ЕЩЕ РАЗ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПРОГНОЗЫ |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-02-09 22:19 С.В. Маланов, доктор психологических наук 1. Электронные и дистанционные методы обучения весьма эффективно могут служить сохранению социально-экономического, а вслед за ним и неизбежного правового расслоения граждан. Их использование порождает: а) разобщение учащихся, что позволяет избирательно навязывать различные формы индивидуалистического целеполагания и взаимной конкуренции; б) изоляцию учащихся (будущего поколения граждан страны) от включения в реальные межличностные взаимодействия и от активного участия в построении социальных отношений. Дистанционные формы обучения открывают возможности для осуществления контроля и ограничений по отношению к содержанию транслируемых в обществе философских, социально-экономических, гуманитарных знаний. На основе такого избирательного контроля вузы и преподаватели могут быть легко переведены к деятельности по навязываемым содержательным и методическим шаблонам и лишены возможности самостоятельно планировать и содержательно выстраивать образовательную деятельность. В условиях нынешней образовательной политики широкое внедрение дистанционного обучения в школах и вузах России приведет, в конечном счете, к устранению возможностей пользоваться гражданам страны декларируемыми правами и свободами, а в вузах к масштабному и окончательному устранению всяческой академической самостоятельности и «академических свобод». 2. Немного об источниках человеческой жизни и жизни «не по-человечески»… Человечество вышло из под прямого влияния эволюционных закономерностей естественного отбора и встало на путь культурно-исторического развития благодаря формированию общественной жизнедеятельности на основе распределения действий между членами сообществ, благодаря совершенствованию орудийных средств и расширенному воспроизводству предметов материальной и духовной культуры, благодаря развитию языковых и знаково-символических средств коммуникации. Поэтому с рождения каждому ребенку приходится овладевать постоянно совершенствующимся культурно-историческим опытом. Его разнообразие и сложность необходимо опирается на распределенную между членами сообществ избирательность при его трансляции в поколениях. В связи с этим в любом сообществе людей выстраивается система образовательных взаимодействий. В истории человечества доступность культурно-исторического опыта для его трансляции и приобретения изменялись вслед за преобразованиями производственных отношений и меняющихся классовых, кастовых, конфессиональных, профессиональных и других типов социально-иерархических отношений между группами людей. Относительное равенство возможностей в доступности и выборе направлений образования начинает складываться с начала ХХ века – с момента зарождения социалистических общественных отношений – и становится все более актуальным в связи с научно-техническим прогрессом, автоматизацией и роботизацией производства, развитием информационных технологий. Что лежит в основе развития личности? В условиях общественной жизнедеятельности людей складываются и транслируются такие отношения, которые принято собирательно выделять при использовании термина личность, анализируя их как психические образования. В развивающейся с момента рождения функциональной структуре личности полезно выделять: индивидуальную систему мотивационно-смысловых отношений к людям и обществу, а также к предметам человеческой культуры; индивидуальные устойчивые формы реализации межсубъектных / межличностных отношений и связей с людьми; индивидуальные устойчивые формы реализации социальных отношений и связей в различных видах общественной деятельности. Складывающиеся мотивационные отношения и общественные условия для их реализации и определяют перспективы индивидуальной жизни человека в обществе и индивидуальный «смысл жизни». Что лежит в основе образования? Важнейшей задачей любого сообщества людей является формирование общих направлений целеполагания и развитие совместных способов достижения целей в системе социальных отношений и связей на основе взаимных позитивных мотивационных отношений у представителей сообщества друг к другу. Решение такой задачи возможно при наличии системы образования, которая строится на: а) ясных общественно значимых целях и ценностях, объединяющих сообщество; б) ясно определенного содержания образования – необходимого для обязательной трансляции в череде поколений массивов культурно-исторического опыта. Вместе с тем, начало ХХI века в российской образовательной политике ознаменовалось принятием к исполнению двух решений (без согласования и принципиального обсуждения с профессиональным сообществом), которые на фоне деградации отечественного производства системно подорвали возможности как для эффективной трансляции отечественного культурно-исторического опыта, так и для содержательно-методического совершенствования образовательных взаимодействий. Во-первых, это введение в школах единых государственных экзаменов (ЕГЭ), которые сводят процессы мотивации и целеполагания учащихся к овладению умениями решать ограниченный диапазон задач, конкурируя за места в трех предметных рейтингах. Во-вторых, это введение «болонской системы обучения», что привело к разрушению качественной содержательной подготовки специалистов. В настоящее время «обсуждается» еще одно подобное решение – подготовить школы и вузы к переводу на дистанционные формы обучения. Замысел сделать доступными для всех желающих дистантные формы знакомства с предметным содержанием курсов, которые ведут преподаватели и профессора в ведущих вузах страны, весьма полезен. И образцы подобных проектов давно известны: http://univertv.ru/news/. Содержание таких лекций может быть весьма полезным. Но широкое замещение подобными дистанционными курсами и взаимодействиями непосредственных аудиторных форм общения школьников с учителями, студентов с преподавателями в настоящее время может привести не к совершенствованию, а к более глубокой деградации системы образования России. Без серьезно психолого-педагогического анализа и прогнозирования, без предварительного создания социальных и экономических условий наиболее негативное влияние будет оказано на трансляцию культуры включения нового поколения в межличностные и общественные отношения и на трансляцию сложных форм мышления / умственных действий. 3. О возможных последствиях массового введения дистанционного образования в школах и вузах России Какие же последствия можно прогнозировать в условиях реализуемой в стране экономической, социальной и образовательной политики, если решение о частичном (а затем и массовом?) использовании дистанционных форм обучения будет принято без широкого и публичного обсуждения со специалистами? Межличностные и общественные отношения: На больших территориях России будут сокращаться и ограничиваться возможности для трансляции гуманитарной культуры в межличностных и социальных отношениях. Так, условия, необходимые для нравственного и эстетического развития задаются, прежде всего, в непосредственных межличностных и социальных отношениях, в которые включается ребенок с момента рождения, а не разговорами о том, «что хорошо и что плохо» и не на основе обмена видео трансляциями. Вместо постановки важнейших задач, связанных с наполнением школ и вузов возможностями непосредственного общения школьников и студентов квалифицированными учителями и преподавателями, вместо непосредственного обмена методическим и содержательным опытом общения внутри профессионального сообщества будет стимулироваться конкуренция учителей и преподавателей вокруг сокращающихся рабочих мест у дисплеев компьютеров. На этом фоне школы и вузы утратят необходимость создавать условия для научно-содержательного и профессионального роста собственных сотрудников. Будет окончательно разрушена система преемственности в содержательной и методической подготовке молодых учителей и преподавателей на основе сокращения возможностей для развития профессионального мышления, поскольку оно строится в постоянных непосредственных формах учебного и профессионального общения. Перед сторонниками широкого и быстрого внедрения «дистанционных форм обучения» полезно поставить важные вопросы: Трансляция опыта межличностных взаимодействий и опыта включения в реальные (а не виртуальные) и публичные социальные отношения – это второстепенная задача образования? Могут ли дистанционные взаимодействия заменить непосредственное общение с учителями, преподавателями, учеными, а также, например, и с собственными детьми? При нынешнем социально-экономическом управляемом и контролируемом расслоении граждан страны по множеству оснований, не будет ли дистанционное обучение служить сохранению и углублению такого расслоения? Не будет ли реализован переход от использования информационных и технических средств в системе образования к подчинению образовательных взаимодействий способам использования информационных и технических средств? Мышление и умственные действия: Наиболее эффективно научное и профессиональное мышление у учащихся развивается в условиях непосредственного общения – в диалогах и обсуждениях, во взаимодействиях с реальными условиями и объектами предстоящей профессиональной деятельности: от разделенных с учителем / преподавателем совместно организуемых учебных практических и умственных действий, которые опираются на соответствующую терминологию – к действиям самостоятельным и умственным. Это многократно подтверждено в исследованиях отечественных психологов и педагогов. Использование дистанционного формирования предметных знаний, умений, навыков имеет заведомо более низкую эффективность при решении задач собственно учебной деятельности. Внедрение между учащимися и носителями человеческой культуры технических средств обучения с постепенным переходом на дистанционные формы обучения, значительно смещает ориентировку учащихся с реальных социальных и естественных явлений, подчиняющихся причинно-следственным связям, на визуальный ряд изображений, которые объективно лишены причинно-следственных связей. Совместные учебные предметно-практические и предметно соотнесенные знаково-символические действия, а также строящиеся на их основе соответствующие умственные действия начинают подменяться действиями с изображениями и знаково-символическими средствами, часто имеющими неясную предметную отнесенность. Совместные речевые действия, задающие образцы предметного мышления, подменяются алгоритмами действий со знаково-символическими средствами. В результате учебные действия, организуемые с помощью средств дистанционного общения, неизбежно будут терять мотивационные основания и предметные связи с явлениями окружающего мира, а также отделяться от реальности межличностных и общественных отношений. Негативные последствия подобных форм организации учебных действий прогнозировались еще в середине 90-х годов прошлого века. В значительной степени сократятся возможности школьников и студентов совершенствовать умения использовать языковые и терминологические средства в межличностном общении, что является необходимым условием для развития самостоятельного научного и профессионального мышления у учащихся. Переводить в настоящее время школы и вузы на дистанционные формы обучения – это создавать дополнительные условия для сокращения в стране высококвалифицированных специалистов и отделению граждан от качественного образования. В последние годы повышение квалификации работников школ и вузов все в меньшей степени нацеливается на совершенствование содержания учебных дисциплин в условиях профессионального общения с коллегами, и преимущественно реализуется по линии «организации информационной среды и использования информационных технологий». Сохранение подобной тенденции неизбежно ведет к тому, что предметное содержание и его качество перемещаются на второй и на третий план при обсуждении проблем отечественного образования. При широком использовании дистанционных форм обучения может появиться еще один вид платных услуг. Сначала нелегальных, а затем и вполне официальных, подобно тому, как с введение ЕГЭ быстро сформировалась коммерческая деятельность вокруг «учебных пособий по подготовке к ЕГЭ» и армия репетиторов. Такие услуги будут удовлетворять спрос «клиентов-учащихся» на то, чтобы обойти необходимость тратить усилия на овладение профессиональными знаниями и умениями, а также обойти аттестационные барьеры множеством изощренных способов. В результате увеличится армия дипломированных выпускников с отсутствием ориентировки в содержании профессионально важных предметных знаний, умений и навыков. Еще одной стороной использования дистанционных методов обучения становится вытеснение сложившихся в отечественной психологии и показавших свою эффективность методов психолого-педагогического анализа знаний, умений и навыков. Такие методы все чаще подменяются наивными представлениями о «процессах переработки информации», которая должна быть хорошо «организована и порциями направлена в мозг учащегося». Решению так поставленных задач вполне могут служить дистанционные формы обмена знаково-символическими средствами. Вот только можно ли знания, умения, навыки и способности свести к «информации» и «компетенциям», если последние два термина имеют неясное содержание? Этот ряд возможных негативных следствий может быть продолжен… 4. В заключение В заключение хотелось бы заметить, что в последние годы игнорируются и перестают соблюдаться все широко известные психолого-педагогические закономерности, лежащие в основе эффективной организации образовательной деятельности. Учащиеся все в большей степени рассматриваются подобно устройству, принимающему и обрабатывающему «информацию», которое нужно подключить к техническим средствам обучения. Вместе с тем при обосновании принимаемых решений продолжают широко использоваться ссылки на «культурно-историческую теорию развития высших психических функций (ВПФ)» и на «деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений». При этом реальные содержательные и организационно-методические направления реализуемой образовательной политики вступают в прямые противоречия с содержанием этих теорий. Человеческие знания, умения и способности, наиболее эффективно формируются на основе непосредственного включения школьников и студентов в совместно организуемые практические и умственные действия с учителями и преподавателями. И лишь позднее такие действия могут пробрести индивидуальные и умственные формы. В результате учащийся становится носителем предметного культурно-исторического опыта, который может самостоятельно использовать и потенциально транслировать следующему поколению. Поэтому в условиях нынешней образовательной политики широкое внедрение дистанционных форм обучения и подмена ими очного образования – недопустимы. В настоящее время полезным может быть создание доступной для всех граждан России электронной библиотеки образовательных ресурсов, где могут быть представлены лекции и занятия ведущих ученых, преподавателей и учителей России, сохраняющих относительную независимость научного мышления от навязываемой в последние годы вынужденной имитации и профанации в научной и образовательной деятельности. Еще одно из очевидных следствий нынешней образовательной политики – отделение представителей научного сообщества от широкого общения с гражданами страны, с одной стороны, а с другой – подмена с помощью официальных СМИ научной картины мира и научных форм мышления современными формами мистицизма: от разрушения границ между объективной реальностью и виртуальными построениями псевдореальности – до убеждения граждан в том, что «жизнь это изменение себя для приспособления к кем-то организуемому миру»… Граждане страны оказались в условиях навязанного социального эксперимента, подобного известным лабораторным экспериментам Стэнли Милгрэма: «…это недопустимо, но эксперимент должен быть продолжен…». Источник: vk.com Комментарии: |
|