АЛАЛИЯ - ОРГАНИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА ПРИ МОТОРНОЙ И СЕНСОРНОЙ АЛАЛИИ (по Г, А, ВОЛКОВОЙ).

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-06 06:02

Психология

Фрагмент семинара Н. В. Нищевой. При копировании ссылка обязательна.

Алалия – это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток коры головного мозга.

Недоразвитие мозга приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов. У детей с алалией отмечается широкая иррадиация процессов возбуждения и торможения

Нельзя считать алалию просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Н. Н. Трауготт считала, что речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется в последующем на патологической основе.

Для алалии характерны позднее речевое развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, позднее формирование фразовой речи с выраженными аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи.

Развитие лингвистической системы у ребенка с алалией носит специфический характер, и это отражается не столько в количестве, сколько в качестве речи. При алалии нарушены все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств можно выделить моторные, сенсорные и психопатологические симптомы.

У всех детей с моторной алилией выявляются следующие нарушения (по Г. А. Волковой):

• разнообразная неврологическая симптоматика, которую следует учитывать при речевых и двигательных нагрузках (повышенное внутричерепное давление, гемиатрофические изменения в костях черепа, изменения со стороны глазного дна, легкая сглаженность носогубных складок, слабость лицевого и подъ-язычного нервов, что обуславливает картину центральных параличей и парезов артикуляционной мускулатуры);

• симптомы пирамидной недостаточности (изменения тонуса) и недоразвитие моторики, которые выражаются в нарушениях походки, сутулости, слабости правой руки и правой ноги (моторные алалики охотнее пользуются левой рукой, прыгают на левой ноге);

• органическая симптоматика с преобладанием левостороннего пирамидного синдрома в виде мышечной дистонии, с повы-шенными сухожильными рефлексами слева, легкий мозжечко-вый синдром;

• нарушения оптико-пространственного праксиса;

• симптомы пониженной активности коры головного мозга: дети склонны к тормозным процессам, в игровой деятельности проявляют робость, вялость, утомляемость;

• симптомы повышенной возбудимости коры головного мозга, которые проявляются в неуравновешенности, су-етливости, двигательном беспокойстве, невнимательности;

• значительная задержка интеллектуального развития, которая обуславливает снижение игровой деятельности: дети не понимают содержания и правил игр, их игры носят манипулятивный или подражательный характер; уже приобретя на занятиях определенный запас слов, моторные алалики не используют его в играх;

• нарушения высших психических функций: неустойчивость внимания, «застреваемость» на выполнении какого-либо задания; нарушения зрительного гнозиса (особенно цветового, не различают цвета и оттенки), особенности мышления (слабость обобщения, непоследовательность рассуждений, замедленность и тугоподвижность мыслительных процессов;

• особенности поведения: трудности контакта с окружающими, легкая тормозимость в новой и непривычной обстановке, реакции негатавизма, склонность к образованию стереотипии.

У детей с сенсорной алалий выявляется следующая симптоматика:

• неврологическая симптоматика (легкая асимметрия оскала, двусторонняя пирамидная симптоматика, спастические гемипарезы, слегка гидроцефальный череп), но со стороны черепно-мозговых нервов грубой патологической симптоматики не обнаруживается;

• нарушения двигательной сферы: общее двигательное беспокой-ство, иногда легкий хореоатетозный гиперкинез;

• нарушения высших психических функций: оптико-пространственного праксиса, неустойчивость и истощаемость внимания, снижение интеллекта;

• трудности поведения: неусидчивость, эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость или чрезмерная застенчивость, легкая тормозимость, упрямство.


Источник: vk.com

Комментарии: