Брюс Перри «Мальчик, которого растили как собаку» - социально-просветительский проект - Азбука семьи |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-02-15 13:15 Первая в России международная онлайн-конференция по детской психологической травме — родителям, усыновителям, педагогам, психологам и не только. Регистрация по ссылке: https://azbukasemi.ru/books/psychology/bryusperrima/ Социально-просветительский проект «Азбука семьи» организует бесплатную конференцию «Детская психологическая травма». На ней выступят детские психиатры, семейные психологи, специалисты по работе с детьми. Цель конференции — рассказать, как травма влияет на психическое, умственное и физическое развитие детей и что могут сделать взрослые для профилактики и преодоления последствий психотравм. Программа конференции 11 марта 2021 года 15:00 Людмила Петрановская, семейный психолог, педагог, публицист, основатель Института развития семейного устройства, Россия 16:00 Брюс Перри, психиатр, доктор медицины, доктор философии, руководитель нейросеквенциальной сети и старший научный сотрудник Академии детской травмы (Child Trauma Academy), Хьюстон, США. 17:30 Стейси Ганьон, усыновитель, автор и ведущая курсов по детской психологической травме, специалист по работе с приемными семьями, США. 19:00 Нильс Питер Рюгаард, психолог и генеральный директор www.fairstartfoundation.com по глобальному обучению воспитателей. Лауреат премии Американской ассоциации психологов за международную гуманитарную работу 2020 года, Дания. 20:30 Диана Машкова, педагог, автор курсов родительской осознанности, основатель АНО “Азбука семьи”, Россия. (время московское) Часть секций пройдет с синхронным переводом с английского языка на русский. Благотворительные экземпляры книг Брюса Перри "Мальчик, которого растили как собаку" и Нильса Питера Рюгаарда "Дети с нарушением привязанности" предназначены для родителей и специалистов. Цели издания: распространение базовых знаний о детской психологической травме и ее последствиях; повышение качества работы с детьми-сиротами Целевая аудитория благотворительного тиража: в подарок сотрудникам детских домов, специалистам органов опеки, педагогам, воспитателям, приемным родителям и кандидатам Брюс Перри «Мальчик, которого растили как собаку» Автор саммари: Диана Машкова, писатель, мама пятерых детей, четверо из которых приемные. Брюс Перри Знаменитый американский психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук и доктор философии. В 1990 году основал «Центр изучения детской травмы» (Center for the Study of Childhood Trauma), который позже стал всемирно известной «Академией детской травмы» (ChildTrauma Academy). Исследования и разработки доктора Перри в области охраны психического здоровья детей перевернули представления о детской психологии и последствиях психологической травмы для ребенка. Доктор Перри рассказывает девять реальных историй детей, которые пережили в раннем возрасте серьезные психологические травмы и стали его пациентами. Потеря родителей, выживание в секте, жестокое обращение, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами, жизнь среди собак – ни одно подобное событие не проходит бесследно. Но как именно травма влияет на детскую психику? Что происходит с мозгом ребенка? И что делать, чтобы вернуть травмированным детям психическое и физическое здоровье? Автор книги самым подробным образом отвечает на все эти вопросы. Аннотация До недавнего времени во всем мире – Россия не стала исключением – был популярен опасный миф о «пластичности детской психики». Взрослые считали, что события раннего детства не имеют на ребенка никакого влияния: «Поплачет, и забудет». Накричали? Наказали физически? Потерял семью? Он маленький, вырастет, и не вспомнит. Даже ученые и специалисты до 90-х годов прошлого века чаще всего считали, что возможности и особенности мозга человека обусловлены лишь генетическими факторами. Ни среда, ни события, происходящие с ребенком, на функции мозга якобы не влияют. Брюс Перри, всемирно известный психотерапевт, создатель и руководитель «Академии детской травмы» первым опроверг этот стереотип. Практическая работа с травмированными детьми помогла ему открыть глаза на многие связи между событиями в жизни детей и их поведением. От истории к истории ребенка доктор Перри совершенствуется, параллельно продолжая научные исследования и проверяя свои теории на практике. Шаг за шагом он меняет подход к терапии детей, доказывая влияние травмы на развитие, поведение, самоощущение и здоровье ребенка. Брюс Перри настаивает на том, что ребенка формирует окружение, среда и события, которые ему довелось пережить. Книга Брюса Перри «Мальчик, которого растили как собаку» рассказывает о пути большого ученого, совершающего важные открытия в психотерапевтической работе с детьми. Она описывает изменения в системе защиты детства в Америке, которая до конца прошлого века лишь на бумаге отстаивала интересы детей, а на деле – по словам автора – оказывалась слепой. Россия сегодня только вступает в эпоху переосмысления психологии детства, отношений между взрослыми и детьми, поэтому книга будет полезна всем родителям, специалистам, учителям и воспитателям без исключения. Научные выкладки, истории детей, особенности системы представлены в книге самым ясным и живым языком, что позволяет читателю свободно воспринимать сложную информацию. И понимать суть современного подхода к терапии травмы, в который Брюс Перри внес неоценимый вклад. Саммари Предисловие В начале 1980-х научный мир не учитывал последствия психологических травм. Однако первые же экспериментальные исследования молодого специалиста Брюса Перри показали, что стресс и травматические события – особенно в раннем возрасте – негативно влияют на развитие головного мозга ребенка. Происходят изменения в морфологическом и химическом составе мозговой ткани, которые в свою очередь воздействуют на поведение человека. Клиническая работа доктора Перри с проблемными детьми в психиатрической больнице лишь подтвердила результаты исследований. Брюс Перри изменил подход к лечению – он первым начал учитывать историю ребенка, пережившего жестокое обращение, и признал существование посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей. Он доказал, что стресс для ребенка гораздо более разрушителен, чем для взрослого. И при этом по его оценке примерно 40% детей переживают хотя бы одну потенциально травмирующую ситуацию до 18 лет. Это смерть одного из родителей или братьев-сестер, длительное пренебрежение нуждами, насилие, в том числе сексуальное, несчастные случаи, природные катаклизмы. В России – если принять во внимание низкий уровень жизни, распространенность зависимостей, частоту семейного насилия и наполненность детских домов – эти цифры могут быть даже выше. Для трети детей, переживших травму, она выливается в серьезные психологические проблемы. Также люди, пострадавшие в детстве от психотравмы, подвержены сердечно-сосудистым, онкологическим, аутоиммунным заболеваниям и ожирению. Как именно повлияет травма на будущее ребенка, во многом зависит от поведения близких ему взрослых. Глава 1: Мир Тины Тина была первой пациенткой доктора Перри. Первое, что сделала темнокожая девочка восьми лет, оставшись наедине с терапевтом – забралась к нему на колени и стала расстегивать молнию на брюках мужчины. Поиск причины такого странного поведения привел доктора Перри к истории ребенка. Сара, мамы Тины и еще двух малышей, растила их одна и вынуждена была много работать. В период с 4 до 6 лет Тина вместе с другими детьми оставалась с соседкой по площадке. Соседка в свою очередь поручала малышей своему 16-летнему сыну, психически нездоровому подростку. Он связывал детей, насиловал их с помощью разных предметов и угрожал убить. Когда все раскрылось, сына соседки судили, но механизм негативных последствий уже был запущен. Тина не могла учиться в школе, отказывалась подчиняться взрослым, проявляла агрессию и пыталась вовлечь детей в сексуальные игры. При этом никто из взрослых, включая врачей, не связывал «странностей» поведения девочки с многократно повторявшейся травмирующей ситуацией. Работа с Тиной началась в 1987 году. Брюс Перри был аспирантом Чикагского университета, возглавлял лабораторию нейрофизиологии, изучал механизмы стресса, но это мало помогало ему в понимании того, как работать с Тиной. Первым шагом, который он сделал интуитивно, была попытка наладить обычный контакт взрослого и ребенка – он снял Тину с колен, положил перед ней набор картинок для раскрашивания и всю сессию они раскрашивали каждый свою картинку, изредка обмениваясь репликами. Сессии с Тиной продолжались три года. Доктор учил девочку отвечать за свое поведение, управлять им. У них сложился контакт. Тина перестала «недопустимо» вести себя в школе. Она выполняла задания, слушала взрослых и не дралась с детьми. Ее речь стала лучше. Однако за две недели до ухода из клиники доктор Перри узнал, что десятилетнюю Тину застали за недопустимым занятием в школе - она занималась сексом со старшеклассником. Он понял, что результат лечения оказался поверхностным. Тина научилась скрывать нежелательное поведение, но основная проблема не ушла - детская сексуальная травма управляла ребенком на уровне памяти мозга: девочка старалась предупредить желания мужчин, чтобы не быть наказанной и избитой. У нее сформировался ложный и опасный образец отношений с противоположным полом. «Мне следовало гораздо больше узнать о том, как работает мозг, - пишет автор, - как мозг изменяется, и изучить системы, которые взаимодействуют при этом, прежде чем я мог даже начать работу – желая добра – с такими пациентами, как Тина, жизнь и память которых были изуродованы ранней психологической травмой». Доктор продолжал исследования в области нейробиологии, пытаясь найти ответ на вопрос, как поведение травмированных детей, их отставание в речи, развитии, их агрессия и другие негативные проявления связаны с функциями мозга. Он выяснил, что мозг детей формируется под влиянием условий их жизни и их истории. 100 миллиардов нейронов (клеток головного мозга) создаются и постепенно организуются в сети, выполняющие ту или иную функцию с момента первого шевеления в утробе матери и до взросления ребенка. Сложная архитектура мозга устроена в иерархическом порядке – от нижней части дна до верха, из внутренней части к поверхности. В основе формирования – ствол мозга, затем средний мозг, лимбическая система и кора головного мозга. Первыми развиваются основные и самые простые системы. Ствол мозга завершает свое развитие в утробе и в раннем детстве. Средний мозг и лимбическая система разрастаются в первые три года жизни. Сложнее всего устроена кора головного мозга, это венец архитектуры. Она завершает формирование лишь в двадцатилетнем возрасте и даже позднее. Ствол основного мозга регулирует такие функции как температуру тела, дыхание, артериальное давление. Средний мозг и лимбическая система управляют эмоциональными реакциями, которые определяют поведение – страх, ненависть, любовь или радость. Кора головного мозга регулирует самые сложные человеческие функции – речь и язык, абстрактное мышление, способность к планированию и обдумыванию решений. Все системы мозга при благоприятном развитии ребенка действуют слажено. Однако полученные в периоды раннего развития и взросления травмы наносят мозгу серьезный урон: изменения в работе систем и, как следствие, дисфункцию тех или иных структур мозга. Тина, пережившая насилие, демонстрировала признаки аномалий практически во всех отделах мозга. У нее были проблемы со сном и вниманием (ствол головного мозга), контролем двигательной активности и координацией движений (средний мозг и кора головного мозга), определенная задержка развития и нарушения социальных навыков (лимбическая система и кора головного мозга), а также проблемы с речью (кора головного мозга). У Тины было сложное состояние - постравматическое стрессовое расстройтво (ПТСР). Глава 2: «Так будет лучше для тебя» О четырехлетней Сэнди Брюс Перри узнал от адвоката Государственного попечительского совета в 1900 году. От девочки были нужны показания в суде, которые касались событий годичной давности – маму ребенка изнасиловали и убили у нее на глазах, сама Сэнди была ранена. Помощь пришла только спустя одиннадцать часов. Девочку отправили в больницу, где зашили и подлатали физические раны, но травму, нанесенную психике ребенка, оставили без внимания. После чего стали перемещать Сэнди из одной приемной семьи в другую, поскольку опекуны не справлялись с ее сложным поведением – приемные родители не знали о том, что она пережила, и не понимал причин ее истерик. Сэнди плохо спала, была возбудима, тревожна, вскакивала при малейшем звуке как «травмированные ветераны вьетнамской войны». Она часто «уходила в себя» и невозможно было вывести ее из этого состояния. Она была раздражительна и агрессивна. Боялась столовых приборов, особенно ножей. Категорически отказывалась от молока и даже смотреть не могла на молочные бутылки. Когда раздавался звонок в дверь, девочка тут же пряталась, причем так изобретательно, что опекуны не могли ее найти. Она сидела в своем убежище, раскачивалась и плакала. Первый сеанс терапии был очень бережным. Только некоторое время спустя дело дошло до главного вопроса: «Что случилось с твоей шеей?». Сэнди не с первого раза, но отреагировала на него – схватила игрушечного кролика за уши и с силой, словно резала, провела по его шее карандашом несколько раз, повторяя: «Так будет лучше для тебя, детка!». Ребенок зациклился на этом действии, доктору Перри пришлось выводить ее из транса. Сэнди рассказала, что в ту ночь, когда пришла в себя, она попыталась «разбудить» маму. Но безуспешно. Тогда она подошла к холодильнику – ей хотелось пить – и взяла бутылку молока. Но когда начала пить, молоко просачивались сквозь разрез на ее горле. Доктор Перри понял, что в ту ночь организм девочки среагировал единственно верным способом – отстранением (диссоциацией). Мозг «подготовил» тело к неизбежному ранению – кровь отлила от конечностей, замедлился сердечный ритм, чтобы уменьшить потерю крови, нейроэндокринная система выбросила целый поток эндогенных опиоидов – они устраняют боль, способствуют психологической отстраненности от происходящего. Благодаря реакции диссоциации Сэнди выжила. Но состояние отстранения, беспомощности и отказа от контроля стали управлять жизнью ребенка. Девочку поглотил страх. Важным элементом исцеления должно было стать возвращение контроля. Именно на этом и сконцентрировался психотерапевт. Во время всех последующих сессий Сэнди устраивала с ним странную игру – приказывала врачу лечь на ковер лицом вниз и совершала вокруг его неподвижной фигуры разные действия – ложилась сверху, качалась, «кормила» пластмассовыми овощами, жужжала, напевала что-то, и часто повторяла «Так будет лучше для тебя, детка». Брюс Перри подчинялся. Но однажды наступил день, когда Сэнди не уложила доктора на пол, а усадила его в кресло, принесла книгу и сказала: «Читай». Сама она забралась на колени к врачу и стала слушать. Сэнди осталась в семье своих приемных родителей и прожила с ними до совершеннолетия. Доктор Перри сумел объяснить опекунам странности в поведении ребенка и научил их справляться с ее реакциями на провоцирующие события. Постепенно у Сэнди появились друзья, она пошла в школу и в общении с людьми показывала себя воспитанной девочкой. Она оказалась на удивление сильной. И хотя дети страдают от психологических травм гораздо больше взрослых, у каждого ребенка – как и у взрослого – свой запас прочности. «Мозг одного человека может справиться с травматическим событием, которое сделает инвалидом другого». Источник: azbukasemi.ru Комментарии: |
|