Трансгуманизм. Современная философская доктрина или наше закономерное будущее?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-31 21:00

Трансгуманизм

Здесь должно было быть введение

“ Эволюция не завершена; разум не есть последнее слово, мыслящее животное не есть высший идеал Природы. Также как человек произошел от животного, так и от человека произойдет Сверхчеловек.“ — Шри Ауробиндо

Понятие «Сверхчеловек» — образ, введенный философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра», для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошел обезьяну.

По мнению Ницше, человек — это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека — «Сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.

Главная цель стремлений человека — это не польза, не удовольствия, не истина, не Бог — а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существования, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.

Ницшевский «Сверхчеловек» — это смысл бытия. По его мнению, место умершего Бога займет сверхчеловек. Ницше считает эту идею как цель, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования.

В этой статье мне бы не хотелось описывать более детально философскую идею и образ «Сверхчеловека» по версии Ницше, тем более о ней вы можете познакомиться самостоятельно, а хотелось бы выделить схожесть идей Ницше с новым течением философии Трансгуманизме. А также попытаться понять саму сущность трансгуманизма и его задел на будущее.

Трансгуманизм — современная философская доктрина (теория), утверждающая, что человек не сохраняет свои природные качества по мере своего развития, и под действием генной инженерии превращается в существо, подобное вещи, которое в зависимости от обстоятельств, имеет колоссально различные интеллектуальные, креативные, когнитивные, физические и другие свойства и возможности. Трансгуманизм представляет собой рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью самых новых и передовых технологии с целью ликвидировать страдание, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.

Дискуссия о трансгуманизме приобрела всемирный характер, впрочем, как и трансгуманистическое движение, которое не знает государственных границ. На одной стороне в дискуссии стоят сторонники этой доктрины, видящие в ней новое мировоззрение, направленное в будущее. На другой — непримиримые критики, характеризующие трансгуманизм как «наиболее опасную в современном мире идею».

Сама конструкция трансгуманизма, по существу, является новой концепцией эволюцией человека в современных условиях. Переходным типом является «Постчеловек».

Постчеловек — образ будущего человека, который отказался от привычного человеческого облика в результате внедрения передовых технологий: информатики, биотехнологии, медицины и тд. Следует за этим идеальным образом видеть уже утвердившийся в виртуальном пространстве и освоенный прежде всего молодежью нескольких поколении образ киборга, под которым в медицине понимается биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты.

Понятие «киборг» в философском плане отражает возрастание «зависимости» человека от искусственного мира, где протезы и имплантанты уже означают путь превращения человека в киборга. Как не трудно догадаться киборг это некое «среднее звено» между человеком и постчеловеком.

Трансгуманизм. Современная философская доктрина или наше закономерное будущее?, изображение №2

Таким образом базируясь на теории современного трансгуманизма и соответствующих принципах Ницше о «Сверхчеловеке», можно сопоставить их по основным критериям: человеческой природе и ценностям; их положением относительно науки, улучшения и воспитания человека; переоценки ценностей и эволюции человеческого рода по определениям. Указывая на ряд аналогов между постчеловеком и трансгуманистов и «Сверхчеловеком» Ницше на фундаментальном уровне, можно отметить то измерение, которое, упущено трансгуманистической мыслью. Трансгуманистическое понятие о постчеловеке не может быть адекватно понято, по крайней мере сейчас, если не учитывать реальную гуманистическую направленность человеческой деятельности. Конечно, можно сделать понятие о постчеловеке более сильным, если признать, что есть дополнительный значимый аспект, необходимый для проективного развития человека в реальном гуманизме, который основан на научных надеждах, важности мира чувств и постоянных целях.

ДНК

Трансгуманизм. Современная философская доктрина или наше закономерное будущее?, изображение №6

Антропогенетика, позволила найти и «считать» индивидуальный код человека, заключенные в особых участках молекул ДНК. Стало известно, что данная информация влияет на общую морфологию, развитие, обмен веществ и даже психологические особенности человека.

Необходимо отдельно отметить философское значение раскрытие структуры ДНК. Если девальвация религии и фактическое принятие европейской культурой тезиса Ницше о «смерти Бога» лишило человека трансцендентных оснований, подтверждающих его особенность, уникальность, то исследование кода ДНК, понимание его роли и значение в жизнедеятельности живых организмов, а также сравнение ДНК человека с прочими организмами, привело к биологическому обесцениванию человека. Оказалось, что геном человека мало чем отличается от, например, генома дрозофилы или «круглого червя», а геном картофеля даже больше генома человека. Потому данные биогенетики разрушают представление об исключительной биологической природе человека.

Конечно же, раскрытие генома человека создает потенциальную возможность внесения «исправлений» в код ДНК, тем самым меняя качественные характеристики человека. Уже сейчас активно ведется поиск генома старения и даже смерти. Все это может, во первых, приблизить человека к достижению практического бессмертия, а во вторых, создать возможность фактического перепрограммирования человека через изменение структуры его ДНК. И если обретение бессмертия даже с учетом этих открытий представляется весьма проблематичным (на данный момент), то сознательное изменение основных индивидуальных психофизиологических характеристик человека является фактом ближайшего будущего. Обретает реальные черты возможность генного программирования качеств человека, с исключением «вредных» генов и добавлением «полезных».

Развитие наноинженерии и робототехники дают возможность технически модифицировать биологию и физиологию человеческого тела на молекулярном уровне, вплоть до вживления в тело технических устройств, расширяющих функциональный диапазон возможностей человека. Именно это и создает практические предпосылки, о ранее упомянутом понятии, киборгизации человека.

Именно киборг как постчеловек, тело которого представляет синтез биологической органики, модифицированной на генетическом уровне, и механически электронных компонентов, является инвариантом Ницшевского «Сверхчеловека» XXI века.

Трансгуманизм. Современная философская доктрина или наше закономерное будущее?, изображение №7

Через киборгиизацию человека происходит деконструкция его телесности, являвшейся одной из последних константных величин повседневной реальности бытия человека. Теперь человек теряет свою телесную уникальность, тело перестает быть выразителем его самости и превращается в дискретное, технически заменяемое образование. И можно согласиться с мнением П. С. Гуревича, считающего, что на место индивида в этой ситуации происходит «дивидуум — человек делимый».

Киборгиизированный постчеловек становится «площадкой» для реализации многих традиционных атрибутивных характеристик сверхчеловека. Например это может относится к бессмертию. Категория «бессмертия» занимает, возможно, наиболее существенное место как в теории трансгуманизма, так и в определении постчеловека. В рамках трансгуманизма бессмертие объявляется центральной предельно желаемой ценностью, вокруг достижения которой должны концентрироваться все интеллектуальные усилия человека, делая ее частью непосредственной передовой научно экспериментальной практики.

От теории к практике

Как можно догадаться, существование трансгуманизма обосновано воздействием научно-технического прогресса на все стороны жизнедеятельности индивидов. Согласно представлениям выдающего ученого Дж. Хаксли (английский биолог), только человек наделен исключительным правом определять направление эволюции планеты в будущем, поэтому познав собственную сущность, мы способны преодолеть границы, определенные природой, и перейти в кардинально новую фазу своего существования.

Киборгизация, исследования по разработке систем искусственного интеллекта сегодня воспринимаются в качестве реальных достижений современной цивилизации. Так, например, в Манифесте стратегического общественного движения «Россия 2045» говорится о создании искусственного тела как целостной самоорганизующейся системы, которое получит «огромный спектр возможностей, сможет легко переносить экстремальные внешние условия»

Трансгуманистическое движение «Россия 2045» планирует к 2045 году достичь цифрового бессмертия в рамках глобального проекта «Аватар», целью которого является создание альтернативного носителя сознания личности.

«Россия 2045» проект Аватар
«Россия 2045» проект Аватар

Фактически, реализация подобного мегапроекта приведет человечество на совершенно иной уровень развития – «эпоху неочеловечества, космическую цивилизацию людей будущего», «новую модель существования общества, основанную на пяти принципах: высокой духовности, высокой культуре, высокой этике, высокой науке, высоких технологиях». В противопоставление современной цивилизации обновленное общество будет стремиться к саморазвитию, прогрессу, эволюции, достижению глобальных целей и задач вместо потребительства. Согласно такому представлению о будущем, человечество движется по пути общественного прогресса, опирающегося на НБИКС-технологии и способного спровоцировать появление новых результатов в своем развитии: помимо избавления от старения и болезней, преодоления глобальных проблем, достижения бессмертия, человек начнет, наконец, не только перемещаться в космическом пространстве, но и осуществлять «космическую экспансию – расселение человечества в ближнем и дальнем космосе» вплоть до создания «персональной Вселенной»

А что мы видим сейчас, говоря о редактировании генома? Сейчас технология бурно развивается и проводятся многочисленные эксперименты над млекопитающими и животными. Вот что говорится в релизе Нобелевского комитета, вручившего премию ученым Дженнифер Дудне и Эмманюэль Шарпантье — «Эта технология оказывает революционное влияние на науку о жизни, вносит вклад в новые методы лечения рака и может воплотить в жизнь мечту об излечении унаследованных болезней».

Трансгуманизм. Современная философская доктрина или наше закономерное будущее?, изображение №9

CRISPR/Cas9 – не единственный, но самый совершенный из существующих сегодня инструментов редактирования генома. Технология позволяет удалять ненужные гены из ДНК любых организмов и вставлять на их место другие. На сайте Нобелевского комитета метод CRISPR/Cas9 назван «биологическими ножницами». Что близко к правде во многих смыслах.

Также можно отметить американскую нейротехнологическую компанию Илона Маска Neuralink. Компания занимается разработкой и производством имплантируемых нейрокомпьютерных интерфейсов. Согласно статье из Wait But Why, опубликованной в апреле 2017, Маск заявил, что компания стремится сделать устройства для лечения серьёзных заболеваний головного мозга в краткосрочной перспективе, а конечная цель состоит в усовершенствовании людей

Полученные нейротехнологии, согласно идеям и принципам трансгуманизма, в начале будут использоваться в медицине, нейропротезы будут имплантировать лицам, которые имеют различные заболевания с целью улучшения качества их жизни и восстановления функций органов, утраченных по каким-либо причинам. В дальнейшем компания «Neuralink» планирует выпустить на рынок нейроимпланты для массового использования, что даст возможность подключить человеческий мозг к нейронным сетям с использованием Интернета. По задумке самого Илона Маска, человеку будет достаточно использовать собственные мысли для быстрого ввода текста в социальных сетях и приложениях, где имеется его учётная запись.

Neuralink интерфейс
Neuralink интерфейс

Но несмотря на благожелательные цели трансгуманистического движения, в его идеологии существуют противоречия и спорные аргументы, претендующие на единственно верный ответ вызовам современной цивилизации.

Критика

Трансгуманизм. Современная философская доктрина или наше закономерное будущее?, изображение №13

«Из всех желаний людей самым фундаментальным является бессмертие»

Спорным в трансгуманизме является аргумент в пользу положительной оценки постчеловеческого будущего как «единственного способа избежать гибели разумной жизни» Полагается, что постлюди, благодаря улучшенным свойствам своей природы, будут благополучными по сравнению с нынешними людьми. Но данный вопрос остается открытым, поскольку сложно дать объективную оценку качества жизни индивидов, которые будут относиться к разным видам. Кроме того, по мнению ученого А. П. Назаретяна, «безбрежный оптимизм» трансгуманистов в действительности оказывается «печальной необходимостью», заключающейся в отказе от человеческой природы, и нет твердой уверенности в том, что в бессмертном будущем не возникнет новых проблем: «Даже такая, казалось бы, замечательная перспектива, как индивидуальное бессмертие, тянет за собой массу проблем, к которым нужно готовиться заблаговременно».

С наступлением бессмертия негативные последствия увеличения продолжительности жизни только обострятся еще в большей степени. Технологии увеличения продолжительности жизни или бессмертия вследствие дороговизны будут доступны не каждому, что поставит перед государством проблему выработки критериев справедливого отбора «достойных» граждан для указанной процедуры. Это может привести в перспективе к возникновению «смертных» и «бессмертных» стран, мирное сосуществование между которыми станет невозможным в силу «ограниченности» в способностях первых. Кроме того, еще в большей степени может увеличиться разрыв и между бедными и развитыми странами.

Достижение бессмертия с помощью высоких технологий способно не только усомниться в существовании грани между естественным и искусственным, но и вовсе ее ликвидировать. Уничтожение рамок между живым и неживым приведет к переосмыслению существующих нравственных установок в обществе. В будущем мы столкнемся с проблемой пересмотра таких онтологических понятий, как смысл жизни, разум, свойства человеческой природы, добра и зла, жизни и смерти и т. д.: «Ведь если нет ничего “однозначно живого”, то исчезают и основные традиционные ценности, связанные с отношением к жизни.

По мнению В. А. Кутырева, для «человекомашинных» постлюдей жизнь станет «примитивной формой абиотического интеллекта». Для таких существ будет характерно отсутствие целеполагаемых жизненных установок, отсутствие души, страхов и радостей, «иное отношение к своему Я». Человечество рискует потерять идентичность каждого из своих членов. Поэтому В. А. Кутырев справедливо замечает, что трансгуманизм, уничтожая человека через его «замену другой формой бытия», является «абсурдным выходом из антропологического кризиса».

Утопичность идей трансгуманизма заключается также в убежденности исключительно положительного влияния научно-технического прогресса на развитие человека как единственного варианта решения общественных проблем при допустимом отказе от всех существующих этических запретов. Также нужно иметь в виду, что не все культуры воспримут с одобрением идею совершенствования индивида при помощи технологического вмешательства в организм: «Совсем не очевидно, что в разных культурах проект трансгуманизма будет воспринят так, как мы этого хотим и как мы это представляем.

Резюме

Трансгуманизм. Современная философская доктрина или наше закономерное будущее?, изображение №14

Трансгуманизм как философское течение имеет право на жизнь, но вера в исключительно положительные последствия научно-технического прогресса призывает к осторожному и серьезному осмыслению его идей. Техника и технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью современного общества и играют в нем важную роль, но не значит, что эта роль будет определяющей. Трансгуманисты акцентируют внимание на совершенствовании человека с помощью высоких технологий, игнорируя его биологические характеристики как одни из главных, позволяющие быть, а не казаться человеком. Предлагая путь к бессмертию, данная философия обращает нас к ситуации выбора: превратиться в бездушное существо, в не-человека, или остаться человеком. Такая дилемма недопустима в гуманизме, на преемственность которого претендует трансгуманистическое мировоззрение. Стоит добавить, что к нравственному, духовному развитию индивида трансгуманизм не обращается. «Мы сначала сконструируем другую, совершенно ни на что не похожую форму людей, а потом наделим ее новыми смыслами и ценностями», – так рассуждают его представители. Одной из главных проблем на сегодня в гуманитарных и социальных науках является установление границ научно-технических возможностей.

Безусловно, решая какие-то проблемы, мы постоянно сталкиваемся с, вытекающими из этого решения, другие проблемы. И нам, в первую очередь, необходимо первоначально попытаться определить и проанализировать риски технологического прорыва, выявить проекты, предоставляющие наибольшую опасность для человечества и задуматься над моральной составляющей прогресса, но не наоборот, как это предлагает сделать трансгуманизм.


Источник: smerti.net

Комментарии: