НАРУШЕНИЕ СЛУХА КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В последнее время стремительно увеличивается количество детей с задержками речевого развития различного генеза. Одной из причин ЗРР может быть нарушение слуха у ребенка, поэтому важно, чтобы логопед, к которому привели малыша, проведя свое обследование, порекомендовал родителям посетить с ребенком сурдолога, чтобы исключить нарушение слуха как причину ЗРР,

Нарушения слуха у детей

Многие родители дошкольников отмечают, что их дети плохо воспринимают речевую информацию в шумных помещениях, в толпе, при включенном телевизоре, не понимают быструю, косноязычную речь и речь с большим количеством длинных и новых слов. На занятиях по подготовке к школе педагоги отмечают, что у таких детей есть снижение фонематического слуха.

Специалисты выделяют четыре типа нарушения слуха:

Проводниковое. Этот тип нарушения дают повреждения, заболевания или неправильное формирование наружного и среднего уха. Часто причиной этого нарушения становится отит. Этот вид потери слуха может быть как временным, так и постоянным.

Нейросенсорное. Повреждение или неправильное развитие внутреннего уха или слухового нерва вызывают нейросенсорную потерю слуха. Нейросенсорная потеря слуха обычно является постоянной.

Смешанное. Это комбинации проводниковой и нейросенсорной потери слуха.

Центральное неврологическое. Возникает в результате повреждения слуховых центров мозга, которые искаженно и не в полном объеме воспринимают слуховые сигналы.

Ребенок с таким типом повреждения слуха слышит, но не все понимает в услышанной речи. Это и есть нарушение, которое мы называем нарушением фонематического слуха.

Это нарушение выявляется при исследовании слуха методом слуховых вызванных потенциалов. Слуховые вызванные потенциалы называют еще стволовыми, потому что основная часть звукового пути проходит по стволу мозга. А ребенок рождается стволовым существом, потому что другие части мозга у него еще не развиты, и именно ствол мозга обеспечивает ребенку все необходимое для начального жизнеобеспечения. Что касается слуха, то ствол мозга играет важнейшую роль в его обеспечении. Слуховые вызванные потенциалы – великолепный инструмент для диагностики нарушений ствола мозга. Очень жаль, что он распространен крайне недостаточно, и большинство неврологов не знакомы с ним.

Центральные нарушения слуха отоларингологи не лечат – это патология неврологическая. Но без специальных исследований невролог не может поставить верный диагноз, и ребенку могут быть поставлены такие диагнозы, как ЗРР, ММД, СДВГ. В результате чего ребенок остается без правильного лечения и коррекции. Эта проблема находится на стыке интересов оториноларингологов, нейропсихологов и дефектологов, но ни один из этих специалистов не способен решить проблему, потому что для ее решения нужны неврологическая диагностика и лечение.

Родовые травмы, гипоксия во время беременности и родов, нарушения кровоснабжения мозга и другие патологические состояния в начале жизни ребенка часто и достаточно грубо нарушают работу слуховой системы, и в дальнейшем у ребенка возникают неврологические нарушения слуха, которые отрицательно влияют на развитие и обучение ребенка.

Основные симптомы неврологического нарушения слуха:

• ребенок плохо воспринимает обращенную речь в шумном помещении;

• ребенок плохо воспринимает речь по телефону;

• ребенок не может поддерживать долгую беседу;

• у ребенка трудности при запоминании сложных слов;

• у ребенка дефицит слуховой памяти (трудности с запоминанием звуковой информации);

• ребенку трудно поддерживать беседу, если его отвлекают другие звуки;

• ребенку сложно выполнить речевую инструкцию, если она состоит из нескольких пунктов;

• у ребенка возникают трудности при обучении чтению;

• ребенок с трудом воспринимает невербальную информацию (например, музыку).

Для постановки диагноза «неврологическое нарушение слуха» необходимо исключить простое периферическое нарушение слуха. Если же оториноларинголог не находит патологии, а аудиометрическое исследование не выявляет снижение слуха, то проводится специальное исследование, в которое входят тщательное неврологическое исследование, электрофизиологические исследования, доплеровское исследование кровотока мозга, электроэнцефалография и др. Электрофизиологические исследования измеряют ответ мозга на звуки. Для этого электроды, расположенные на голове ребенка, измеряют электрические потенциалы, возникшие в центральной нервной системе в ответ на слуховые стимулы (щелчки), которые подаются в ухо ребенка.

Полученные результаты сравнивают с возрастными нормами.

Неврологические нарушения слуха могут встречаться при неврологических заболеваниях, таких как судорожные состояния, эпилепсия, опухоли центральной слуховой системы. Однако наиболее распространенная причина таких нарушений – задержка созревания центральных слуховых путей.

Подходы к коррекции и лечению неврологического нарушения слуха можно разделить на три категории:

1. улучшение восприятия ребенком слуховой информации;

2. улучшение когнитивных и речевых навыков ребенка;

3. улучшение качества слухового сигнала.

Основные подходы к лечению ФФНР у детей известны. Это стимулирующая лекарственная терапия, массаж речевых точек и зон, занятия с логопедом. Детям с такой патологией полезны тренирующие слух процедуры и тренинги фонематического слуха. В этом помогут такие компьютеризированные программы как FAST FOR WORD, которые изменяют речь акустически и адаптируют ее скорость к скорости слуховых нервных процессов.

Педагоги и родители помогут ребенку, если будут говорить медленно, четко произнося все звуки, упрощая сложные фразы, используя зрительную поддержку в дополнение к речевой информации.

Комментарии: