ТУЖИКИ, ПЫЖИКИ И ПЫНЯ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-02 08:39

лингвистика

«Чижик-пыжик» — что такое «пыжик»?

Вопрос не из простых. Слово «пыж» обладает на удивление широким спектром значений. Так, в «Словаре русских народных говоров» выделяется четыре омонима «пыж», каждый из которых имеет разветвленную семантическую структуру.

Оставим в стороне «пыжик» ‘новорожденный северный олень’, ‘мех новорожденного оленя’ (откуда «пыжиковая шапка») и «пыж» ‘нос судна’ — оба этих слова являются финно-угорскими заимствованиями. Но остается еще много всего, например: «пыж» ‘войлочная и под. прокладка внутри ружейных патронов’, ‘комок пеньки и под., которым забивают заряд в огнестрельном оружии, заряжающемся с дула’, ‘затычка’, ‘бесплодное семя’, ‘пустой орех’, ‘конопляная, просяная мякина’, ‘головка клевера’, ‘гриб-дождевик’, ‘столбик для игры в городки’, «пыжик» ‘малорослый толстый человек’.

И как в этом разобраться?

Интересно упоминание «пыжиков» в контексте распространенных у славян (как и у многих других народов) мифологических представлений о постепенном вырождении и измельчании человеческого рода: «…В разных славянских землях возникли предания, что когда-то люди были великанами, но с течением времени их рост уменьшился и дальше будет уменьшаться, пока все не станут крошечными карликами, величиною с муравьев; когда это совершится, тогда наступит конец света» (польский славист Ян Лось).

Карлики — это и есть «пыжики».

Об этом, к примеру, пишет А. Н. Афанасьев в «Поэтических воззрениях славян на природу»: «Прежде люди назывались волотами, а придет пора, когда станут называться пыжиками, которые настолько же будут меньше нас, насколько мы меньше волотов».

Археолог А. А. Спицын в 1893 г. так передавал поверья жителей Пермской и Вятской губерний — русских и «пермяков»: «Настоящие люди … тужики, т. е. такие, которые век живут и всё тужат; после них жизнь людям сделается еще труднее, реки высохнут, рыба помрет, питаться будет нечем, и будут они погибать. После них будут жить на свете пыжики, — это уже совсем бессильный народ: семеро из них едва будут поднимать соломинку (и то напыжившись, т. е. напрягши все силы), и уж конечно погибнут от своего бессилия».

И вот записанное уже во второй половине XX века поверье старообрядцев Саратовской области: «Перед концом света будут нарождаться не люди, а пыжики, да тужики … пыжики все будут пыжиться, гордиться, возноситься над всеми, потому это будут все начальники, ну тужики навроде нас — будут все терпеть от пыжиков и тужить да жаловаться».

В этих рассказах сближение слов «пыжик» и «пыжиться» носит характер наивного этимологизирования, но в данном случае оно имеет под собой прочную историческую основу.

Поскольку этимологически слово «пыж» связывается с «пу?га» ‘тупой конец яйца’, др.-рус. «поугъва» ‘шарик’, ‘капля’, лтш. pugulis ‘вздутое возвышение’, А. Ф. Журавлев предполагает исходное «пыж» ‘комок’ с дальнейшим развитием идеи маленького размера и бесплодности, вырождения, которая реализуется в значениях ‘гнилой орех’, ‘заглохшее семя’, ‘малорослый человек’, и сюда же охотничий «пыж» — как ‘пустой патрон’.

В то же время идея вздутости в исходном значении ‘ком’ получает развитие в глаголах «пыжить» ‘вздувать’, ‘взбивать’ и «пыжиться» ‘силиться’.

Поэтому «чижик-пыжик» — или ‘маленькая птица’ (А. Ф. Журавлев), или ‘птица, которая пыжит, ерошит перья’ (А. А. Потебня).

(Популярная история о воспитанниках петербургского училища правоведения, которых якобы прозвали чижиками-пыжиками за особенности форменной одежды, в частности пыжиковые шапки, не более чем легенда.)

Между этими толкованиями, видимо, нет противоречия, ибо этимологически надутость «пыжика» проистекает из его малого размера.

Связь этих семантических компонентов отчетлива видна в слове «пыжик», применяемом к человеку: это одновременно маленький и толстенький, «надутый» человек.

«Надутость» маленького человека может осмысляться не только в физическом, но и моральном плане. От того же корня, по мнению А. Г. Преображенского, произведено и диал. «пыня» — ‘чванливый, кичливый человек’. Обобщая этот этимологический экскурс, можно уточнить: «пыня» — это не просто кичливый человек, а маленький кичливый человек.

Комментарии: