Брюс Перри «Мальчик, которого растили как собаку» - социально-просветительский проект - Азбука семьи

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-15 13:15

Семинары

Первая в России международная онлайн-конференция по детской психологической травме — родителям, усыновителям, педагогам, психологам и не только.

Регистрация по ссылке:

https://azbukasemi.ru/books/psychology/bryusperrima/

Социально-просветительский проект «Азбука семьи» организует бесплатную конференцию «Детская психологическая травма». На ней выступят детские психиатры, семейные психологи, специалисты по работе с детьми. Цель конференции — рассказать, как травма влияет на психическое, умственное и физическое развитие детей и что могут сделать взрослые для профилактики и преодоления последствий психотравм.

Программа конференции

11 марта 2021 года

15:00 Людмила Петрановская, семейный психолог, педагог, публицист, основатель Института развития семейного устройства, Россия

16:00 Брюс Перри, психиатр, доктор медицины, доктор философии, руководитель нейросеквенциальной сети и старший научный сотрудник Академии детской травмы (Child Trauma Academy), Хьюстон, США.

17:30 Стейси Ганьон, усыновитель, автор и ведущая курсов по детской психологической травме, специалист по работе с приемными семьями, США.

19:00 Нильс Питер Рюгаард, психолог и генеральный директор www.fairstartfoundation.com по глобальному обучению воспитателей. Лауреат премии Американской ассоциации психологов за международную гуманитарную работу 2020 года, Дания.

20:30 Диана Машкова, педагог, автор курсов родительской осознанности, основатель АНО “Азбука семьи”, Россия.

(время московское)

Часть секций пройдет с синхронным переводом с английского языка на русский.

Благотворительные экземпляры книг Брюса Перри "Мальчик, которого растили как собаку" и Нильса Питера Рюгаарда "Дети с нарушением привязанности" предназначены для родителей и специалистов.

Цели издания:

распространение базовых знаний о детской психологической травме и ее последствиях; повышение качества работы с детьми-сиротами

Целевая аудитория благотворительного тиража:

в подарок сотрудникам детских домов, специалистам органов опеки, педагогам, воспитателям, приемным родителям и кандидатам

Брюс Перри «Мальчик, которого растили как собаку»

Автор саммари: Диана Машкова, писатель, мама пятерых детей, четверо из которых приемные.

Брюс Перри

Знаменитый американский психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук и доктор философии. В 1990 году основал «Центр изучения детской травмы» (Center for the Study of Childhood Trauma), который позже стал всемирно известной «Академией детской травмы» (ChildTrauma Academy). Исследования и разработки доктора Перри в области охраны психического здоровья детей перевернули представления о детской психологии и последствиях психологической травмы для ребенка.

Доктор Перри рассказывает девять реальных историй детей, которые пережили в раннем возрасте серьезные психологические травмы и стали его пациентами. Потеря родителей, выживание в секте, жестокое обращение, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами, жизнь среди собак – ни одно подобное событие не проходит бесследно. Но как именно травма влияет на детскую психику? Что происходит с мозгом ребенка? И что делать, чтобы вернуть травмированным детям психическое и физическое здоровье? Автор книги самым подробным образом отвечает на все эти вопросы.

Аннотация

До недавнего времени во всем мире – Россия не стала исключением – был популярен опасный миф о «пластичности детской психики». Взрослые считали, что события раннего детства не имеют на ребенка никакого влияния: «Поплачет, и забудет». Накричали? Наказали физически? Потерял семью? Он маленький, вырастет, и не вспомнит. Даже ученые и специалисты до 90-х годов прошлого века чаще всего считали, что возможности и особенности мозга человека обусловлены лишь генетическими факторами. Ни среда, ни события, происходящие с ребенком, на функции мозга якобы не влияют.

Брюс Перри, всемирно известный психотерапевт, создатель и руководитель «Академии детской травмы» первым опроверг этот стереотип. Практическая работа с травмированными детьми помогла ему открыть глаза на многие связи между событиями в жизни детей и их поведением. От истории к истории ребенка доктор Перри совершенствуется, параллельно продолжая научные исследования и проверяя свои теории на практике. Шаг за шагом он меняет подход к терапии детей, доказывая влияние травмы на развитие, поведение, самоощущение и здоровье ребенка. Брюс Перри настаивает на том, что ребенка формирует окружение, среда и события, которые ему довелось пережить.

Книга Брюса Перри «Мальчик, которого растили как собаку» рассказывает о пути большого ученого, совершающего важные открытия в психотерапевтической работе с детьми. Она описывает изменения в системе защиты детства в Америке, которая до конца прошлого века лишь на бумаге отстаивала интересы детей, а на деле – по словам автора – оказывалась слепой. Россия сегодня только вступает в эпоху переосмысления психологии детства, отношений между взрослыми и детьми, поэтому книга будет полезна всем родителям, специалистам, учителям и воспитателям без исключения.

Научные выкладки, истории детей, особенности системы представлены в книге самым ясным и живым языком, что позволяет читателю свободно воспринимать сложную информацию. И понимать суть современного подхода к терапии травмы, в который Брюс Перри внес неоценимый вклад.

Саммари

Предисловие

В начале 1980-х научный мир не учитывал последствия психологических травм. Однако первые же экспериментальные исследования молодого специалиста Брюса Перри показали, что стресс и травматические события – особенно в раннем возрасте – негативно влияют на развитие головного мозга ребенка. Происходят изменения в морфологическом и химическом составе мозговой ткани, которые в свою очередь воздействуют на поведение человека.

Клиническая работа доктора Перри с проблемными детьми в психиатрической больнице лишь подтвердила результаты исследований. Брюс Перри изменил подход к лечению – он первым начал учитывать историю ребенка, пережившего жестокое обращение, и признал существование посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей. Он доказал, что стресс для ребенка гораздо более разрушителен, чем для взрослого. И при этом по его оценке примерно 40% детей переживают хотя бы одну потенциально травмирующую ситуацию до 18 лет. Это смерть одного из родителей или братьев-сестер, длительное пренебрежение нуждами, насилие, в том числе сексуальное, несчастные случаи, природные катаклизмы. В России – если принять во внимание низкий уровень жизни, распространенность зависимостей, частоту семейного насилия и наполненность детских домов – эти цифры могут быть даже выше.

Для трети детей, переживших травму, она выливается в серьезные психологические проблемы. Также люди, пострадавшие в детстве от психотравмы, подвержены сердечно-сосудистым, онкологическим, аутоиммунным заболеваниям и ожирению. Как именно повлияет травма на будущее ребенка, во многом зависит от поведения близких ему взрослых.

Глава 1: Мир Тины

Тина была первой пациенткой доктора Перри. Первое, что сделала темнокожая девочка восьми лет, оставшись наедине с терапевтом – забралась к нему на колени и стала расстегивать молнию на брюках мужчины.

Поиск причины такого странного поведения привел доктора Перри к истории ребенка. Сара, мамы Тины и еще двух малышей, растила их одна и вынуждена была много работать. В период с 4 до 6 лет Тина вместе с другими детьми оставалась с соседкой по площадке. Соседка в свою очередь поручала малышей своему 16-летнему сыну, психически нездоровому подростку. Он связывал детей, насиловал их с помощью разных предметов и угрожал убить. Когда все раскрылось, сына соседки судили, но механизм негативных последствий уже был запущен. Тина не могла учиться в школе, отказывалась подчиняться взрослым, проявляла агрессию и пыталась вовлечь детей в сексуальные игры. При этом никто из взрослых, включая врачей, не связывал «странностей» поведения девочки с многократно повторявшейся травмирующей ситуацией.

Работа с Тиной началась в 1987 году. Брюс Перри был аспирантом Чикагского университета, возглавлял лабораторию нейрофизиологии, изучал механизмы стресса, но это мало помогало ему в понимании того, как работать с Тиной. Первым шагом, который он сделал интуитивно, была попытка наладить обычный контакт взрослого и ребенка – он снял Тину с колен, положил перед ней набор картинок для раскрашивания и всю сессию они раскрашивали каждый свою картинку, изредка обмениваясь репликами.

Сессии с Тиной продолжались три года. Доктор учил девочку отвечать за свое поведение, управлять им. У них сложился контакт. Тина перестала «недопустимо» вести себя в школе. Она выполняла задания, слушала взрослых и не дралась с детьми. Ее речь стала лучше.

Однако за две недели до ухода из клиники доктор Перри узнал, что десятилетнюю Тину застали за недопустимым занятием в школе - она занималась сексом со старшеклассником. Он понял, что результат лечения оказался поверхностным. Тина научилась скрывать нежелательное поведение, но основная проблема не ушла - детская сексуальная травма управляла ребенком на уровне памяти мозга: девочка старалась предупредить желания мужчин, чтобы не быть наказанной и избитой. У нее сформировался ложный и опасный образец отношений с противоположным полом.

«Мне следовало гораздо больше узнать о том, как работает мозг, - пишет автор, - как мозг изменяется, и изучить системы, которые взаимодействуют при этом, прежде чем я мог даже начать работу – желая добра – с такими пациентами, как Тина, жизнь и память которых были изуродованы ранней психологической травмой».

Доктор продолжал исследования в области нейробиологии, пытаясь найти ответ на вопрос, как поведение травмированных детей, их отставание в речи, развитии, их агрессия и другие негативные проявления связаны с функциями мозга. Он выяснил, что мозг детей формируется под влиянием условий их жизни и их истории. 100 миллиардов нейронов (клеток головного мозга) создаются и постепенно организуются в сети, выполняющие ту или иную функцию с момента первого шевеления в утробе матери и до взросления ребенка. Сложная архитектура мозга устроена в иерархическом порядке – от нижней части дна до верха, из внутренней части к поверхности. В основе формирования – ствол мозга, затем средний мозг, лимбическая система и кора головного мозга. Первыми развиваются основные и самые простые системы. Ствол мозга завершает свое развитие в утробе и в раннем детстве. Средний мозг и лимбическая система разрастаются в первые три года жизни. Сложнее всего устроена кора головного мозга, это венец архитектуры. Она завершает формирование лишь в двадцатилетнем возрасте и даже позднее. Ствол основного мозга регулирует такие функции как температуру тела, дыхание, артериальное давление. Средний мозг и лимбическая система управляют эмоциональными реакциями, которые определяют поведение – страх, ненависть, любовь или радость. Кора головного мозга регулирует самые сложные человеческие функции – речь и язык, абстрактное мышление, способность к планированию и обдумыванию решений. Все системы мозга при благоприятном развитии ребенка действуют слажено.

Однако полученные в периоды раннего развития и взросления травмы наносят мозгу серьезный урон: изменения в работе систем и, как следствие, дисфункцию тех или иных структур мозга. Тина, пережившая насилие, демонстрировала признаки аномалий практически во всех отделах мозга. У нее были проблемы со сном и вниманием (ствол головного мозга), контролем двигательной активности и координацией движений (средний мозг и кора головного мозга), определенная задержка развития и нарушения социальных навыков (лимбическая система и кора головного мозга), а также проблемы с речью (кора головного мозга). У Тины было сложное состояние - постравматическое стрессовое расстройтво (ПТСР).

Глава 2: «Так будет лучше для тебя»

О четырехлетней Сэнди Брюс Перри узнал от адвоката Государственного попечительского совета в 1900 году. От девочки были нужны показания в суде, которые касались событий годичной давности – маму ребенка изнасиловали и убили у нее на глазах, сама Сэнди была ранена. Помощь пришла только спустя одиннадцать часов. Девочку отправили в больницу, где зашили и подлатали физические раны, но травму, нанесенную психике ребенка, оставили без внимания. После чего стали перемещать Сэнди из одной приемной семьи в другую, поскольку опекуны не справлялись с ее сложным поведением – приемные родители не знали о том, что она пережила, и не понимал причин ее истерик.

Сэнди плохо спала, была возбудима, тревожна, вскакивала при малейшем звуке как «травмированные ветераны вьетнамской войны». Она часто «уходила в себя» и невозможно было вывести ее из этого состояния. Она была раздражительна и агрессивна. Боялась столовых приборов, особенно ножей. Категорически отказывалась от молока и даже смотреть не могла на молочные бутылки. Когда раздавался звонок в дверь, девочка тут же пряталась, причем так изобретательно, что опекуны не могли ее найти. Она сидела в своем убежище, раскачивалась и плакала.

Первый сеанс терапии был очень бережным. Только некоторое время спустя дело дошло до главного вопроса: «Что случилось с твоей шеей?». Сэнди не с первого раза, но отреагировала на него – схватила игрушечного кролика за уши и с силой, словно резала, провела по его шее карандашом несколько раз, повторяя: «Так будет лучше для тебя, детка!». Ребенок зациклился на этом действии, доктору Перри пришлось выводить ее из транса. Сэнди рассказала, что в ту ночь, когда пришла в себя, она попыталась «разбудить» маму. Но безуспешно. Тогда она подошла к холодильнику – ей хотелось пить – и взяла бутылку молока. Но когда начала пить, молоко просачивались сквозь разрез на ее горле.

Доктор Перри понял, что в ту ночь организм девочки среагировал единственно верным способом – отстранением (диссоциацией). Мозг «подготовил» тело к неизбежному ранению – кровь отлила от конечностей, замедлился сердечный ритм, чтобы уменьшить потерю крови, нейроэндокринная система выбросила целый поток эндогенных опиоидов – они устраняют боль, способствуют психологической отстраненности от происходящего. Благодаря реакции диссоциации Сэнди выжила. Но состояние отстранения, беспомощности и отказа от контроля стали управлять жизнью ребенка. Девочку поглотил страх. Важным элементом исцеления должно было стать возвращение контроля. Именно на этом и сконцентрировался психотерапевт. Во время всех последующих сессий Сэнди устраивала с ним странную игру – приказывала врачу лечь на ковер лицом вниз и совершала вокруг его неподвижной фигуры разные действия – ложилась сверху, качалась, «кормила» пластмассовыми овощами, жужжала, напевала что-то, и часто повторяла «Так будет лучше для тебя, детка». Брюс Перри подчинялся. Но однажды наступил день, когда Сэнди не уложила доктора на пол, а усадила его в кресло, принесла книгу и сказала: «Читай». Сама она забралась на колени к врачу и стала слушать.

Сэнди осталась в семье своих приемных родителей и прожила с ними до совершеннолетия. Доктор Перри сумел объяснить опекунам странности в поведении ребенка и научил их справляться с ее реакциями на провоцирующие события. Постепенно у Сэнди появились друзья, она пошла в школу и в общении с людьми показывала себя воспитанной девочкой. Она оказалась на удивление сильной. И хотя дети страдают от психологических травм гораздо больше взрослых, у каждого ребенка – как и у взрослого – свой запас прочности. «Мозг одного человека может справиться с травматическим событием, которое сделает инвалидом другого».


Источник: azbukasemi.ru

Комментарии: