Нейрофизиология осознанности: как медитация влияет на наш мозг

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-15 07:07

работа мозга

В этом году здесь уже была статья с таким названием, но по странной иронии она не раскрывала содержание своего заголовка. Я постараюсь это исправить, ведь сама тема интересная и полезная.
Есть так называемая практика осознанности, иногда полностью состоящая из наблюдения за своим дыханием, и есть множество положительных эффектов, которые с ней коррелируют — стрессоустойчивость, уменьшение тревожности, повышение обучаемости и другие, вплоть до полного прекращения страдания. Но почему это происходит? Как связано монотонное скучное внимание к дыханию c улучшением мозговой деятельности и почему именно это всё называется осознанностью (mindfulness)?
А действительно, какая может быть связь? Первое, о чем многие думают — человек, фокусируясь на вдохе и выдохе, отвлекается от тревожных мыслей, и они проходят. Отчасти это верно, но как быть с долговременными эффектами, которые не исчезают после прекращения медитации?

Второе очевидное объяснение — самогипноз. Дыхание — это такие медленные колебания, которые легко гипнотизируют, вводят в транс, и там твой мозг уже каким-то образом исцеляется. Но оно неверно. Не считая того, что пока нет хорошего научного обоснования мозговых процессов при гипнозе и трансе, все ведущие практик осознанности единогласно твердят: ни в коем случае нельзя входить в транс во время наблюдения за дыханием. Такой транс называется тонкой и грубой притупленностью, и является второй большой ошибкой в медитации осознанности.

Первой же, главной ошибкой считается формирование привязанности к приятным состояниям, которые массово порождаются этой практикой. Медитаторы ни в коем случае не должны желать, предвкушать, хотеть испытывать ощущение парения над землей, мурашки и волны на коже, вспышки света и т.д. Доходит до того, что в некоторых школах прямо запрещают подобные переживания, рекомендуя относиться к ним как к еще одной форме отвлечения от главной задачи — активного острого внимания к дыханию.

И это подводит нас к идее, как именно практика майндфулнесс влияет на мозг. Почему нельзя испытывать желание? За влечения и желания у млекопитающих несет ответственность дофаминовая подсистема, и она же, как показывают недавние исследования, отвечает за страдание. Здесь у нас должно щёлкнуть в мозгу: заявлено, что практика осознанности уменьшает страдание. Медитация выключает дофаминовый нейронный путь? Обратимся к содержанию самой практики. Что в ее современном виде, в котором ее применяют, например, в компании Google, что в исходной технике двухтысячелетней давности — всегда можно выделить два основополагающих момента:
  1. Живое, ярко выраженное внимание на объект (например, дыхание)
  2. Обнаружение и мягкое устранение отвлечений без противопоставления

Примечание

В разных описаниях могут встретиться другие объекты медитации — такие как красный круг или кожа ступней во время ходьбы, но вы всегда можете убедиться, что основополагающие элементы — внимательность и обнаружение отвлечений. Также существуют сопутствующие виды практик, например, медитация любящей доброты, но они именно что дополняющие.

Отвлечения — это ничто иное как слабые сигналы дофаминовой подсистемы. Они возникают в вентральной области покрышки среднего (т.н. обезьяньего) мозга, и распространяются по фронтальной коре, где сосредоточена мотивация, внимание, оценка и сознательное осмысление (а также центр удовольствия). На картинке это большая группа стрелок.
Интересный факт

Опытные практики медитации осознанности, которые дошли до стадии под названием Возникновение-исчезновение, дают импульсам желания и импульсам отвлечения одну и ту же характеристику — страдание. Это эмпирическое наблюдение было сделано задолго до обнаружения принципов работы вентральной зоны покрышки.

Известно, что дофаминовая подсистема мотивации заставляет нас поступать не очень осознанно — покупать ненужные статусные вещи, скандалить, переедать, спускать деньги в азартных играх и так далее. Было бы неплохо притормозить её, не правда ли? Но не путем полного угнетения, а путем частичной замены на эволюционно более новые механизмы, которые тоже мотивируют, но без таких побочек. Так сказать, провести апгрейд человека.

Вы наверняка слышали про рептильный, маммальный и человеческий мозг. Эта красивая концепция сейчас признана не совсем отвечающей реальности и ее меняют на идею двух конкурирующих систем мотивации — дофаминовую (мне кажется, ее вполне можно называть маммальной или, точнее, обезьяньей) и, условно, поясно-фронтальную. Вторая система мотивации полностью размещена в полушариях, она эволюционно новее и работает с более желательными особенностями, нежели дофаминовая. Например, не вызывает страдание. Источник мотивационных импульсов в ней — передняя поясная извилина и связанные структуры. Человек, который пользуется только этой системой, вряд ли выжил бы в тюрьме (или средней школе:)), но в целом для современного общества она подходит больше — давая возможность без устали работать с множеством объектов одновременно, не испытывая стресса и принимая меньше неверных решений, и, в отличие от робота, испытывая эмоции любви и счастья.
Спойлер

У психологов Гугла губа не дура.

Относительно новой системы мотивации известен ряд фактов, которые складываются в интересную картину.
  1. Передняя поясная извилина отвечает за целеполагание, оценку выгоды, обнаружение ошибок, этику и внимательность. Она связана и с фронтальной корой (высшая когнитивная деятельность) и со структурами промежуточного мозга — гиппокампом и миндалиной, которые отвечают за пищевое поведение, древние эмоции и всем, что касается угрозы жизни. Связи могут передавать как возбуждение, так и торможение.
  2. Медитация осознанности тренирует внимательность, причем этические размышления, такие как метта-медитация, сильно повышают ее эффективность.
  3. У опытных практиков осознанности постоянно усилена активность передней поясной извилины, а активность гиппокампа, наоборот, снижена.


О торможении дофаминовой системы говорит качественное изменение поведения практикующих. Без этих трех фактов данные изменения можно было бы считать самовнушением, плацебо-эффектом, но похоже, это не так. Эффект практики осознанности — сущностная трансформация личности, подтвержденная на МРТ.

Она хорошо объясняется целенаправленной тренировкой новых структур мотивации с одновременным торможением более древних, доставшихся нам в наследство от предков-приматов.

Источник: habr.com

Комментарии: