цель сама по себе есть безжизненное всеобщее, подобно тому, как тенденция есть простое влечение, которое не претворилось еще в действительность; а голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию». То, что становление результата (опосредствование непосредственного) является доказательством результата, Гегель озвучил  в ведении  "Философии права".

 Движение опыта сознания идет  от достоверности к истине, от становления к своему результату (ЭФН). Достоверность в разуме есть форма несовершенства, ограниченности: где наряду с истинной присутствует ложь, недоразумение, предрассудки, непонимание, заблуждения и т.п.

Особенность философии в том, что её трансцендентальность достигает  истинной целостности как в своей предыстории (становлении) так в своей истории.

  1. Трансцендент в становлении (доказательства  необходимости) философии

Доразумные формы: опыт, наука, материализм, эмпиризм, искусство, религия. Здесь последующее есть трансцендент предыдущего:  так наука есть трансцендент опыта; искусство  - трансцендент науки; религия – трансцендент  искусства; философия есть трансцендент  религии. Таков тернистый путь движения  истины от свой достоверности посредством трансцендирования.

Опыт

Кратко повторю логику Е.С. Линькова.  У дикаря нет опыта, т.к. он не выделял себя из мира вещей, не осознавал свою субъективность. Наоборот, первый человек обладал опытом, где субъект и объект различаются. Благодаря  памяти (Аристотель) человек способен накапливать опыт, умения, навыки  своей деятельности. В этом и состоит мудрость человека в отношении опыта.

Наука, эмпиризм, материализм (печать идеализма)

В отношении к опыту здесь нет различий. Здесь присутствует осознание противоречивости субъекта и объекта  в деятельности, тождество субъекта и объекта в наличии, иначе бы процесс познания отсутствовал. Однако понимание единства субъекта и объекта в противоречии отсутствует,  т.к. для этого должно быть определено  содержание субъекта. Т.е. предметом сознания должен быть не только объект, но и сам субъект (сознание). Это самосознание (идеализм) отрицается внешним образом  (критика идеализма Гегеля со стороны Маркса), а с другой стороны, реально существует, но не признается (определенность науки, эмпиризма, материализма). Реальность самосознания (идеализма) проявляется в бесконечности мышления  в форме  логик (М.И. Белоногов): ассоциативной логики, уровень бесконечного  восприятия -  восприятие восприятий; комбинаторной логики, уровень бесконечного представления - представления  представлений;  формальной логики – мышление мышления (Аристотель); диалектики, уровень бесконечного понятия  - понятия понятия (Гегель). Об этом только и говорят как в классическом марксизме, так и в современном марксизме, но категорически отрицают этот разумный  идеализм, т.к.  покинуть  идеализм основного вопроса философии. Хотя проскакивает позитивная оценка  умного идеализма, или самого материалистического произведения у идеалиста Гегеля (Ленин).

Игнорирование идеализма  проявляется в дурной бесконечности законов науки, в ограниченности формальной логики, в неспособности данных форм  отразить изменяющее сознание в целом (иррационализм, мистицизм, мифология  и т.п.).  Высшая истина марксизму недоступна, его предел относительная истина (Ленин). Эмпиризм   как опытное сознание несет в себе всю ограниченность опыта (А.Н. Муравьев, докторская диссертация «Философия и опыт»).

Искусство

Попытка преодолеть недостатки науки формой искусства. Здесь интуитивно осознается  бесконечность  формы и содержания  во ВСЕОБЩЕМ. Наука форму и содержание, субъект и объект  разделяет, искусство соединяет в монолите. Если форма и содержание  различаются, то это не искусство. Только необходимо различать творца, потребителя и само произведение искусства. Форма мышления творца и потребителя остается на уровне чувственности, т.к. уровень восприятия всеобщего остается чувственным, а искусство определяется как чувственная всеобщность, или всеобщая чувственность. В этом и недостаток, ограниченность  искусства, т.к. сфера истинности скрывается от чувств, т.е. искусство есть только сфера достоверности.

Религия

Цель религии - преодолеть недостаток искусства, познать всеобщее (бог) само по себе, не обращаясь к чувствам. Однако  несовершенство формы религиозных представлений несет в себе всю чувственную  сферу. Нет метода, познать всеобщее само по себе в истине, без чувств. Поэтому у  бога как всеобщего все атрибуты  из чувственной сферы (всемогущественный, всемудрый, всевидящий и т.д.).  В итоге, религия со своей стратегической целью не справилась, т.к. не преодолела ограниченность искусства. Здесь трансцендирование не сработало, но цель религии стала отправной точкой для философии.

5. Философия как трансцендент религии

Прежде чем размышлять  о философии, необходимо напомнить её суть, т.е. где сфера философии, а где нет  философии. Используем авторитетный  профессиональный источник: Е.С. Линьков, Лекции разных лет. Т.1. СПб.: ГРАНТ ПРЕСС, 2021. -494 С.

227 – 228 с

« -Итак, чем же,  в самом деле, занимается философия? Ни чем иным как определением …всеобщей природы мышления… одновременно занимается  всеобщим определением бытия (ЛАС: и наоборот).

-Философия  имеет своим предметом всеобщее, которое достигнув всестороннего  развитие в  себе самом, и есть мышление.

-Философия может изучать явления с позиции Всеобщего

-Разум есть всеобщее познание всеобщего, всеобщее мышление всеобщего содержания.

- Разумное мышление есть высшая  ступень развития человека.

- Всеобщее нуждается в человеке для встречи с собой.

 Разумный человек познает и определяет всеобщее»

 Для меня с марксистским мировоззрение  это означает то, что «марксистско-ленинская философия»  отношения к философии не имеет, т.к. «Абсолют – всеобщее»  для Ленина есть «боженька» (Конспект «науки логики», 29т).  Поэтому у левых и отсутствует всеобщее  конкретное понятие социализма, одни абстрактные определения, которые целостного понимания не дают.

Та же трудность и с определением  всеобщего понятия самой философии. Споры по данному поводу не утихают.   Даже на  форуме психологов  эту тему поднимают, трансцендент  разума, преодолевающий ограниченность рассудка предельно сложная и трудная проблема. Для рассудка  тема бесконечного понятия  закрыта, «чистая доска» не работает, необходим трансцендент в сферу самосознания.

 Форум психологов: « За что ненавидят Гегеля?»,  Shelma сказала:

«Можете перевести, о чем здесь говорится? Выразить основную мысль этого отрывка? 

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. Т. 1. - М., 1974. - С. 419-421.

Эта наука постольку представляет собой единство искусства и религии, поскольку внешний по своей форме способ созерцания искусства, присущая ему деятельность субъективного созидания и расщепления его субстанционального содержания на множество самостоятельных форм, становится в тотальности религией.. В религии в представлении развертывается расхождение и опосредствование раскрытого содержания и самостоятельные формы не только скрепляются вместе в некоторое целое, но и объединяются в простое духовное созерцание и, наконец, возвышаются до мышления, обладающего самосознанием. Это знание есть тем самым познанное посредством мышления понятие искусства и религии, в котором все то, что различно по содержанию, познано как необходимое, а это необходимое познано как свободное.

Соответственно этому философия определяется как познание необходимости содержания абсолютного представления, а также необходимости обеих его форм, — с одной стороны, непосредственного созерцания и его поэзии, как равным образом и объективного и внешнего откровения, которое предполагается представлением, а с другой стороны, прежде всего субъективного вхождения в себя, затем также субъективного движения вовне и отождествление веры с предпосылкой. Это познавание является, таким образом, признанием этого содержания и его формы и освобождением от односторонности форм, возвышением их до абсолютной формы, самое себя определяющей как содержание, остающейся с ним тождественной и в этом тождестве представляющей собой познавание упомянутой в-себе-и-для-себя-сущей необходимости. Это движение, которое и есть философия, оказывается уже осуществленным, когда оно в заключение постигает свое собственное понятие, то есть оглядывается назад только на свое же знание».

ЛАС:

Философия как высшая истина есть результат  становления духа (д.ф.н. А.Н. Муравьев: дух есть   истина в себе и для себя). Дух проходит в своем становление  свою конечность (достоверность)  как «Субъективный дух»: душа…, феноменология духа,  стадию психологии. Вторая конечность духа - это его «Объективный дух» (право - мораль – нравственность…);  в результате «Субъективный дух»: искусство – религия – философия.

В самой «Феноменологии духа» Гегель объяснил в разделе «Самосознание» что есть бесконечное понятие сознания (мышления), структура которого содержит три момента: всеобщее – особенное - единичное.

Гегель эту идею использовал для  осмысления  понятия философии.

 Вся сложность понимания заключается в том, что  путь познания идет от достоверности к истине (ФД),  от  бытия к мышлению в разумном понятии этого бытия (НЛ). В данном случае, субъективный и объективный дух есть формы бытия духа, а абсолютный  дух есть разумное (бесконечное)  понятие этого бытия. Главная мысль в том, что  искусство, и религия, и философия в абсолютном  духе есть мышление самого понятия духа, или философии.

 Остальное понимание следует  из понимания диалектики  бесконечного понятия.

 Искусство  есть чувственное мышление  всеобщего (его определение), чувственное, т.е. индивидуальность формы мышления. Гегель исходит из  исторической логики, т.е. религия  пытается преодолеть форму чувственной индивидуальности в искусстве, преодолеть свой формой всеобщности (Э.В. Ильенков: всеобщее имеет отношение ко всему), т.к. религия имеет отношение ко всем верующим без исключения. Проблема религии в том, что это мышление в представлениях, где разрыв содержания и формы, единство только в понятии, отчасти в искусстве. Почему в искусстве, если содержание там всеобще, а форма  чувственная?  В искусстве своя «триада»: творец – потребитель – творение. Искусство тогда искусство, если  содержание и форма  в творении едины.  А форма мышления творца и потребителя индивидуальна.  В данном отношении к искусству, религия  выступает как его определенность  и конкретизация в отношении абсолютной формы.  Поэтому религия отрицает у искусства его индивидуальность формы (А= не - А).

Далее единичный момент понятия – сфера философии, которая снимает  различие между искусством и религией, достигает полной всеобщности, абсолютности  содержания бытия (всеобщности) и его абсолютной формы мышления. В философии нет различия между содержанием и формой, между понятием и его реальности. Философия есть бесконечность мышления, или  понятие понятия: и предмет  познан в бесконечном понятии и его адекватный метод понят в бесконечном понятии.

 6. Трансцендирование  в истории философии

В истории классики десятки различных философов, которые подбирались к всеобщему (сфера философии – исходная позиция религии) с разных сторон. Упростим изложение  на основе деления  по  критерию предмет философии  «в себе» и предмет  «в себе и для себя».  В результате  деления  получаются два периода: от Фалеса до Парменида, и от Парменида до Гегеля с границей  на философии Пифагора. Почему изначально утверждал то, что любой философ мудрец, но не любой мудрец философ. Предмет философии открыл философ Парменид,  а не мудрец Фалес. У Фалеса  (вода), Анаксимандра (апейрон - бесконечное), Анаксимена (воздух), Пифагора (число) есть всеобщее, но оно абстрактное, т.к. нет всеобщее мышления  об этом всеобщем. Пифагор на границе, у него число уже мыслимое, но не является субъектом, предмета философии еще нет. В этом различие между мудрецами и  действительными философами, которые  определили философию как учение об истине, в этом смысл трансцендента философии в отношении к мудрости. Хотя мудрость и есть  знание единого во всем, но это знание  специально  не осознается  мышлением.

С философии Парменида начинается трансцендирование – становление  самого бесконечного понятия истории философии, которое возможно только после того как в самосознании («Феноменологии духа») были осознаны  три момента всеобщего понятия. После этого появилась возможность  в философии вернуться назад к самой себе, т.е. к своему генезису, т.е. философия возвращается к своему же знанию (Гегель), чтобы  осознать историю в понятии, что только и дает целостное понимание философской истории. Конкретно  три момента понятия истории философии  изложены автором на ФШ: http://philosophystorm.org/dialektika-gegelya-kak-logika-beskonechnogo-ponyatiya-sotsializma-ili-stanovleniya-gumanizma // 4. Три отношения мысли к объективности как  моменты бесконечного понятия истории  классической философии.


Источник: philosophystorm.org

Комментарии: