Посвящается всем агностикам

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-24 03:09

Философия ИИ

Сомнение – не гносеогенный, а психогенный, не гносеологический, а агностический феномен.

У максимы «Никто не знает, что такое истина» нет автора, зато тьма исполнителей, и каждый из них горделиво мнит себя причастным к величайшей мудрости. Между тем данная максима представляет собой заблуждение: во-первых, потому, что любой оглашающий ее, не имея на то никаких оснований, кроме самонадеянности, ручается за гносеологическую некомпетентность всех людей; во-вторых, потому, что дело не в знании, а в понимании истины, поскольку знание истины является пустым без понимания ее.

Агностики игнорируют истину собственным способом: присваивают ей, как максимум, статус «одна из версий». О том, что прочие версии репрезентируют заблуждения, агностики молчат.

Агностик отстаивает свои установки («Никто и никогда не сможет достичь истины», «Этого не способен понять никто» и т. п.) не потому, что они гносеологически безупречны, а потому, что для него агностицизм служит формой психической защиты, т. е. вуалированием комплекса ничтожества комплексом превосходства. Ведь если бы истина, познание, понимание и т. п. не были доступны человеку, то гносеологический приоритет достался бы агностикам.

Познание – оперирование универсалиями (понятиями универсального уровня), а не локалиями (образами явлений, в том числе понятиями частного/общего уровня). Поэтому познаваемо только то, что универсально, а локальное (частное/общее) бесконечно познаваемо, значит, по большому счету, непознаваемо. Действительность универсальна, следовательно, познаваема; её неуниверсальные явления локальны, следовательно, бесконечно познаваемы, значит, по большому счету, непознаваемы. Поэтому тот, кто отрицает познаваемость действительности, путает действительность с её неуниверсальными (локальными) явлениями.

Утверждение о том, что универсум не познаваем до конца, приводит к попаданию в логическую ловушку (капкан алогизма), поскольку для того, чтобы это утверждение, как минимум, получило доступ к правомерности, необходимо познать универсум до конца. Вывод: тезис о непознаваемости универсума до конца является образцом самоотрицающего высказывания.

Магистральное положение агностицизма о непознаваемости универсального является гносеологически тупиковым (непродуктивным), поскольку оно игнорирует вероятность и реальность познания универсального, выступая всего лишь констатацией безуспешных попыток познать его.

Агностицизм идеалистичен: в его рамках гносеологической компетентностью обладает не человек, а мистическая инстанция (Абсолютная Идея, Вселенский Разум, божество и т. п.), к которой агностики, в отличие от собственно идеалистов, апеллируют не напрямую, а косвенно.

Агностицизм является саморазоблачительным, поскольку обоснование его подлинности невозможно без обращения к доводам, подтверждающим его иллюзорность.

Лукавство агностика: вместо того чтобы сказать: «Я не понимаю этого», он говорит: «Этого не понимает никто».


Источник: vk.com

Комментарии: