15.1 СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ И ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-02-16 04:38
Будем исходить из современного значения терминов «субъект» и «объект», оставляя идеалистическую трактовку этих понятий древнегреческим философом Платоном для архива истории философии. Мы должны принять тот факт, что “объект” как зависимая от субъекта категория, как особое свойство физической реальности, характеризующее суть деятельности субъекта, онтологически вытекает из самого явления субъекта и из понятия о нем.
Вызывавшая возмущение классиков марксизма сакраментальная фраза субъективных идеалистов: «без субъекта нет объекта» вовсе не лишена смысла (если, конечно, не запрягать телегу впереди лошади и не доводить эту идею до абсурда, что в истории субъективного идеализма имело место). В современной парадигме объектом следует считать то, на что обращено внимание и деятельность субъекта. Разумеется, если удалить субъекта из круга всеобщей реальности, удалить как сущность – представить, что субъекта (целеполагающего существа) в природе еще нет, то тогда и “объекту” (тому, на что направлены внимание и деятельность субъекта) автоматически места в природе быть не может. В этом случае физическая реальность (материя) существует, но она еще не является в тот период объектом – “объектом” она становится (приобретает свойство быть объективной реальностью) лишь с появлением в природе субъекта. Онтологически сознание человека, точнее мозг и его свойство аккумулировать в себе субъективную реальность (психическое содержание) возникает как природное явление в определенный момент космической истории планеты Земля. Это формирование осуществляется, с одной стороны, путем отражения-индукции (копирования) в определенном замкнутом объеме сложного физического тела (органических соединений) различных форм статики и динамики событий, разворачивающихся в пространстве, далеко выходящем за пределы объема, занимаемого данной физической массой, с другой же стороны – путем мульти-многократного внутреннего отражения (взаимодействия) частных протопсихических и психических содержаний внутри самого формирующегося субъекта. Возникает сознание, эволюционно, из процесса развития материи (физической реальности), оно вытекает из фундаментальных, уже присущих косной материи физических свойств отражения, которые в своем эволюционном развитии порождают феномен жизни: размножение [репродукцию]; самосохранение (питание [трофику], целенаправленное поведение). Психическое отражение (индукция) в своем физическом принципе проявляется как сложная форма квантово-волновых процессов, как относительное повторение статической формы и формы самой динамики, характерной для одной физической среды в другой физической среде, с ней взаимодействующей, повторение через физическое взаимодействие, в результате взаимодействия. Психический процесс – это волновое распространение множества определенных форм, которое: а) начинается от действия внешней среды на органы чувств человека; б) разворачивается в голове человека во всю фантастическую мощь психики в виде сверх астрономического количества внутренних отражений, интерференций, дифракций и более сложной трансформации содержания субъективной реальности – в изобилии отраженных извне форм действительности; в) и завершается этот цикл возвратом в среду обитания человека переработанных в психике форм объективной реальности. В полных циклах непрерывно повторяющихся процессов психического (в смысле физического) взаимодействия человека и объективных условий его существования, неотразимо очевидно просматриваются стопроцентные признаки волнового процесса, благодаря чему здесь есть необходимость применения принципов квантовой теории. Но вместе с тем необходимо и категорическое возражение против упрощения такого особого феномена природы как психика, против наивного отождествления всей многосложности психического процесса с известными теориями распространения звука и электромагнитных колебаний, сформированными в XIX, XX вв. и раннее. Однако! Все, что в этих теориях соответствует тематике изучения психики как частности необходимо примечать и принимать. Волновой процесс, распространение и трансформация физических форм, обусловленные взаимодействием дискретных частей материи, фактически приводит к эффекту умножения этих форм [к их репродукции]. Отражение – элементарная физическая основа размножения – это источник возникновения, существования и развития всех живых организмов. Та “психика”, которую, быть может, лучше назвать “протопсихическими” процессами (психикой в ее зародышевом состоянии – это состояние информационных процессов на уровне предшествия тому, что современная наука безоговорочно психикой признает) в истоке своего происхождения в природе, изначально действуя в своих самых примитивных формах, определяет появление в природе первичных живых форм. Проявление на уровне пестемезальной хроноконволярности в физическом пространстве-времени протопсихических информационных эффектов (сложно организованных отражений, имеющих развитую обратную связь) действует как системообразующий фактор, детерминирующий возникновение жизни в природе – живой организм – это реальный, очевидно наблюдаемый нами квант психического волнового процесса – частица материи, сформированная в эпицентре эффекта хроноконволярности. Психическое явление, изначально проклюнувшись в природе в своих примитивных “протопсихических” формах, затем в долгом эволюционном процессе поднималось до высокой сложности и тончайшей организации у высших животных, и далее, дошло до способности художественного и глубоко абстрактного философского и научного мышления у человека, до появления у него культурного сознания, до его способности к общественной организации и до способности его к производству искусственной технической среды. И этих высот психика достигает в результате исторического развития всех форм жизни на земле и, в конечном счете, в историческом процессе жизни рода человеческого. Но в XIX веке, когда зарождалась и формировалась теория марксизма, и вся физическая наука дышала еще только лишь смутным предчувствием будущего зарождения квантовой теории волнового процесса и квантовой теории поля, научные представления о свойстве материи отражать материю на психическом уровне были столь примитивны, что проще было бы говорить об их отсутствии, нежели называть первые откровения физиологов психологией. Да и сами физиологи тогда это понимали – известное крылатое выражение того времени гласит: «Психология (наука о душе) в 19 веке стала наукой об отсутствии души. И марксизму, столкнувшемуся с вопросом о роли личности (психики) в истории человека, оказалось проще склониться к тому, чтобы в духе своего времени уподобить психическое отражение механическому приводу и человека уподобить марионетке, дергающейся в не им придуманном кукольном спектакле, под влиянием объективных (в смысле независимых от человека) законов общественного развития. Диалектически опираясь на опыт естествознания, там, где такой опыт имелся, и, исходя из необходимости изучения явлений в их развитии (диалектический материализм), марксизм решительно двигал познание человечества вперед. Именно таким образом экономическая теория марксизма добилась выдающихся достижений. Изучая историю человечества в его развитии, марксизм концептуально обратился к историческому процессу создания человеком орудий труда и форм труда, к факту формирования средств производства, самого производства и производственных отношений, обратился к историческому процессу развития меновых отношений, системы распределения и различных форм присвоения продуктов труда, его результатов. На этом пути своим новейшим материалистически-диалектическим методом исследования марксистская теория достигла небывалых результатов, семимильными шагами революционно продвинув общественное самопознание человека. Но этот “скачок” в познании был бы невозможен без уже имеющихся в наличии фундаментальных знаний человечества о своей собственной истории, без знаний, в изобилии сохраненных историками, писателями и статистами предыдущих веков, без многочисленных данных археологии, уже добытых ко времени появления Маркса, без открытий биологии и без теории Ч. Дарвина. Марксистская революция в научном познании общественных отношений была бы невозможной без обширного объема экономических представлений, созданных выдающимися экономистами до Маркса, уже подготовившими плодородную теоретическую почву для марксистской социально-экономической, политэкономической теории. Однако, касаясь вопроса о роли «сознания» (личности) в жизни человека и общества, располагая в этой области познания лишь самыми примитивными представлениями о психике, которые только и способна была дать марксизму его эпоха, марксистская теория, на многие десятилетия опережающая время в своих социально-экономических представлениях, в целом, как теория общественного развития, не имеющая представления о необходимом громадном объеме глубоких знаний в области представления о природе индивидуальной и общественной психики, как теория, претендующая на роль руководства к действию, попала в положение вне игры (офсайд). Теория общественного развития, основанная даже на прекрасной научной разработке аспектов политэкономии и социальной экономики, но лишенная развернутого глубокого научного представления о явлении психики человека, в целом оказалась несостоятельной в той же мере, в какой могла бы быть несостоятельной, допустим, теория воздухоплавания, если бы она основывалась хоть и на самой глубокой разработке вопросов сопромата, но при том не имела бы представления о законах аэродинамики и посему отбросила бы тему аэродинамики вовсе. Марксистских представлений о том, что человек мыслит «при помощи мозга», и что его сознание отражает объективную действительность подобно зеркалу и других отдельных философских проблесков марксистской мысли вроде того, что человек не только отражает объективную реальность, но еще и творит ее (из теории психики это все, чем марксизм располагал) было фатально недостаточно для осознания реальной роли психики в жизни индивидуального и общественного человека и для создания полноценной теории общественного развития. В.И. Ленин: «…Объявление марксизмом “личности” за величину, не имеющую значения, признание человека “случайностью”», «Блей совершенно прав, что нельзя найти у Маркса и Энгельса и тени намека на допущение подобного идеалистического вздора и что с точки зрения этого вздора неизбежно приходится отвергнуть марксизм целиком, с самого начала, с самых основных его философских посылок» (18 – 337). _____________________ В.И. Ленин: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (29-194). В.И. Ленин: «…Дальше следует прямо неверное место: “Понятие материи надо расширить. Сюда относятся явления действительности, следовательно, и наша способность познавать, объяснять”» (18- 258) _____________________ В.И Ленин: «…Естествознание исследует – идею, дух, волю, психическое, как функцию нормально работающего человеческого мозга; оторвать же эту функцию от определенным образом организованного вещества <…> - это бредни философского идеализма, это насмешка над естествознанием» (18-241). В.И. Ленин: «Тут явная неверность. Что и мысль, и материя «действительны», т.е. существуют, это верно, но назвать мысль материальной – значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» (18-257) _________________________ В.И. Ленин: «Что это противопоставление [материи и духа] не должно быть «чрезмерным», преувеличенным, метафизическим, это бесспорно (и в подчеркивании этого состоит большая заслуга диалектического материалиста Дицгена). (18-259). «Указывая на первичность материи по отношению к сознанию, Ленин подчеркнул, что абсолютная противоположность материи, бытия и сознания, мышления ограничивается пределами “основного гносеологического вопроса”, что ”за этими пределами относительность данного противоположения несомненна”» (18-7) «За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой» (18-259). (продолжение следует) Источник: vk.com Комментарии: |
|