Восприимчивость в квадрате: почему некоторые люди чувствуют тоньше других

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Все мы воспринимаем окружающий мир по-разному: кто-то любит светомузыку и громкий салют, а кто-то с трудом переносит даже просмотр трейлера к остросюжетному фильму. Ученые выяснили, что четверть населения планеты обостренно улавливает информацию, поступающую через органы чувств, — и похоже, именно эта особенность создает талантливых композиторов и гениев кинематографа. T&P публикуют перевод статьи Scientific American, которая рассказывает о трех типах сверхчувствительности, их преимуществах и недостатках.

Американская писательница Перл Бак, лауреат Нобелевской премии по литературе, однажды сказала: «По-настоящему творческий разум в любой области сможет делать больше, чем ожидается. Человек рождается на свет ненормально, нечеловечески чувствительным. Для него… прикосновение — это удар, звук — гром, невезение — трагедия, радость — экстаз, друг — как любимый, любимый — как бог, а провал подобен гибели. Добавьте к этой мучительно хрупкой организации непреодолимую потребность создавать, создавать и создавать — поскольку без создания музыки, поэзии, книг, зданий или других наполненных значением вещей само дыхание отторгается от него. Человек обязан создавать, обязан изливать свои творения. Из-за некой странной, необъяснимой внутренней нужды он не чувствует себя живым, если не делает этого».

В 1997 году психологи Элейн и Артур Эйрон (Университет штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук, США) создали концепцию сверхчувствительной личности. В фокусе их внимания оказались люди, у которых часто проявляется обостренное восприятие окружающего мира и возникают ярко очерченные реакции на него. Супруги Эйрон пришли к выводу, что для порядка 15-20% населения планеты характерна повышенная восприимчивость к информации, поступающей через органы чувств. Психика таких людей перевозбуждается из-за сенсорных раздражителей: острых запахов, громких звуков, яркого света и сильного вкуса. Чтобы измерить степень сенсорной сверхчувствительности (ССЧ), ученые создали шкалу, которая насчитывает 27 строк. Они обнаружили, что представители ее верхних ступеней обычно получают крайне широкий, разнообразный и яркий опыт эмоциональных реакций: например, могут заплакать на ярком солнце, очень сильно влюбиться или запомнить сон живее и подробнее, чем другие люди.

После того, как была создана шкала ССЧ, специалисты из разных стран и организаций провели множество исследований. Главным выводом стало то, что человеческая чувствительность на самом деле имеет множество степеней и оттенков. В этот спектр входит не только сенсорная чувствительность, но также чувствительность нарциссическая и моральная. В сенсорной области психолог центра Hamilton Health Sciences (Канада), доктор Кэйти Смолевска вместе с группой коллег обнаружила три типа чувствительности, которые укладываются в шкалу Эйрон: «легковозбудимый», «с низким сенсорным порогом» и «эстетически чувствительный». Сегодня существует несколько тестов, которые позволяют определить, принадлежит ли человек к одной из этих групп. Для этого нужно ответить на вопросы в рамках каждой шкалы: да или нет, — а затем посчитать количество положительных ответов. Чем оно больше, — тем более ярко очерчен тип восприимчивости.

Легковозбудимый

— Влияет ли на вас настроение других людей?

— Замечали ли вы у себя повышенную чувствительность к боли?

— Верно ли, что вы легко пугаетесь?

— Раздражает ли вас, когда люди пытаются сообщить вам слишком много фактов сразу?

— Прикладываете ли вы особые старания, чтобы не делать ошибок и ничего не забывать?

— Верно ли, что сильный голод вызывает у вас сильную реакцию: снижение концентрации и ухудшение настроения?

— Трудно ли вам пережить перемены в жизни?

— Верно ли, что вы не любите, когда сразу происходит большое количество событий?

— Верно ли, что избегать разочарований и потрясений?

— Когда нужно соревноваться или работать у всех на глазах, верно ли, что вы нервничаете так сильно, что начинаете намного хуже справляться?

— Верно ли, что когда вы были ребенком, родители и учителя считали вас чувствительным и застенчивым?

Низкий сенсорный порог

— Есть ли у вас особая чувствительность к кофеину?

— Раздражает ли вас яркий свет, острые запахи, грубые ткани?

— Доставляют ли вам неудобство громкие звуки?

— Избегаете ли вы фильмов и передач со сценами насилия?

— Вызывают ли у вас неприятное состояние возбуждения моменты, когда вокруг происходит сразу много событий?

— Верно ли, что вам неприятно наблюдение за хаотическими явлениями природы и другими сценами, способными вызвать сильную реакцию?

Эстетически восприимчивый

— Есть ли у вас ощущение, что вы осознаете все нюансы окружающей обстановки?

— Верно ли, что ваша внутренняя духовная жизнь весьма сложна?

— Верно ли, что вас глубоко трогают искусство и музыка?

— Можете ли вы назвать себя совестливым человеком?

— Когда окружающим людям физически неудобно, хочется ли вам узнать, что можно изменить (например, включить свет или пересадить их в другое место)?

— Замечаете ли вы приятные запахи, вкус, звуки, произведения искусства, — и наслаждаетесь ли ими?

— Чувствуете ли вы, что иногда вам нужно прекратить свои дела и лечь в кровать или уйти в темную комнату, где больше никто и ничто не будет вас трогать?

Восприимчивость и самочувствие

По данным исследований, разные новые формы восприимчивости по-разному влияют на самочувствие: легкая возбудимость и снижение сенсорного порога сказываются на нем совсем не так, как эстетическая восприимчивость. Эксперименты показали, что в повседневной жизни первые два типа ССЧ чаще приводят к появлению негативных эмоций и невротических симптомов, а также снижают уровень экстраверсии и субъективное благополучие. А вот эстетическая восприимчивость, напротив, вызывает больше положительных эмоций и делает людей более открытыми и готовыми к новому жизненному опыту.

© Leta Sobierajski

© Leta Sobierajski

Во всей видимости, разные типы ССЧ связаны с разными биологическими системами. Ученые обнаружили, что легкая возбудимость и снижение сенсорного порога имеют отношение к поведенческой системе подавления (behavioral inhibition system, или BIS), которая, по словам британского психолога Джеффри Грая, связывает восприимчивость с угрозами и наказанием. Грай предположил, что BIS участвует в формировании у человека чувства тревоги. Исследования других специалистов подтверждают, что интроверсия, невротичность, застенчивость и сенсорная сверхчувствительность также имеют к ней прямое отношение.

И все же, стоит помнить, что застенчивость, невротичность и интровертность — это совсем не одно и то же. Исследователи обнаружили, что первые два типа ССЧ не слишком плотно связаны с невротичностью и почти не связаны с интроверсией. При этом они имеют прямое отношение к поведенческому уходу от конфликта, который также является невротическим явлением. Один из последних экспериментов позволил выяснить, что у склонных к нему людей быстрее активируются миндалевидные тела (области мозга, которые «работают» со страхом) в ответ на положительные и негативные раздражители.

Эстетическая восприимчивость, напротив, основана на работе дофаминовой системы. Мозг активно задействует дофамин, когда он занят исследованием чего-то нового. По данным профессора психологии Миннесотского университета Колина ДеЯнга, высвобождение дофамина «в любом случае увеличивает мотивацию в том, что касается исследования, и облегчает когнитивные и поведенческие процессы, делая их более полезными для процесса познания».

Парадокс восприимчивости

Из результатов исследований следует, что у повышенной возбудимости и снижения сенсорного порога есть множество негативных последствий: недостаточный уровень осмысленности жизни и собственной ценности, тревога, депрессия, слабое развитие навыков коммуникации, недостаточность внимания к деталям и неумение описывать и понимать собственные чувства, а также тревожное расстройство личности, социофобия и агорафобия. С другой стороны, полученные данные говорят о том, что восприимчивость — это не всегда плохо. Ученые уверены, что «для некоторых чувствительных людей восприимчивость не обязательно ведет к истощению, — напротив, она способна углубить их субъективную веру в те или иные идеи и улучшить субъективное благополучие». У эстетической восприимчивости тоже есть свои преимущества: повышенное внимание к деталям, развитые навыки общения, стремление быть среди других людей, открытость и готовность к новому опыту.

И все же, вопрос о том, почему именно эстетическая восприимчивость сильнее всего связана с психологическим благополучием, пока остается открытым. «Возможно, этот тип восприимчивости позволяет людям принять свою уникальность, развить ее и использовать себе во благо, — предполагает доктор Кэйти Смолевска. — Такие люди способны оценить нюансы, которые остальные не замечают. В результате, их настроение улучшается, они меньше нервничают, ведут себя более сознательно и более открыто. Это подтверждает выводы Элейн и Артура Эйрон, заявивших в 1997 году, что некоторые люди за счет эстетической восприимчивости улучшают свое самочувствие, культивируют интересы и достигают поставленных целей».

© Leta Sobierajski

© Leta Sobierajski

Как отмечает Элейн Эйрон в своей книге «Сверхчувствительный человек» (“The Highly Sensitive Person”), люди с повышенной восприимчивостью часто ведут мирную и уединенную жизнь. Это позволяет им использовать свои черты как преимущество. Множество знаменитых художников, музыкантов, специалистов из области общественных наук и ученых были особенно восприимчивы к своим областям и использовали жизненный опыт как сырье для развития и популяризации своих необыкновенных способностей к творчеству и сопереживанию. При этом восприимчивость связана не только с творчеством, но и с духовностью, мистическим опытом и способностью сохранить связь с естественными сторонами жизни.

Вот почему несмотря на то, что интенсивный опыт восприятия может усложнить жизнь, психолог и исследователь креативности Шерон Линд отмечает, что «повышенная возбудимость приносит с собой радость, изумление, сострадание и творческую изобретательность». Ее коллега, психолог Михай Чиксентмихайи, бывший декан факультета психологии Чикагского университета и автор идеи «потока» (психического состояния, в котором человек полностью включен в то, чем он занимается) добавляет: «Открытость и чувствительность творческих людей часто приводит к страданиям и боли, но также позволяет им наслаждаться жизненным процессом намного сильнее».


Источник: theoryandpractice.ru

Комментарии: