Правда ли, что переживания человека при клинической смерти — лишь работа части мозга |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-01-11 03:28 Вопрос звучит так: “Правда ли, что переживания человека при клинической смерти — лишь работа части мозга, отвечающей за воображение?” Что ж, давайте разбираться. В знаменитой книге 1975 года под авторством Раймонда Моуди «Жизнь после жизни» описывается более 100 случаев переживания ощущений после клинической смерти. Книга в своё время наделала много шуму и даже привлекла внимание врачей, нейробиологов и психологов к феномену околосмертных ощущений. Недавние австралийские исследования продемонстрировали, что согласно опросам пациентов от 12 до 18% выживших после остановки сердца испытали околосмертные переживания. Интересно, что пациенты сообщали очень подробные, весьма детальные воспоминания о своем опыте. Люди описывали самые разные переживания, но чаще всего они наблюдали то, как вся жизнь проносилась перед глазами, выход из тела и яркий свет в конце тоннеля. В 1980 году Кеннетом Рингом даже была предложена 10-балльная шкала, которая позволяет различать околосмертный опыт. На основе своей шкалы Ринг создал 5-ступенчатую временную последовательность околосмертных переживаний: (1) «Переживание ощущения жизни в мире и благополучии и отсутствия боли» (2), «Чувство оторванности от физического тела», (3) «Погружение в темноту, туннельный опыт с панорамной памятью и преимущественно положительный эффект», (4) «Опыт яркого света, тепла», (5) «Проникающий свет; встречи с людьми или фигурами». В 2017 году в исследованиях Льежского университета (Бельгия) почти все пациенты, пережившие клиническую смерть описывали три обязательных ощущения: чувство покоя (умиротворения), полет через длинный тоннель и яркий свет, появляющийся в конце этого путешествия. Но порядок ощущений у них не совпадал. И далеко не всё соотносилось с последовательностью, предложенной Кеннетом Рингом. Опираясь на данные отчётов из клиник США, исследователи предположили, что опыт у каждого может различаться, и многое зависит от языка. Но готовы ли мы сейчас делать столь смелые выводы о наличии или об отсутствии рая или вообще какой-либо загробной жизни? Давайте посмотрим на данный феномен с позиции нейробиологии. Сразу оговоримся, что современная наука не оперирует понятиями «РАЙ», «ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ» и т.д. Это не предмет изучения науки, поскольку способов изучать или доказывать НЕСУЩЕСТВОВАНИЕ рая у науки нет. Поэтому давайте разбираться с тем, верно ли утверждение: «часть мозга …работает еще 30 секунд и отвечает за наше воображение». В обзорном исследовании Дена Мобса и Каролин Ватт пишут о том, что многие из вышеупомянутых феноменов могут быть объяснены с точки зрения нейрофизиологии. В своё время знаменитый нейрохирург Уайлдер Пенфилд убедительно доказал, что наши ощущения собственного тела находятся в теменной коре. И ощущения как бы выхода из тела являются также субъективным переживанием внутри мозга. Нечто подобное происходит с человеком во время внезапного прерывания определённой фазы сна. Человек почти проснулся, но не может пошевелить конечностями, поскольку во время сна мозг блокирует произвольные движения. В исследованиях 2004 года, стимулируя правое височно-теменное соединение в коре мозга, авторам удалось вызвать ощущение выхода из тела. Испытуемые заявляли о том, что как будто видят себя лежащими на кровати. Это объясняется нарушением интеграции сигналов от разных частей тела. Мозг как бы запутывается и не понимает где кончается и где начинается тело. Так и возникает иллюзия оторванности от своего тела. Это, кстати, ещё раз подводит нас к ужасающей мысли о том, что наши внешние границы очерчены мозгом. Если он их не очертит, так ведь можно и себя потерять или наоборот — что-то себе присовокупить. Мобс и Ватт также указывают на то, что и для феномена света в конце тоннеля может быть найдено своё вполне логичное нейрофизиологическое обоснование. Они приводят в пример пилотов, выдерживающих нагрузки более 20-30 g. При таких нагрузках на 5-8 секунд происходит развитие туннельной потери зрения от периферии к центру. И хотя механизмы возникновения тоннельного эффекта до конца не ясны, вероятнее всего и в случае с пилотами, и в случае с «клинической смертью» происходит ишемия сетчатки глаза. Также дополнительным объяснением эффекта «света в конце тоннеля» может служить особая специализация нервных клеток зрительной коры мозга. Часть клеток обрабатывает периферическое зрение, а другая часть – центрально. Специфическое возбуждение этих центральных клеток приведет к центральному яркому свету и темной периферии, то есть туннельному эффекту. К слову, даже «встреча с умершими людьми» во время клинической смерти тоже может быть вполне объяснена нейрофизиологией. Но не будем вдаваться в долгие объяснения непростой биохимии и физиологии мозга. Здесь важно уточнить как мы оцениваем клиническую смерть. Во-первых, по остановке сердца (нет пульса). Во-вторых, по активности мозга. Для этого на голову накладываются датчики-электроды и производится регистрация электроэнцефалограммы. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) отражает электрическую активность мозга. Если мы видим кривые графиков ЭЭГ, хоть какие-нибудь, то можно говорить, что мозг ещё активен, а человек ещё жив. Плоская (изоэлектрическая) ЭЭГ, которая обычно регистрируется во время очень глубокой комы, считается поворотным моментом между живым мозгом и мозгом умершего. Это похоже на прямую линию пульса в тех случаях, если сердце остановилось. Когда появляется плоская ЭЭГ, с высокой вероятностью можно считать, что человек умер. Если сердце можно перезапустить, после остановки, то с мозгом всё намного сложнее. Сердце по своей природе – мышца. Она состоит из однотипных клеток, способных проводить возбуждение и сокращаться, в то время как мозг состоит из нескольких типов клеток. В мозге есть разные типы нервных клеток (=нейронов), есть разные типы вспомогательных клеток глии. Если клетки глии ещё способны переносить некоторые перебои с поступлением кислорода и питательных веществ, то нейроны практически сразу начинают погибать. Причём, быстрее всего прекращают свою активность и гибнут именно нейроны коры больших полушарий (где собственно и находится сервер нашего сознания, мышления и памяти). Когда нейроны коры мозга (=серое вещество) перестают проявлять активность, мы сразу видим это на электроэнцефалограмме. Колебаний нет или практически нет. Интересно, что в исследованиях 2013 года Дэниел Крогер и его коллеги сумели обнаружить спрятанную в глубине мозга активность у людей, впавших в глубокую кому. Причём, с головы пациентов регистрировалась типичная плоская ЭЭГ, свидетельствовавшая о смерти мозга или о глубочайшей коме. Неизвестные ранее науке колебания зарождались в глубинной структуре под названием гиппокамп. Обычно его деятельность связывают с переводом информации из кратковременной памяти в долговременную. Из гиппокампа возбуждение передавалось в кору головного мозга. Авторы данной статьи указывают на то, что кора является главным организующим звеном сознательных и многих других функций. Когда активность нейронов коры подавлена или вообще отсутствует, то аналогичную функцию берут на себя нижележащие структуры (гиппокамп, таламус и др.). То есть, эти структуры как бы отыгрывают некоторые когнитивные процессы (память, эмоции), но на более примитивном уровне, по своим заданным программам. Более того, прокрутив по своим цепям импульсы, они ещё успевают отправить сигналы в кору. Отсюда можно предположить, что во время гипоксии (сильной нехватки кислорода) мозг спускает свою работу на более низкий уровень глубинных структур, более живучих и устойчивых к нехватке кислорода. Когда в работу включается гиппокамп, он может «прокручивать» спонтанные воспоминания и образы за счёт отправки импульсов в кору. В свою очередь в голодающей от нехватки кислорода коре нейроны не могут должным образом проявлять активность. Они как бы работают вполсилы (если тут вообще можно так выразиться). Отсюда могут быть расплывчатые образы и какие-то слуховые явления наподобие галлюцинаций. Но собрать эти импульсы в нечто сложное и осмысленное вероятнее всего мозгу крайне сложно. Таким образом, мы с вами рассмотрели возможную (гипотетическую) концепцию, объясняющую, почему люди могут видеть и слышать что-то в состоянии клинической смерти или комы. Важно понять, что в этой концепции нет никаких единых временных рамок. У человека теоретически могут быть видения 20, 30 секунд и больше. Это никто специально не мерил. Помимо данной, очень сильно теоретической концепции, существует и другая, более тривиальная. В своих исследованиях Марк Крислип обнаружил, что многие пациенты, которые находились в состоянии клинической смерти, вовсе не были мертвы. Было замечено, что некоторым пациентам даже слабого кровотока было достаточно для регистрации нормальной ЭЭГ. Крислип также указывал на то, что многим людям проводились реанимационные мероприятия, в том числе включающие массаж сердца и искусственную вентиляцию лёгких. А это означает, что их мозг всё же мог получать некоторое количество крови, насыщенной кислородом, даже после остановки сердца. Будучи реаниматологом, Крислип придерживается жёстких критериев констатации смерти пациента. По его мнению, не должно быть никаких клинических проявлений деятельности мозга при объективном обследовании, должны также отсутствовать реакция на боль, зрачковая реакция черепно-мозгового нерва (неподвижные зрачки), рефлекторное моргание при стимуляции, а также самостоятельное дыхание. Естественно, что предварительно пациент не должен получать никаких лекарственных препаратов, вызывающих состояния, напоминающие смерть мозга и «переживать метаболические состояния, имитирующие смерть». Отсюда проистекает логичный вывод о том, что, будучи на самом деле «не до конца мёртвыми», люди закономерно могли включать бурную фантазию. Как пишет Майкл Шермер в своей книге «Свидетельства загробной жизни»: «Иногда люди просто выдумывают». Это называется беллетристикой. «Властелин колец», «Хроники Нарнии», цикл книг о Гарри Поттере, сага «Звездные войны»… Все это выдумки от начала и до конца, которые никто не принимает за документалистику. Мы же не называем поэму Данте Алигьери «Божественная комедия», считающуюся одним из выдающихся описаний загробной жизни в западной литературе, реальным отчетом человека, побывавшего там и вернувшегося поведать об увиденном!» Вероятнее всего, описанный феномен «рая», «тоннеля с белым светом в конце» или чего-то подобного сводится либо к базовым особенностям физиологии мозга, либо (что вероятнее) к бурной фантазии пациента. И чем подробнее и детальнее воспоминание о пережитом опыте, тем более скептически необходимо к нему отнестись. Подытоживая всё сказанное, можно сделать выводы. 1. Психофизиологические явления, возникающие во время остановки сердца и изменения активности мозга не до конца изучены. 2. Часть явлений, описываемых пациентами теоретически может быть объяснена нейрофизиологическими механизмами работы мозга. 3. Многие пациенты, заявлявшие об ощущениях во время клинической смерти, на самом деле в ней не находились. 4. Многие пациенты могли просто выдумать свои переживания либо полностью, либо частично. Литература: Майкл Шерман. Небеса на земле: Научный взгляд на загробную жизнь, бессмертие и утопии. Альпина нон-фикшн, 2019. Милан Кундера М. Бессмертие.— СПб: Азбука-Классика, 2009. Judith Katz et al. The life review experience: Qualitative and quantitative characteristics. Consciousness and Cognition J. Volume 48, 2017. Sam Parnia. et. al. Aware —Awareness during Resuscitation—A prospective study. Resuscitation J. 2014 Mobbs D. Watt C. There is nothing paranormal about near-death experiences: how neuroscience can explain seeing bright lights, meeting the dead, or being convinced you are one of them. Trends Cogn Sci. 2011 Parnia S. Spearpoint K.Near death experiences, cognitive function and psychological outcomes of surviving cardiac arrest. Resuscitation. 2007. Greyson B. Incidence and correlates of near-death experiences in a cardiac care unit. Gen Hosp Psychiatry. 2003. Verville V.C. et al. Near-death experiences in non-life-threatening events and coma of different etiologies. Front Hum Neurosci. 2014. Borjigin J. et al. Surge of neurophysiological coherence and connectivity in the dying brain. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2013. Daniel Kroeger. et al. Human Brain Activity Patterns beyond the Isoelectric Line of Extreme Deep Coma. PLOS One J. 2013. Ring, K. . Life at Death: A Scientific Investigation of the Near-Death Experience. New York, NY: Coward McCann & Geoghenan, 1980. Источник: vk.com Комментарии: |
|