Виды памяти

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-08 09:53

работа памяти

Виды памяти

Имеются в виду функциональные аспекты памяти, различаемые в зависимости от характера информации, а также способов её фиксации и репродукции. Выделяют следующие виды памяти:

1. Образная память — следы памяти, воспроизведение которых влечёт появление в сознании индивида наглядных и в особенности мысленных образов различной сенсорной модальности. В первую очередь это иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память. Название «иконическая» происходит от греческого еikon — изображение, «эхоическая» — от греческого Echo — имя нимфы, наказанной за болтливость так, что она могла повторять лишь окончания чужих слов (в экспериментах на слуховую память лучше воспроизводятся начальные слова ряда и его окончания, причём последние слова ряда вспоминаются с точностью, напоминающей эхо). Другие виды образной памяти, такие как обонятельный, вкусовой, тактильный, кинестетический и т. д., специальных названий не получили.

2. Эмоциональная память — следы памяти, воспроизведение которых актуализирует отношение индивида к тем или иным явлениям и событиям. Негативное отношение к определённым ценностям характеризует такой феномен, как стыд, совесть и связанные с нею эмоции (чувство вины, недовольство собой и др.). Совесть, как и чувство стыда, сама по себе не обладает побудительной силой, она лишь блокирует неприемлемые для сознания индивида побуждения. Представление о том, что совесть универсальна и одинакова у людей разных эпох, культур и социальных групп, не соответствует действительности, оно заимствовано из христианской этики. Позитивное отношение к ценностям есть то, что обозначается термином идеалы. Идеалы побуждают к действиям в определённом направлении, даже если такие побуждения противоречат потребностям организма и личным интересам индивида.

3. Эпизодическая память — следы памяти, которые, по мнению Э.Тульвинга, содержат пометки о том, где, когда и каким образом была получена соответствующая информация.

4. Автобиографическая память — следы памяти о личной жизни индивида; разновидность эпизодической памяти.

5. Семантическая память — следы памяти о значении слов и иных символов; то же, что и символическая память.

6. Лексическая память — следы памяти на графологические и фонологические характеристики слов речи.

7. Репродуктивная память — вид памяти, благодаря которому достигается точное воспроизведение полученных ранее впечатлений, например при заучивании текста. Иногда обозначается как механическая память.

8. Реконструктивная память — вид памяти, благодаря которому становится возможным свободный пересказ полученных ранее впечатлений. Это, например, вольный пересказ прочитанного текста. Данный вид памяти сохраняет лишь некие абстрактные принципы организации материала, воспоминания тем самым всякий раз как бы воссоздаются заново.

9. Процедурная память — память на автоматизированные действия, навыки, в норме восстанавливаемые без особых сознательных усилий. Например, это артикуляционная память (на автоматизмы устной и письменной речи), амбулаторная память (на автоматизмы ходьбы, бега), экспрессивная память (на выразительные акты), музыкальная память (на способность играть на музыкальных инструментах), двигательная память (на автоматизмы других действий, таких как рассматривание, одевание и раздевание, приготовление пищи, вождение автомобиля, плавание и т. д., включая разнообразные действия профессионального характера), алгоритмическая память (на способы решения задач) и мн. др.

10. Декларативная память — вид памяти, благодаря которому становится возможным устный рассказ о событии, свидетелем которого индивид оказался. Зрительные и иные сенсорные впечатления при этом перекодируются в словесную форму. Если в момент того или иного происшествия индивид не успел проговорить воспринятые впечатления, последующее их воспроизведение бывает весьма неполным и неточным, в него нередко вклиниваются побочные и не имеющие отношения к делу впечатления.

11. Цветовая память — вид памяти на цвета воспринятых объектов.

12. Ассоциативная память — следы памяти, которые воспроизводятся один за другим по признаку смежности (по внешнему сходству, контрасту, времени образования, приуроченные к одной и той же обстановке или ситуации). То же, что и воспроизведённая память.

13. Восстановленная память — вид памяти, функционирующий под влиянием внушения и самовнушения как в состоянии бодрствования, так и в состоянии изменённого сознания (гипнотический транс, просоночное состояние, медитация).

14. Проспективная память — вид памяти о том, что индивид спланировал и намерен сделать в будущем.

15. Интенсивная память — вид памяти, функционирующий с помощью приёмов мнемотехники.

16. Мета-память — вид памяти на состояние и особенности собственной памяти. Память человека настолько специализирована, что перечень её видов можно продолжить. Существует память на лица, на хронологию событий, на имена и названия объектов, на сновидения, на музыкальные образы, на образы воображения и свежие мысли, на болезненные ощущения и психопатологическую продукцию и многое другое. Данное обстоятельство делает понятным огромное разнообразие нарушений памяти, которые носят к тому же весьма индивидуализированный характер. На практике его следует учитывать и в плане изучения патологии памяти. Те стандартные методы исследования, которые используются в патопсихологии и психопатологии (запоминание рядов цифр, слов, фигур), обычно затрагивают лишь отдельные аспекты нарушения памяти и не дают ясного представления о всех имеющихся мнестических расстройствах.

17. Различают также имплицитный и эксплицитный виды памяти. Имплицитная (непроизвольная) память относится к такому запоминанию, удержанию и воспроизведению информации, при которых индивид не прилагает сознательных усилий контролировать эти мнестические процессы. Что-то запоминается, сохраняется или вспоминается, при том что индивид намеренно к этому не стремится. Кроме того, соответствующие впечатления запоминаются и вспоминаются таким образом, что они как бы минуют сознание индивида, об их существовании он может и не догадываться. Информация запоминается в порядке её поступления, способность структурировать её, а также способность забывать нечто второстепенное отсутствуют. Такое состояние памяти делает её недостаточно адаптивной, поэтому она редко развивается далее в подобном качестве.

Существует сравнительно немного случаев исключительной памяти данного рода. Например, описан феномен календарной памяти у лиц с умственным недоразвитием, когда пациенты механически запоминают длинные ряды впечатлений, в частности рисунки на листках календаря от его начала до конца. Иногда этот феномен встречается у пациентов с детским аутизмом. Проявления имплицитной памяти знакомы каждому здоровому индивиду в виде попутных воспоминаний, в том числе в сновидениях. Такие воспоминания невольно всплывают в сознании индивида в состоянии переутомления, и он бывает вынужден прилагать определённые усилия, чтобы помешать их появлению. Существуют болезненные состояния с утратой контроля мнестических процессов, с непроизвольным наплывом механических рядов воспоминаний. В большинстве неконтролируемых процессов памяти у пациентов не следует, по-видимому, говорить о гиперфункции имплицитной памяти, скорее всего, речь идёт о регрессии эксплицитной памяти на ранних этапах её развития.

Эксплицитная (произвольная) память связана с предварительной установкой на запоминание, удержание и воспроизведение впечатлений. Младенец не имеет такой установки, он запоминает впечатления в линейной их последовательности и в первую очередь то, что особенно занимает его внимание. Это и есть имплицитная, как бы первичная, врождённая память. Установка на запоминание формируется постепенно и позже после рождения, с нею, видимо, и связаны воспоминания детских впечатлений в пер вые 3–4 года жизни. Развитие этой установки в значительной степени обусловлено, по-видимому, определёнными требованиями и ожиданиями взрослых, указывающими ребёнку, что важно для него, а что — нет. Тем самым ребёнок учится не только тому, что следует запоминать, но и тому, что надо забывать. Благодаря мнестической установке индивид без особых усилий запоминает важные для себя вещи и легко избавляется от ненужных воспоминаний. Установка, по определению, есть феномен бессознательного.

Следовательно, память, связанная с ней, хотя и является эксплицитной, не может обеспечить адаптивной гибкости наперёд и во всех ситуациях, зачастую совершенно непредсказуемых. Поэтому установка должна дополняться контролем со стороны сознания, когда индивид осознанно решает, как лучше ему что-то запомнить, что сохранить в памяти в первую очередь и до какого времени и от каких следов памяти нужно избавиться без существенных потерь для успешного функционирования. Материал памяти вследствие этого не остаётся неизменным, он так или иначе преобразуется под давлением сознания, кроме того, он меняется под влиянием самооценки, желаний, настроения и др.

Оба вида памяти функционируют в значительной степени независимо один от другого. Так, состояние имплицитной памяти может оставаться относительно неплохим даже при значительном ухудшении или временном выключении эксплицитной памяти. Пациент может, например, что-то запечатлевать в состоянии сна, наркоза; он сообщает, что во время операции и в наркотическом оглушении он «просыпался внутри себя — чувствовал боль, хотел, но не мог дать об этом знать окружающим». Описан редкий случай, когда музыкант, пациент с амнезией на текущие события, смог с посторонней помощью научиться играть новую музыкальную вещь. Такую возможность подтвердил и эксперимент Клапареда, швейцарского психиатра. Здороваясь с пациентом, страдающим амнезией, исследователь протягивал для рукопожатия руку со спрятанной в ней иглой. Пациент поначалу всякий раз пожимал ему руку, но затем перестал это делать и даже отводил свою руку за спину. На вопрос о том, почему он это делает, пациент ответить не мог, он не мог припомнить и сказать о том, что чувствует боль во время пожатия руки врача. Сведений об обратной ситуации, когда резко снижается имплицитная память и на хорошем уровне сохраняется эксплицитная память, в литературе не встречается. Нет, по-видимому, специальных сведений и о психопатологии имплицитной памяти.

В развитии эксплицитной памяти различают несколько этапов.

На самой ранней стадии её развития в онтогенезе фиксация производится посредством хранения каких-нибудь предметов, напоминающих о каком-то событии или явлении прошлого, например с помощью локона волос, фамильных и исторических реликвий, фрагментов разрушенных временем строений, уцелевших от разложения частей тела и т. д. В музеях всех народов, которые дорожат памятью о своих предках, хранится множество таких вещей.

На второй стадии развития произвольной памяти запоминание производится с помощью действий с различными предметами, нередко имеющими символическое значение. Это, например, обрядовые действия, воскрешающие память о затерянных в прошлом событиях. Обучение навыкам не бывает успешным без того, чтобы заучить соответствующие манипуляции на муляжах, макетах, более простых технических устройствах. Нередко для того чтобы вспомнить забытое, индивид повторяет предыдущие совершенно случайные действия. Забыв, например, зачем он пошёл, он возвращается назад и повторяет пройденный им путь.

Третью стадию произвольного запоминания характеризует использование речевых форм. Это, например, вербализация текущих впечатлений, запоминание речевых инструкций о том, что и когда следует делать; составление протоколов, учебных пособий и учебников и вообще каких-нибудь текстов, а также приёмов мнемотехники.

Наконец, последнюю, наиболее совершенную стадию развития произвольного запоминания и воспроизведения характеризует создание индивидом осмысленных структур. Чтобы прочно что-нибудь запомнить, индивиду необходимо хорошо это понять, включить нечто новое в свой прежний и осознанный опыт.

Развитие эксплицитной памяти в филогенезе отражает последовательность формирования способности к произвольной деятельности: вначале это готовность к принятию внешнего принуждения, затем — внутреннее принуждение, позже — появление соответствующей установки и, наконец, сознательный контроль над процессами памяти.


Источник: vk.com

Комментарии: