«Стимулирование предметной деятельности и эмоциональной сигнальной системы как финальный фактор антропогенеза» |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-01-21 02:55 Ни кем не оспаривается факт существования человека. Никакие противоречия в воззрениях ученых на причины и детали процесса не опровергают ни этого факта, ни факта антропогенеза. Неоспоримо также то, что финалом антропогенеза стало формирование речи. Следует обратить внимание на то, что акцент в антропологических исследованиях делался на развитие у предшественников человека предметной деятельности. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» доказал, что решающим условием становления человека явилось употребление орудий труда, благодаря чему стадо обезьян превратилось в общество людей, короче — «труд создал человека». Физиологические исследования 20 века во многом подтвердили классиков. Так, трудами Н.А. Бернштейна установлено, что предпосылки становления управлением речи были заложены в развитии предметной деятельности. Работа нервных центров этого уровня подготовила, и в развитом виде позволила постичь закон причинности. Манипулирование предметами как символическими фигурами подготовило к ментальной манипуляции словами как символами предметов и явлений. Нервные структуры, осуществляющие правильную последовательность действий, с точки зрения изготовления и использования предметов, подготовили операционную и смысловую сторону речи. После этого приведение символа предмета в звуковую форму стало вопросом времени. Таким образом, создается впечатление, что становление и развитие речи происходило как следование определенной линии развития. Эта линия развития связана исключительно с усовершенствованием аппарата движения — от установления соответствующего обстановке тонуса, через усовершенствование сотрудничества мышц (синергии) через совершенствование способности к перемещениям, через операции с предметами — к символическим действиям. Речь является прерогативой наиболее молодых структур в коре головного мозга — третичных отделов коры. Но тогда получается, что в результате совершенствования движений, у нас непонятно откуда возник аппарат с перемещениями мало связанный. Нестыковки в этом вопросе отмечает и сам Н.А. Бернштейн. Согласно его воззрениям каждый уровень может получить полное развитие только при условии возникновения нового, более высокого уровня управления движением. Не обнаружив у человека уровня управления движениями более высокого, чем речь, Бернштейн выразил свое недоумение. Если же рассматривать речь, не как новый этап развития аппарата движения, а как аппарат коммуникации, то мы увидим, что речь является наиболее молодым в филогенезе, наиболее совершенным средством коммуникации. До появления речи животные использовали для общения иные средства. Проследив эволюционный путь развития средств коммуникации, мы обнаруживаем в организме, и в частности в центральной нервной системе, совершенно иные структуры, чем структуры, лежащие в основе аппарата движения. Здесь в первую очередь надо отметить центры формирования эмоций, образованные на базе древнейшей коры. Изначально главной функцией древнейшей коры было управление не движением, а намерением живого существа — выбор цели, устойчивость желания, с учетом состояния организма. Речь идет о лимбической системе. У человека она ответственна за формирование эмоций. Эмоциональное состояние, то есть интегральное выражение состояния организма, оценки окружающей обстановки, и отношение к ней, при помощи жестов и мимики передается другому. Партнер является частью этой обстановки — его рассматривают или как полового партнера, как партнера по охоте, по самозащите, по игре, как друга, соперника, врага, как пищу, наконец. У наших предков до появления речи уже был канал коммуникации — запахи, жесты и мимика, звуки. Все эти каналы мы объединим одним названием — эмоциональная сигнальная система. Она и предшествовала речи, как средству коммуникации. Таким образом, становление речи шло по двум параллельным линиям: 1) как развитие движения — от локомоций, через предметную деятельность и операции с символами к речи; и 2) как развитие коммуникации — от формирования системы выбора цели, через становление эмоциональной системы общения и мимики к речи. Развитие этих двух линий эволюции оставило свой след в совершенно разных отделах коры головного мозга. Только начиная с каменного века эти две линии объединились в определенных зонах коры — третичных зонах. Эти зоны коры — материальный субстрат речи как функции, есть видовой признак исключительно человеческий. Филогенетически они могли сформироваться только в одном случае — если предметная деятельность обязательно сочеталась с эмоциональным отношением к предмету. Остается найти тот самый предмет, работая над которым древние люди могли бы совершенствовать и предметные действия, и одновременно, совершенствовать средства коммуникации. То есть работа с таким предметом должна заставлять использовать все старые средства коммуникации, и при этом постоянно испытывать их недостаточность. Каждое новое решение, принесшее успех на одном этапе, совершенно не давало никакого успеха на следующем этапе, побуждая искать в работе с тем же предметом новые решения. Эти решения должны были сочетать в себе и предметную деятельность и коммуникативную. Бросить же работу не давал какой-то механизм, благодаря которому работа именно с этим предметом была важнейшим делом, важнее самой жизни. Мало того, в процессе взаимоотношений с этим предметом произошла революция в мировоззрении наших предков. Суть этой революции заключается в переходе от субъект-объектного видения мира, характерного для животного, благодаря которому в каждой стае животных строится силовая иерархия, к принципиально новому взгляду на мир. То, что было предметом работы, под руками творца превратилось из объекта в субъект. Вторым чудом было превращение этого творца из биологической системы в общественного деятеля. Работа над этим предметом и произвела революцию в мировоззрении. Человекообразное животное, пытаясь понять закономерности работы с этим таинственным предметом обрело новый взгляд — субъект-субъектный, то есть увидело в предмете существо, подобное себе. Что это за предмет, работа над которым одновременно изменяла этот предмет и делала человека человеком? Таким предметом являются дети. Прогрессирующая слабость младенцев, связанная с совершенствованием функции прямохождения, и давала этот объект для одновременной стимуляции и предметной деятельности, и межличностных взаимоотношений. Благодаря этой деятельности получали инициацию развития третичные зоны коры у младенцев, и полное развитие третичной коры происходило у родителей. Родители, воспитывая детей, сами становились людьми. Я не знаю, какая из человеческих профессий была древнейшей, но из животного мира в мир людей мы попали благодаря усилиям наших предков по воспитанию потомства. И единственное дело на земле выделяет людей из мира животных — это развитие третичных зон в коре головного мозга. Величайшим достижением первобытного человека стала система воспитания из маленьких животных людей и из сообщества животного типа образование человеческой общины. Общественное разделение труда освободило людей от деятельности, отличающей человека от животного. Не личное мастерство, а накопленное предками знание помогает теперь выращивать младенцев. Тем самым родители утратили потребность совершенствоваться в становлении собственных третичных зон коры, и, соответственно, ничего не могут сделать для роста таких зон в мозге у собственных детей. Материальная культура замещает собой недоразвитые третичные зоны коры головного мозга. Люди утрачивают педагогические навыки предков, и бывшее когда-то человеческим общество все больше обретает черты животной стаи. Источник: cont.ws Комментарии: |
|