8 МЕТОДИК ДЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-23 19:30

Психология

Познание одного человека другим - особое явление, отличающееся от познания мира других объектов, так как за восприятием образа другого человека стоит его сложная субъективная реальность, личностная сущность, онтологическая природа которой крайне сложна и для научного анализа. Способы и механизмы познания предметного мира неуместны для познания реальности субъективной, которая в самых сложных своих проявлениях познается особыми инструментами: эмпатией, рефлексией, идентификацией.

Именно эти феномены традиционно изучаются социальной психологией как компоненты межличностного восприятия. К ним стоит добавить лишь один когнитивный компонент – стереотипизацию – распространение на индивида характеристик той или иной социальной группы. Очевидно, что в процессе субъект-субъектного познания особая роль отводится эмоциям. Эмоции лежат и в основе сексуального взаимодействия, в том числе аномального.

Способность тонко дифференцировать нюансы эмоционального состояния другого, а также собственные, при межличностном восприятии, именуется эмоциональным интеллектом. Соотношение эмоций и интеллекта обсуждалось еще Эпикуром. И действительно, еще с древних времен замечено, что умение ладить с людьми в жизни порой важнее собственно интеллектуальной образованности. В связи с чем термин «эмоциональный интеллект» прочно вошел в арсенал практических психологов, найдя их понимание. Однако до сих пор с трудом вписывается в категории теоретических представлений, так как в теории познания аффект и интеллект традиционно противопоставлялись. В этом смысле «эмоциональный интеллект» приобретает «такое же загадочное звучание как «жаркий холод» или «черная белизна». Тем не менее еще «Векслер подчеркивал, что для оценки общего интеллекта важно учитывать его «неинтеллектуальные факторы». Ряд сложнейших способностей человека, таких как «музыкальный слух», носят эмоциональную природу (Л. Веккер), не говоря уже об «эмоциональном слухе» - способности различать тонкие состояния собеседника через тон голоса. Дефициты эмоционального интеллекта, в частности эмпатии, традиционно связывались исследователями с характеристикой преступников, совершивших преступления против личности: антисоциальных психопатов, сексуальных насильников, педофилов. Эмоциональный интеллект оценивается по характеристикам способности к децентрации (Пиаже), эмпатии, идентификации, умения тонко дифференцировать эмоциональную экспрессию, уровню алекситимии.

Методики для диагностики эмоционального интеллекта:

1. МЕТОДИКА ОПОЗНАВАНИЯ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ ИЗАРДА (МОДИФИКАЦИЯ ИЛЬЕНКО)

Субтест «Ранжирование»: Включает 3 серии. Просят разложить изображения эмоций от самой слабой к самой сильной. 1. серия положительные. 2 отрицательные 3. Все карточки просят разложить от самого положительного до самого отрицательного.

Субтест «Классификация»: разложить фотокарточки по группам так, чтоб в одной группе были изображения только одной эмоции. Просят назвать ее. Фиксируется число ошибок по знаку и модальности

Субтест «4-й лишний». Просят исключить лишнюю фотографию так, чтоб три оставшихся можно было назвать одной эмоцией.

Субтест «Узнавание»: к трем контрольным изображениям подобрать по одному их 9 стимульных изображенний. Фиксируют ошибки по знаку, модальности, интенсивности.

Ошибки в субтестах «Ранжирование» и «Узнавание» являются индикаторами нарушения импрессивного компонента эмоциональной активности. Ошибки в субтестах «Классификация» и «4-й лишний» – свидетельствуют о нарушениях субъективного компонента эмоциональной активности. (Сначала в онтогенезе закладываются эмоции по знаку потом по интенсивности).

2. НЕВЕРБАЛЬНАЯ МЕТОДИКА НА РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ (ДЕМИДОВА Л.Ю., ДВОРЯНЧИКОВ Н.В., 2014).

Необходимость ее создания была обусловлена тем, что способность испытуемого к идентификации состояния другого человека не обязательно включает в себя называние эмоции, а может заключаться лишь в понимании состояния на интуитивном уровне. Задачей испытуемого в данной методике является сопоставление эмоциональных состояний, изображенных с помощью поз и жестов с эмоциональными состояниями, выраженными с помощью лицевой экспрессии. Картинки из методики на распознавание эмоций по жестам и позам раскладывались перед испытуемым на столе, изображения женщин из методики на распознавание эмоций по мимической экспрессии показывались экспериментатором в очередности, предложенной для оригинальной методики. (Жесты и позы на картинках берутся из методики на распознавание эмоций по жестам и позам Курек Н.С, 2009. Картинки с лицевой экспрессией берутся из оригинальной методики на распознавание эмоций по мимической экспрессии Тоом А.И., 1981). Испытуемому дается инструкция: «Перед Вами лежат картинки с изображением различных поз и жестов. Я буду показывать Вам изображение лица одного человека. А Ваша задача будет – подобрать к этому изображению ту картинку из лежащих на столе, которая отражала бы, какую позу или жест может показывать человек с подобным выражением лица». Состояние считается верно распознанным, когда испытуемый к изображению определенной эмоции из одной методики подбирал изображение эквивалентной ей эмоции из другой. Подсчитывались показатели распознавания отдельных эмоций, показатели распознавания эмоций разной интенсивности, общий процент верно идентифицированных эмоций.

3. ТОРОНТСКАЯ ШКАЛА АЛЕКСИТИМИИ – TORONTO ALEXITHYMIA SCALE (TAS-26) АДАПТАЦИЯ ЕРЕСЬКО Д.Б., ИСУРИНОЙ Г.Л.

Методика основана на самоотчете. Испытуемому предлагается выразить степень своего согласия с 26 утверждениями по шкале Likert (от «абсолютно неверно», до «абсолютно верно). Каждому ответу присваиваются баллы (от 1 до 5) в зависимости от направленности утверждения (прямое или обратное). Сумма баллов за все ответы показывает выраженность алекситимии у испытуемого. Теоретически баллы могут распределяться в диапазоне от 26 до 130. Ориентировочной нормой служит отметка в районе 62 баллов, 63-73 балла рассматриваются как риск по развитию алекситимии, 74 и выше – как алекситимия.

4. ПОЛУПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ – APRQ. ALEXITHYMIA PROVOKED RESPONSE QUESTIONNAIRE (Кришталь., 1986).

Методика была создана J.H. Krystal и его коллегами (1986) и в оригинале представляет собой 17 вопросов, которые презентуются авторами как структурированное интервью. Испытуемого просят описать его чувства, представляя себя в различных ситуациях (примеры вопросов: «Как бы Вы себя чувствовали, если бы полиция арестовала Вас за нарушение закона, которого Вы не совершали?»; «Как бы Вы себя чувствовали, если бы кто-то, кого Вы любили, внезапно умер?»). Целью методики является актуализация способности к вербализации эмоций и воображения у испытуемого. Авторы методики предлагают оценивать ответы дихотомически: как алекситимные (0 баллов) или неалекситимные (1 балл). Оценка проводится экспертами. Подсчитывается число разных дифференцированных эмоций, которые испытуемый использовал в своих ответах, что отражает не только способность к вербализации эмоций, но и богатство эмоционального словаря испытуемого. Выбор дифференцированных эмоций проводился экспертами при помощи словарей эмоций.

5. МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ (ХОЛМОГОРОВА А.Б. 1983, МОД. ДЕМИДОВА Л.Ю., ДВОРЯНЧИКОВ Н.В., 2014).

В основе лежит методика определения понятий с измененной инструкцией: испытуемого просят описать предмет так, чтобы другой человек мог однозначно догадаться, о чем идет речь. «Таким образом, задача одновременно и упрощается конкретизацией задания…, но и осложняется необходимостью ориентации на другого человека, требованием полноты определения и точной дифференцировки данного предмета от остальных» (Холмогорова). Оригинальная методика включает в себя два этапа, испытуемому для определения предлагаются 14 слов, а оценка результатов методики предполагает качественный анализ.

Модификация методики под задачи судебно-сексологического исследования заключается в: 1) изменении большинства слов, предъявляемых испытуемым для определения (предлагается 13 слов: сахар, часы, кукла, наказание, игра, морковь, смех, секрет, запах, леденец, ребенок, бутылка, преступление); 2) изменении второго этапа, который представляет собой идентичное задание с инструкцией по определению тех же понятий для ребенка; 3) изменении системы оценки: для максимальной стандартизации методики ответы испытуемых оцениваются по шкале от 1 до 5 (где 1 – «абсолютно невозможно догадаться»; 2 – «с трудом можно догадаться»; 3 – «догадаться можно, но очевидно есть и другие варианты»; 4 – «скорее всего догадается, но есть вероятность ошибиться»; а 5 – «понятие определено абсолютно точно»). Показатели способности к децентрации (ко взрослому, ребенку и суммарный) высчитывается как сумма баллов (средних по экспертным оценкам), полученных испытуемыми за каждое из определений.

6. НЕВЕРБАЛЬНАЯ МЕТОДИКА НА СПОСОБНОСТЬ К ДЕЦЕНТРАЦИИ (ДЕМИДОВА Л.Ю., ДВОРЯНЧИКОВ Н.В.)

Необходимость ее создания была обусловлена тем фактом, что способность испытуемого к децентрации следует оценивать не только в интеллектуальном контексте, как относительность познания мира, способность менять свою точку зрения к некоторому объекту восприятия (познавательная децентрация), а в ситуации диалогического межличностного взаимодействия, когда необходимо учитывать контекст, смысловое наполнение понятий в процессе общения. Методика создана на основе модификации и объединения двух методик рисуночной фрустрации Розенцвейга - детского и взрослого вариантов. Стимульный материал включает в себя 10 картинок: 5 из детского варианта теста (где изображено взаимодействие «ребенок-ребенок»), 5 - из взрослого. Первая часть инструкции совпадает с оригинальной методикой. Во второй части инструкции испытуемого просят предположить, что в ответ на предложенную им реплику второго человека снова ответил бы первый.

Оценке подвергался последний ответ с учетом контекста развернутого микро-диалога. Оценивалась степень соответствия между ответом испытуемого и позицией первого говорящего, заложенной в уже написанной реплике. Оценка проводится экспертами по трехбалльной системе с возможностью более дифференцированной оценки в виде проставления промежуточных баллов (где 1 - «первый говорящий однозначно не мог ответить таким образом»; 1,5 - «скорее всего первый говорящий не мог ответить таким образом»; 2 - «трудно оценить вероятность такого ответа со стороны первого говорящего»; 2,5 - «скорее всего первый говорящий мог ответить таким образом»; 3 - «первый говорящий однозначно мог ответить таким образом»). Показатели способности к децентрации (ко взрослому, ребенку и суммарный) высчитывались как сумма баллов (средних по экспертным оценкам), полученных испытуемым за ответы в каждой из ситуаций.

7. ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМПАТИИ (ШЕРЯГИНА Е.В., 2013; МОД. ДЕМИДОВА Л.Ю.)

В этой методике испытуемым предлагается дать свой вариант ответа на 5 реплик детей и 5 реплик взрослых, оказавшихся в трудных ситуациях отвержения, ущемления самооценки, несправедливости, изнасилования и жестокого обращения. Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать Вам реплики разных детей и взрослых, оказавшихся в трудной ситуации; Ваша задача – дать свой вариант ответа на эти фразы». Модификация касается предлагаемого материала: 4-е реплики (2-е от взрослого и 2-е от ребенка) заменены на реплики про ситуации изнасилования и жестокого обращения, взятые из реальных протоколов психологических консультаций на телефоне доверия. Полученные от испытуемых ответы подвергаются экспертной оценке по шкале эмпатии, которая предполагает пять уровней, где первый представляет собой игнорирование чувств ребенка/взрослого, а пятый – выражение чувств другого с более глубоким содержанием смысла, чем был способен сказать ребенок/взрослый. Показатели способности к эмпатии (ко взрослому, ребенку и суммарный) высчитывались как сумма баллов (средних по экспертным оценкам), полученных испытуемыми за каждый из ответов.

Реплики детей: 1. За плохие оценки отец избивает меня… 2. Никто не хочет со мной дружить, говорят, что я жадный. Разве я жадный? Просто я берегу свои вещи, чтобы их не испортили и не потеряли. 3. Ребята из восьмого класса отобрали у меня деньги на завтрак, я не смог постоять за себя. 4. Друг отчима вчера изнасиловал меня. Я не знаю, что мне теперь делать. 5. Мы с ребятами прыгали через лужу. Все перепрыгнули, а я упал. Все смеялись надо мной.

Реплики взрослых: 1. Марина пригласила весь отдел в кафе отметить свой день рождения, а меня единственную из всех не позвала, представляешь? 2. Мой муж неплохой человек. Но когда выпивает, он бьет меня. 3. Муж моей подруги занял у меня 5000 рублей год назад. Я попросила вернуть, но он лишь посмеялся надо мной. 4. Если бы я не была такой толстой, у меня была бы личная жизнь. Мужчины на меня даже не смотрят, никто не любит меня. Я выгляжу ужасно. 5. Несколько лет назад, когда я возвращалась с работы, меня ограбили и изнасиловали.

8. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БОЙКО.

Методика дает возможность операционализации многофакторной модели эмпатии в виде индивидуального профиля эмпатических способностей (6 шкал). Ценность ее также в том, что она охватывает все аспекты эмпатических проявлений: когнитивный, эмоциональный, поведенческий и дает возможность высказывать предположение о влиянии уровня развития этих свойств на противоправное сексуальное поведение. Методика позволяет различить следующие каналы эмпатии: рациональный, эмоциональный, интуитивный, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность эмпатии, идентификация в эмпатии.

(По материалам Демидовой Л.Ю., Дворянчикова Н.В.)


Источник: vk.com

Комментарии: