Современное образование (не только в России, но и в мире) есть химера, рождённая в борьбе идей о воспитании «человека-творца» и «квалифицированного потребителя»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-13 10:46

образование

Современное образование (не только в России, но и в мире) есть химера, рождённая в борьбе идей о воспитании «человека-творца» и «квалифицированного потребителя», субъективностью восприятия качества и удобством выдавать количественные показатели за объективную оценку.

Вся история человечества – это история конкуренции: сначала с природой, затем и между собой, а сейчас ещё и со своими творениями. Новейшие механизмы и системы, ныне повсеместно внедряемые, детерминируют требования к человеку как элементу общества и бизнес-процессов.

Главным эволюционным преимуществом человека, позволившим создать цивилизацию, является разум. С точки зрения кибернетики, как науки об управлении системами, разум – это умение принимать неопределённые ранее решения в неопределённой ситуации. Именно это умение порождает творчество, способность к снижению энтропии системы, а также принципиально отличает человека от его творений: механизма, электронной схемы, клеточного автомата, программного алгоритма и искусственной нейросети.

Таким образом первостепенной целью образования является развитие разума – формирование умения принимать не заданные ранее решения в ситуации, где не могут быть заранее учтены все параметры.

Повсеместно принятые, как главный способ контроля образовательного процесса, системы тестирования хоть и могут дать объективную картину запоминания знаний и умения использовать алгоритмы, но в сути своей не способны проконтролировать умение человека пользоваться самым главным своим преимуществом.

Система образования, как и любая система, изменяет своё поведение для оптимального выполнения поставленных перед ней целей, выраженных в процедурах итогового контроля. Если главной процедурой контроля становится принятие решений из заранее заданных вариантов (привет ЕГЭ, в котором даже «творческое задание» – крайне далёко от творчества), то рано или поздно такая система избавится от «излишних процессов» формирования разума.

С 2008 года только российская система образования выпустила более 12 млн учеников, у которых развитие главного человеческого умения никоим образом не контролировалось. Исходя из длительности инерциальных процессов, даже если методы контроля образования будут изменены прямо сейчас, система выпустит ещё минимум 5 миллионов человек, у которых разум, как умение, развит не будет.

Таким образом минимум 10% общества составят люди – жизнь которых в ближайшие десятилетия станет катастрофой. Через 10-20 лет их главным конкурентом станут развитые до сопоставимого уровня нейросети. Функционально они будут сопоставимы по эффективности с выпускниками современного образования, но машины не болеют, не требуют оплаты сверх необходимого минимума ресурсов и не отдыхают. В мире 1 млрд человек через 20 лет будут выкинуты на обочину жизни, не по причине своих личных качества, а из-за ошибок в формировании систем образования, допущенных 30-40 лет назад.

Восстания машин против людей пока встречаются лишь в популярной фантастике, а вот восстания людей против машин являются реальностью последних двух веков. Только через 20 лет машины будут сопротивляться, ведь они будут слишком дороги своим хозяевам.

К счастью, умению принимать неопределённые ранее решения в неопределённой ситуации можно научить не только в юном возрасте. Однако это требует больших усилий, не столько в самом процессе обучения, сколько в убеждении людей потратить время на этот процесс. Грядут мировые проекты по ликвидации безграмотности, и те общества, которые начнут заниматься этим уже сейчас – получат огромное преимущество в борьбе за доминирование на Земле своего цивилизационного проекта.

Комментарии: