Сочетанное развитие предметной деятельности и эмоциональной сигнальной системы

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Антропогенез на сегодняшний день привел нас к неопровержимому и ясно видимому факту – появлению и существованию человека

Анализируя этапы антропогенеза, мы неизбежно приходим к тому, что последним и наиболее важным шагом на его пути было образование речи – вопросов о дальнейших, более продвинутых и чисто гипотетических этапах антропогенеза мы не рассматриваем. Формирование речи стало финалом антропогенеза.

Акцент в антропологических исследованиях делался на развитие у предшественников человека предметной деятельности. Давно уже установлено, что предметы, изготавливаемые нашими далекими предками, становились, по мере приближения к современности, все более совершенными, и с их совершенствованием изменялось и строение органа труда – руки. Но вместе с изменением строения конечностей, и других частей тела, происходило и усовершенствование управления движениями.

Наиболее подробно и аргументировано этапы становления центральной нервной системой, с точки зрения эволюции, и предшествовавшие появлению речи рассмотрены в физиологии движения у Н.А.Бернштейна.

Согласно его воззрениям, уровни управления движениями становились все более совершенными, и это происходило по мере становления опорно-двигательного аппарата и отделов нервной системы, ответственных за движение. Он выделяет последовательное появление уровней тонуса, синергий, локомоций, предметной деятельности, и, наконец, речи. Появление речи, как результат совершенствования движений тела, управления этими движениями не вызывает сомнения.

Особенно важным здесь является этап, непосредственно предшествующий появлению и становлению речи – предметная деятельность. Действительно, уровень предметной деятельности подготовил и в развитом виде позволил постичь закон причинности, манипулирование предметами как символическими фигурами. Нервные структуры, осуществляющие правильную последовательность действий с точки зрения изготовления и использования предметов, подготовили операционную и смысловую сторону речи.

Понятие предмета сформировало в ЦНС символ предмета, и оформить его в виде символического звука, было вопросом времени.

Акцентируя внимание на речи как особом уровне управления движениями, часто упускается коммуникативная сторона речи. В то же время речь то и является наиболее молодым в филогенезе, наиболее совершенным средством коммуникации. Средства же коммуникации в обществе составляют фактически способ объединения отдельных особей в сообщество.

Есть ли у животных, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы средства коммуникации?

Да есть, и основанием для такого утверждения будет наблюдение за поведением животных, регистрация факта наличия у них сообществ различных типов. Что же это за средства коммуникации?

Какие структуры организма обеспечивают общение животных при полном отсутствии у них речи, подобной человеческой?

Каков эволюционный путь этих структур?

Для ответа на эти вопросы рассмотрим еще раз развитие нервной системы у позвоночных.

Развитие коры головного мозга берет начало от обонятельного мозга.

Древнейшая кора – связана с обонятельным рецептором. Движения мышц управляются спинным мозгом. Первичная кора, оказывая влияние на двигательные нейроны, фактически ориентирует организм в пространстве относительно градиента концентрации привлекательного химического вещества. Основными функциями древнейшей коры было управление не движением, а намерением живого существа – выбор направления движения, устойчивость желания, учет гомеостаза. Первичная кора делала афферентный синтез, создавая картину мира, с состав которой входил привлекательный образ внешней среды, и состояние собственного организма. Процессы, происходящие в первичной коре, были относительно самостоятельны – прямо не влияли ни на движения тела, но по мере учета внешних и внутренних условий влияли на стремление организма к пище и особи противоположного пола.

Первичная кора состояла главным образом из вставочных нейронов, большинство из которых было соединено со вставочными же нейронами. Такое строение создавало условия для кольцевого движения возбуждения. Движение возбуждения по замкнутому кольцу делало процессы в первичной коре относительно автономными по отношению к процессам, происходящим в организме. Это и создало предпосылки для формирования эмоций - отношения к себе и к миру – как устойчивое состояние организма. Первичная кора, составляющая лимбическую систему и у человека ответственна за формирование эмоций.

Но формирование отношения к себе и к миру, выраженное на языке нервных импульсов в древней коре не составляло секрета для окружающих. Дело в том, что нервная клетка способна к образованию довольно больших зарядов на мембране. В качестве иллюстрации можно привести целый ряд животных, которые пошли по пути усиления этого заряда, с одной стороны (некоторые рыбы, например электрический скат), и по пути развития чувствительности к электрическим полям других животных, для их обнаружения (утконос, рыба молот) – с другой стороны. Для большинства позвоночных способность генерировать электромагнитные поля в процессе жизнедеятельности – обычное явление. Чувствительность к таким полям может быть выражена в разной степени. Для любого группового поведения это древнейшее средство коммуникации. Таким образом, два древнейших средства коммуникации – обмен химическими сигналами и обмен электромагнитными сигналами сосредоточены в древнейшей коре, ответственной у человека за формирование эмоций.

Постепенно все большее количество органов чувств получало представительство в коре. Рост коры сопровождался качественным изменением ее состава. Древняя кора продолжала совершенствоваться в управлении групповым поведением. Она же обеспечивает устойчивость эмоций. Её связь с промежуточным мозгом делает её зависимой от гомеостаза. Её влияние на поведенческие реакции (взаимоотношения с другими особями) указывает на ее связь с мимическими действиями. Древняя кора задаёт тон при подражании – именно этот эффект связан с обучением. Невозможно объяснить появление и развитие мимической мускулатуры у млекопитающих без учета явления подражания. Но появление мимической сигнальной системы означает выделение из всей мускулатуры особой части, ответственной только за общение с себе подобными.

При помощи мимики передается другому эмоциональное состояние, что в свою очередь есть интегральное выражение гомеостаза, физиологического состояния организма, оценки окружающей обстановки, и отношение к этому другому – его рассматривают, исходя из вышеперечисленного, как полового партнера, как партнера по охоте, как партнера по самозащите, по игре, как соперника, как врага, друга, брата и т.д.

Таким образом, у млекопитающих есть четыре канала связи над первой сигнальной системой – жесты, мимика, звуки, поле. Все эти каналы мы объединим одним названием – эмоциональная сигнальная система. Полевая связь здесь древнейшая. Затем идут жесты, затем звуки, затем мимика. Жесты, то есть движения телом, читаются вначале при помощи зрительных бугров, и только потом и при помощи зрительного анализатора. Именно поэтому зрительные бугры и получили преимущество, став местом синтеза всей телесной информации. Зрительный же анализатор, прежде чем стал участником афферентного синтеза пространственного поля и предмета, уже был участником эмоциональной сигнальной системы. Его афферентный синтез – партнерство, отношения. Управление звуковой речью и управление мимикой осуществляется из близких областей в коре (нижняя треть прецентральной извилины и задняя часть нижней лобной извилины – зона Брока).

Таким образом, становление речи шло по двум параллельным линиям:

1) от локомоций, через предметную деятельность и операции с символами к речи;

2) от формирования лимбической доминанты, через развитие эмоциональной системы общения, через развитие мимико-звуковой системы общения к речи.

Коммуникативные возможности человека зависимы от двух источников.

Во-первых – от древнейшей коры – лимбической системы, отражающей состояние гомеостаза и зависимой от полевых влияний других людей. Преобладание этого влияния происходит без осознания, общение на этом уровне – это общение двух организмов. И отношения между ними – отношения между субъектом и объектом.

Во-вторых - от новейшей, третичной коры, чье действие полностью может быть подконтрольно сознанию. В этом случае общение происходит на человеческом уровне и отношения между ними – отношения между двумя субъектами.

Литература:

1. Н.А. Бернштейн Физиология движений и активность. – Москва.-Наука.-1990. 494с.

2. А.Р. Лурия Основы нейропсихологии.- Москва.- ИЦ «Академия».- 2007.-380с.


Источник: vk.com

Комментарии: