Фрейд связывал технологический прогресс с возрастающим богоподобием человека. Сегодня, когда киборгизация становится частью нашей реальности, трудно с этим поспорить. Но что несёт с собой это явление? Автор канала «Космос для каждого» Елизавета Шишкина разобралась в современном дискурсе киборгизации: кто такие киборги и как ученые интерпретируют это понятие, где берет начало процесс слияния тела и технологий, искусственного и природного, как происходит трансформация идентичности в цифровую, что современные киборги думают о себе и своих способностях, насколько киборгизация нарушает восприятие человеком своей целостности, какие бывают формы киборгизации и что об этом думает современное поколение.
У Вселенной и киборгизации больше общего, чем кажется. Вспомните теорию относительности. Это та самая теория, о которой все говорят, но которую мало кто понимает. Она утверждает, что у Вселенной в собственности 4 измерения: одно временное и три пространственных. Хотя киборгизация существует чуть меньше Вселенной, она также уже успела «распластаться» на 4 измерения.
Это измерения заумных слов, самих киборгов, медиапространства и мнения простых смертных. Для того чтобы познать каждое измерение и постигнуть киборгодзен, нужен пятый элемент — проводник в каждое измерение. И им стану я.
Перед путешествием в каждое измерение давайте разберемся, что такое киборгизация и зачем она нужна. Киборгизация многолика и многогранна. Она может быть добровольной и необходимой, насильственной и свободной, детской и взрослой, эту классификацию можно продолжать до бесконечности, но остановимся на сути. Киборгизация означает слияние технологии и тела, искусственного и природного. Её рецепт прост: берете тело человека, внедряете в него технологии (чипы, магниты, импланты, протезы, что угодно) и вуаля! У вас испекся киборг. С одной стороны, это тот же человек, с другой — его природа уже иная. Теперь дуэт из крови и плоти превратился в трио, в котором технология стала полноценным участником.
Киборгизация может быть вызвана разными причинами. Например, восполнением дисфункций организма или совершенствованием полноценного организма, развитием и расширением способностей и новых возможностей. Мы остановимся на втором направлении. Это самая безбашенная киборгизация, потому что её цель — внести свою лепту в эволюционное развитие человека и сделать его другим, при условии, что он не нуждается в техномодификациях.
Но откуда у этого всего растут ноги? Как человек пришел к тому, что начал внедрять в себя технологии? Ответ стоит искать на самой заре истории человечества. Когда человек впервые произвел орудие труда, начались теплые и трепетные (но не всегда) отношения между природой и культурой, между тем, что дано изначально, и тем, что создается человеком. Это две непримиримые противоположности, между которыми мы хотим заключить мировое соглашение. С тех пор человек болтается между этими двумя крайностями, и чем дальше, тем больше размываются границы между ними.
Первоначально орудие труда усилило руку, стало его продолжением, расширило возможности человека. В этот момент началось развитие техники. Годами и веками она совершенствовалась, становилась сложнее, но одно оставалось неизменным — расширение и усиление человека. Техника из статуса внешней по отношению к человеку становилась внутренней. На этом мы еще остановимся подробнее. Считайте это кратким инструктажем, как перед путешествием по Вселенной.
А теперь добро пожаловать в 4-х мерное пространство киборгизации. Начнем с самого беспощадного измерения — измерения заумных слов. Ни один гений современности потерял здесь себя и свое будущее.
В этом измерении дрейфуют научные объяснения и точки зрения относительно того, что происходило с человеком и техникой с момента, как первобытный человек сколотил себе первое орудие труда, и до сегодняшнего дня — расцвета киборгизации. За киборгизацию бьются социология, философия, кибернетика, медицина и антропология. Самое интересное кроется в кровавом месиве всех этих дисциплин.
Слово «киборгизация» — изобретение Манфреда Клайнса и Натана Клайна. Это исследователи лаборатории Динамического Моделирования в Нью-Йорке, которые занимались проблемами информационных технологий, дополняющих поведение человека и необходимых для организма человека в условиях космических полетов. Ученые писали, что космические путешествия бросают человечеству не только технологический вызов, но и духовный, тем самым подталкивая его на то, чтобы он сам занялся своей биологической эволюцией [5].
Техника долго ждала, чтобы наконец вмешаться в эволюцию человека. Первоначально она была реакцией человека на окружающий мир, она учила жить и выживать. Техника раскрывала то, что скрывалось природой. Человек смотрел на нее снизу вверх. Согласно М. Маклюэну техника была внешним расширением человека, она продолжала его и увеличивала возможности, при этом между человеком и техникой соблюдалась четкая граница [2]. Эта дистанция начала сокращаться и перешла в процесс приручения техники и технологий.
Однажды человек одомашнил растения и животных, потом очередь дошла и до технологий. Отношения человека и технологий начали описываться через доместикацию и приручение. Технологии входили в повседневную жизнь человека, создавали собственную экосистему и становились её полноценной частью.
Технология становится таким же объектом взаимодействия, такой же полноценной единицей социальных отношений, как и человек. Новый порядок взаимодействия человека и технологии описывается акторно-сетевой теорией, в рамках которой ставится вопрос о природе социального.
Во взаимодействии humans и nohumans, иначе природного и искусственного, человек становится одним из элементов. Примат социального над материальным сводится к нулю. Латур задается следующим вопросом:
«Не заблуждаются ли социологи, пытаясь сделать социальное из социального, подлатав его символическим, не замечая присутствия объектов в тех ситуациях, в которых они ищут лишь смысл?» [1]
Ставится вопрос о существовании «социальных» отношений, которые объединяются и функционируют как общество. Латур говорил, что социальное в разбавленном виде есть всюду, а в чистом — нигде [1]. В данном контексте технологии как нечеловеки – больше не просто символические элементы, а полноценные акторы. Акторы не подчиняются и не соответствуют тому, что дано изначально, социальный мир упорядочивается ими самостоятельно, без вмешательства.
Технология освобождается от определения через социальное и природное, и оказывается между ними. Латур писал, что наука и технология — это то, что социализирует нечеловеков, чтобы те стали значимыми для человеческих отношений [1]. Технология становится привилегированным объектом, потому что позволяет описывать взаимное наложение человеческого и нечеловеческого, которое лучше отражает природу нашего мира, чем искусственное его разделение на социальные и природные феномены. Общество и технология взаимодействуют и становятся фазами одного общего действия.
Становясь полноценным участником взаимодействия, технология начинает посягать не только на социальное проявление человека, но и на природное. Происходит инкорпорация технологий в тело человека. Это главная цель киборгизации — изменить телесность человека, стать его частью.
Внедрение технологий в тело меняет восприятие человеком своей телесности, реальность, пространственности, физических границ и их функций. Зигмунд Фрейд связывал технологический процесс с возрастающим богоподобием человека. Он пишет:
«.. это звучит не просто как в сказке, это прямое исполнение всех — нет, большинства — сказочных пожеланий: все это человек создал посредством науки и техники на земле, появившись на ней поначалу как слабое животное» [3].
Богоподобие — следствие и результат культуры. Человек с древнейших времен формировал идеальное представление о всемогуществе в рамках своей культуры, что вело к созданию богов как культурных идеалов. Сейчас человек приближается к достижению данных идеалов.
«Человек становится, так сказать, богом на протезах, величественным, когда употребляет все свои вспомогательные органы, но они с ним не срослись и доставляют ему порой еще немало хлопот. Впрочем, у него есть право утешаться тем, что это развитие не завершается» [3].
На месте человека формируется новая форма жизни и смысла — киборг. Он отрицает двойственность и антагонизм природного и культурного начала. Интерпретации того, кто же такой киборг, изобилуют разнообразием. Например, Д. Харауэй дала целую кучу определений на каждый случай жизни:
- Киборг — сжатое изображение воображения и материальной реальности, которые создают возможность исторической трансформации.
- Киборг — существо постгендерного мира, которому не свойственны соблазны органической целостности через окончательное соединение всех сил своих элементов в одно высшее единство.
- Киборг — человек в космосе, у него нет начала, как и нет привязанностей и зависимости. Киборг не узнает Эдемского сада, он не создан из грязи и не мечтает стать снова прахом [6].
С.С. Хоружий не отстает и определяет киборга как одного из типов постчеловека, наряду с мутантом и клоном, к его появлению ведут стратегии, развивающие все формы соединения и сращения человека с компьютерной техникой [4]. Эстафетную палочку подхватывает Стеллар Леви. Для него киборг — гибрид человека и машины, копия без оригинала и индивидуальность без исторического контекста [7]. Он содержит много неуместных и нечеловеческих дихотомий, и он также содержит космическую, историческую и сверхчеловеческую легитимацию. Скотт Мидсон идет дальше всех и говорит, что киборг ставит под сомнение мифологическое начало человека как нечто, созданное по образу и подобию Бога [8].
Теперь вы поняли, почему это измерение заумных слов и почему здесь потеряется даже вселенский разум? Можете выдохнуть. Сейчас мы отправляемся в измерение киборгов, чтобы узнать, как им живется без Эдемского сада.
Русскоязычные и англоязычные киборги обитают на facebook, а также на форумах dangerousthings и biohack. Они возвели собственный киборгианский замок. Законспировавшись, мы проникли в него и пообщались с настоящими киборгами.
Они имплантировали в нас новый взгляд на киборгизацию. Некоторые из них с легкостью покидают свой мирок и идут на контакт с внешней средой, а некоторые — прячутся за никами на форумах и очень беспокоятся о своей конфиденциальности. Но объединяет их одно — стремление упростить повседневный мир, переделать его под себя и свести ненужные усилия по открытию дверей, машин, введению паролей и разблокированию девайсов к минимуму. Все это достигается через вживление в себя магнитов, чипов и имплантов.
Особо активные киборги не просто внедряют в себя различные чипы и магниты, но и строят планы по дальнейшему технологическому захвату собственного тела, а самое главное — становятся медиаперсонажами или предпринимателями и продвигают идеи киборгизации в мире. Тому примером стал Амаль Граафстра — основатель компании Dangerous Things. Однажды в 2005 году ему надоело постоянно открывать и закрывать ключами неудобные двери от офиса. Амаль начал думать, как сделать так, чтобы дверь его сама узнавала и открывалась перед ним. Решением этой фундаментальной проблемы стало внедрение чипа в ладонь. Вот что по этому поводу нам рассказал Амаль:
«Теперь мне не нужно было думать, где я забыл ключи, все стало происходить мгновенно. Было бы прекрасно, если бы я избавился от этого раньше. Суммарно уходит где-то 2 дня на то, чтобы использовать ключи, если посчитать все время. Это бремя, которое люди действительно не осознают — все то время, которое у них уходит на то, чтобы проверить наличие ключей в кармане: “Не забыл ли я ключи?” Например у меня всегда выпадали ключи из кармана, когда я садился: “О, ключи в заднем кармане! Нужно достать их, потому что на них больно сидеть”. Просто управлять ими, избавясь от необходимости использовать, просто потрясающе».
Можно сказать: «Подумаешь, миниатюрный чипик застрял в ладони, и что теперь, о каких вселенских изменениях здесь можно говорить?» Амаль говорил, что таким образом расширил свою зону контроля, а его идентичность трансформировалась в цифровую, потому что технологии стали частью его в прямом смысле, а их миниатюрность — это всего лишь обложка, суть кроется глубже. Невидимость чипов (а их теперь у Амаля порядка десяти) похожа на магию и интригу. Амаль говорит, что за 10-15 лет реакция людей очень изменилась:
«Если я приду прямо сейчас и скажу, что у меня есть имплантированный чип, то это нормально, а реакция в 2005 году была обычно очень негативной. Это было типа: “зачем ты это сделал, зачем ты это делаешь, ты сумасшедший”. А на данный момент достаточное воздействие на общество привело к такой идеи, что это все доброкачественно. И сейчас это типа: “О, у тебя есть чип, окей, ладно, я не хочу делать так же, но это хорошо для тебя”».
Такая киборгизация безвредна, она ни для кого не представляет угрозы. Единственное, могут возникнуть вопросы в аэропорту или на МРТ. Киборгизация дает новые возможности конструировать пространство вокруг себя, как только хочется. Эти возможности быстро становятся частью человека, и он уже не рефлексирует по поводу них.
Помимо Амаля, мы пообщались с десятком других разношерстных киборгов, и вот что поняли.
1. Киборгизация — доступный способ объединить тело и технологии и стать ближе к природе.
Импланты и чипы, вживляемые под кожу, могут как сращиваться с тканями человека, так и оставаться дискретными. Их сращивание демонстрирует, как искусственное становится органическим, как техническое вживляется в природное. Такие чипы и импланты определяют их затруднительное извлечение обратно, указывая на дальнейшее постоянное присутствие в организме и на становление его частью. Другие импланты, которые вживляются под кожу и остаются дискретными, указывают на относительную легкость и простоту процесса внедрения их в организм и извлечения при необходимости.
Чипизация и имплантация становятся воплощением технической эволюции человека, благодаря которой человек начинает себя чувствовать более полным, чем сама природа:
«Я до сих пор испытываю это чувство время от времени — странное ощущение того, что я более полон, чем сама природа, именно технологические достижение дали мне право быть и иметь тесную связь с человечеством».
Природное расширяется, увеличивается и качественно улучшается посредством технической инкорпорации, при этом в данном дискурсе проводится параллель и сравнение между человеческим и животным, что указывает на то, что искусственное утверждает в человеке природное, а воплощением природного становятся животные. В рамках киборгизации естественное и искусственное разделяется и артикулируется через концепты киборгов о безопасности, конфиденциальности, возможности делать то, что захочется, а также инаковости.
2. Киборгизация разрушает целостность тела.
Киборгизация как инкорпорация технологического в тело нарушает восприятие человеком своей целостности. Та часть тела, в которую вживлен имплант, приобретает свойства отдельного устройства, выполняющего определенные функции, например:
«Я чувствовал, как будто моя рука, как волна, которая открывает двери…»
Так формируется другое восприятие телесности и тела.
Целостность тела в первую очередь определяется не через рациональное, а через иррациональное составляющее, через чувство. Разница в восприятии прослеживается через утверждения: «я открываю дверь» и «моя рука открывает дверь». Во втором случае рука присваивается человеку, его телу только через притяжательное местоимение, при этом она существует как отдельный предмет. Для части тела, в которую вживляется имплант, характерен не только перечень функций, но и способ использования:
«Я использую левую руку для хранения макроса паролей для моих самых безопасных сервисов».
Здесь также прослеживается раздробленность телесности. Целостность тела нарушается представленной практикой использования руки, а также закрепленным за ней набором определенных нетипичных функций хранения, запоминания, свойственных мозгу.
3. Киборгизация — магия без волшебной палочки.
То, что импланты вживляются под кожу, делает их незаметными для окружающих и определяет последующую реакцию людей на способность киборгизированных частей тела, которые ничем не отличаются от обычных, выполнять то, что несвойственно некиборгизированным. Сами киборги описывают это как магию, интригу, сюрприз по отношению не только к окружающим, но и к самим себе, так как киборгизированная часть тела выполняет те функции, которые раньше не были ей свойственны. Разница только в том, что киборг в своей повседневности «опривычивает» эту «магию» для себя. Присутствие имплантов напоминает о себе только в момент их использования:
«Вероятно, я чувствовал себя иначе только тогда, когда использовал их, это было почти как магия».
Имплантация не связывается с фундаментальными изменениями в человеке, так как внешность остается прежней:
«Ничего реально не изменилось, и я считаю, что дело в том, что я выгляжу как обычно. Окей, ты не можешь сказать, что прямо сейчас у меня 6 имплантов. Но да, я не выгляжу иначе, и это другая сторона интриги».
4. Хотите стать Другим? Киборгизируйтесь!
Имплантация, чипирование и другие способы киборгизации делают человека Другим по отношению к людям или людей Другими по отношению к нему. Киборг отделяет себя от остальных расширением возможностей:
«Если я чувствовал себя уникальным, когда вживлял первый чип, это уже было внутри меня. Внутри моего тела было что-то, что позволяло мне делать то, что никто другой не делает. Я чувствую себя другим и делаю то, чего остальные не могут».
Противопоставление и отделение киборга себя от других указывает на то, что он видит проявление Человеческого в себе и в людях в разной степени.
5. Киборг — часть искусственной экосистемы.
Технологические устройства, вживляемые под кожу, такие как импланты и чипы, соединяясь с телом, формируют свою экосистему. Тело и устройство, иначе природное и искусственное, становятся взаимосвязанными элементами, что определяется их объединением. Киборгизация позволяет взаимодействовать с теми или иными устройствами непосредственно, то есть напрямую:
«Ну, это все еще посторонний объект, взаимодействующий с устройствами, но этот посторонний объект находится внутри меня. В результате я чувствую, что я стал частью этой экосистемы — тихо и автоматически «усыновлен» этой конкретной семьей».
Человек чувствует себя «усыновленным», иначе присвоенным чем-то, что не находится под его контролем и управлением. Он становится частью, одним из элементов экосистемы устройств.
6. Киборгизация прячется в тени.
Часто вживление имплантов происходит без участия квалифицированных специалистов и не в специальных учреждениях, соответствующих санитарным нормам, что ставит под угрозу здоровье будущих киборгов:
«Нужна удача в поиске медицинского специалиста, готового проводить ненужные модификации тела, хотя, честно говоря, это было бы намного лучше, чем, по моему скромному мнению, делать что-то с помощью пирсеров и других хирургов-любителей. Я знаю это, потому что, как бы ни была хороша, полезна и доброжелательна моя пирсер, когда она ввела мой первый имплантат, она повредила вену, и в течение нескольких дней у меня появилось массивное подкожное кровоизлияние, которое дошло до половины руки. Этого не случилось бы с врачом или даже ветеринаром, если бы он согласился сделать мне инъекцию».
Специалисты отказывают проводить имплантацию, определяя ее как ненужную. Одним из вариантов имплантации становится самостоятельное вживление, а впоследствии — вживление другим.
7. Киборгизированное восприятие.
Восприятие киборгов расширяется как количественно, так и качественно. Качественное расширение восприятия проявляется в чувствовании и понимании новых функций, способностей, идентичности:
«я использую мои импланты для любого контроля доступа…»;
«..ведь все это часть моей идентичности. У меня как у человеческого существа есть новая способность».
Качественное расширение преобладает над количественным и определяет взаимодействие киборга с окружающим миром, в том числе с миром технологий. Количественное расширение восприятия реализуется посредством изменений в понимании времени:
«Теперь мне не нужно было думать, где я забыл ключи, все стало происходить мгновенно».
Скорость времени увеличивается, тем самым оно сокращается.
«Киборги» распространяют идеи техномодификации, популяризируют, монетизируют их, создавая вокруг себя комьюнити последователей. Происходит профессионализация киборгизации. А нам остается только ждать, когда уже киборги завоюют мир.
Измерение киборгов тесно связано с измерением простых смертных, но в него не попасть, не погостив в измерении медиапространства. Через него киборги узнают о новшестве технологий и возможностях киборгизации, а простые смертные — о том, что в себя можно вшить чип и больше не быть простым смертным. Очаг этого прячется в СМИ и новых медиа, а правит всем этим общественное мнение.
Нас затянуло в измерение киборгизации настолько, что мы обчитались статей, интервью и комментариев киборгов, журналистов и некиборгов. Все это сформировало властвующий киборгианский дискурс. Ему свойственны комизм и ирония, как со стороны киборгов и журналистов, так и со стороны аудитории, относимые и к акту модификации, и к воображаемым масштабам, и к последствиям киборгизации.
На основе публикаций о киборгизации в СМИ мы даже сколотили целую обоснованную теорию. Оказалось, что главная черта киборгизации — это её доступность. Она стала беспрепятственной для любого социального слоя. Это превратило киборгизацию в сложную систему — в социальный институт. И теперь она удовлетворяет самые разнообразные потребности и захватывает новые функции. Киборгизация обросла собственной идеологией, необходимостью в регуляции и контроле. Она может присутствовать в спорте, бизнесе, политике. Киборгизация повсюду, только иногда прячется. Но игра в прятки надолго не затянется.
Этот шаткий мостик общественного мнения и киборгианского дискурса укрепляется. Он ведет нас в измерение простых смертных, где я провела фокусированное интервью со студентами. Они всегда в курсе последних новшеств и готовы принимать что-то необычное с большей охотой, чем другие. А это важно учитывать, когда речь доходит до киборгизации.
Общаясь с молодежью, я спрашивала, знают ли они, что такое киборгизация, хотят ли стать киборгами, готово ли общество к киборгизации и т.д.
Большинство опрашиваемых понимают киборгизацию как инкорпорацию технологий в тело человека. Они противопоставляли механическое, искусственное, машинное как проявление технологий, органическому, естественному и природному как проявлению телесности:
«…Это внедрение в свой организм каких-то посторонних предметов, в частности, металлических». (ж., 23 года)
«Я бы назвал это явлением, наверное, не процессом, а явлением внедрения в повседневную жизнь человека высоких технологий, которые изменяют его жизнь…Через изменение тела». (м., 21 год)
Но были и те, кто считал киборгов роботами, при том что робот, в отличие от киборга, представляет собой технологическую основу, машину с иллюзией ментальных способностей.
Возникновение добровольной киборгизации (той, которая случается с полноценным организмом) студенты связывают с необходимой, которая решала вопрос здоровья человека. В данном смысле добровольная киборгизация понимается ь как следующий этап развития киборгизации и технологизации после достижения медицинских целей:
«…С необходимости людей в восполнении каких-нибудь дисфункций, а потом уже просто для совершенствования». (ж, 23 года)
«…импланты же были давно созданы, до того как у нас компьютеры появились. Пластины в тело вживляют, чтобы, например, кость срослась, это тоже же как бы имплант, но он должен быть технологическим». (ж., 22 года)
Появление добровольной киборгизации также связывается с научным экспериментированием, с возможностями людей в научном и технологическом плане, со стремлением к самосовершенствованию и упрощению жизни, а также с контролем государства:
«Я предположу, что из научной фантастики… Я думаю, что снимались фильмы, может быть, книги писались, создавались компьютерные игры. И на примере этого уже реальные люди пытались как-то расширить свои человеческие возможности, ограниченные заданными природой параметрами». (м., 21 год)
«Это, наверное, попытки государства контролировать население…». (ж., 22 года)
Когда человек вживляет в себя чипы и магниты, возникает вопрос: является он киборгом или нет? Когда человек становится киборгом и сколько технологических элементов необходимо, чтобы назвать человека киборгом? При этом сами киборги считают себя таковыми после внедрения одного чипа или магнита:
«Киборгом нельзя назвать человека, который себе вшил чип, просто потому что ему это удобно в бытовых целях. Мне кажется, это что-то большее». (ж., 21 год)
Из всех респондентов только один слышал о реальном добровольном киборге, остальные знают о возможностях добровольной киборгизации лишь в теории. Однако все знают примеры вынужденной, медицинской киборгизации. При этом каждый хотел пообщаться с добровольным киборгом, чтобы узнать, как он живет, как изменилась его жизнь и зачем вообще он это сделал с собой. Кстати, на последний вопрос были самые разные предположения. К причинам добровольной киборгизации относили упрощение быта и профессиональной сферы, желание сделать окружающее пространство удобнее, а также стремление к комфорту, к расширению физических возможностей, повышению статуса и влиятельности:
«Может быть, желание как-то упорядочить ещё больше мир вокруг себя, своё пространство, как-то больше его контролировать». (ж., 23 года)
«Ну может, это какие-нибудь такие либо бытовые мелочи, либо профессионально как-то улучшатся. Или просто самовыражаться». (ж., 21 год)
«Они хотят усовершенствовать себя. Они хотят быть лучше других. Они хотят иметь какие-то такие преимущества, которые люди сами по себе бы не достигли». (ж., 22 года)
Молодежь считает, что киборгизация делает жизнь человека проще и лучше в бытовой и профессиональной сферах, а также в сфере взаимоотношений с другими людьми. Киборгизация определяет удобство и комфорт, регулирование и упрощение окружающего пространства под свои потребности и интересы. Она предполагает экономию личного времени и ресурсов планеты, оказывая влияние на экологию:
«Это ж, прикинь, сколько бумажек сразу исчезнет! Всё на твоей руке». (ж, 22 года)
«Это польза для тебя в плане статусности. Ты показываешь другим людям, что у тебя есть что-то необычное, что тебя отличает от других. Удобство твоё. Может быть, ещё то, что тебя это делает современным человеком, который движется на пути к прогрессу, и может сделать тебя ещё частью сообщества таких инновационных людей». (ж., 23 года)
«Мне не нужно думать, где мои карты, необходимые мне именно в этот момент сейчас. Мне не нужно думать о том, забыла ли я пароль или не забыла». (ж., 22 года)
«…это упрощение жизни, это выделение времени на какие-то моменты, которые будут более значимыми. Те же несколько минут работы или те же несколько минут с семьёй. Появляется осознанность какая-то у человека. Если говорить об экономии ресурсов, может быть, даже как-то тенденция глобализации и интернационализации будет развиваться ещё сильнее». (ж., 21 год)
Помимо положительного влияния добровольной киборгизации, респонденты оценивали её опасность. Киборг не застрахован от сбоя внедренного технологического прибора, от возможного отторжения, от неудачных экспериментов с телом. Добровольная киборгизация может спровоцировать нарушение личного пространства человека и конфиденциальности его данных. Также ставился вопрос о потере человечности, о том, что происходит размытие границ человека и сама природа человека теперь ставится под вопрос. Следствием добровольной киборгизации может стать непринятие обществом и осуждение:
«Потерей, наверное, человечности какой-то…Когда начинают трансформировать себя, они не могут остановиться, и они уже не видит, где ты как человек, а где ты как совершенное какое-то существо, у которого нету изъянов». (ж., 19 лет)
«Может быть, тело не примет инородное тело». (ж., 22 года)
«Сбой работы вот этого вот киборгизированного органа». (м., 21 год)
«Минусы в том, что есть страх определённый. Например, что взломают, что это всякие чипы, будут следить, что ты себе уже будешь не принадлежать по сути». (ж., 22 года)
Интересно, что в целом молодые люди положительно и нейтральное реагируют на киборгизацию и киборгов, при этом они не спешат что-то в себя внедрить. Опрашиваемые поделили киборгизацию на «серьезную» и «несерьезную». Часть из них заинтересованы в «несерьезной» киборгизации, включающей внедрение мелких технологических элементов, таких как чипов и магнитов для упрощения повседневной жизни. А один — заинтересован «серьезной» киборгизацией, предполагающей более радикальные изменения жизни и тела. Основные препятствия при возможности стать киборгом — это страх от присутствия инородного тела в организме, непринятие обществом, стремление сохранить тело таким, как оно устроено изначально.
«Ну, как-то на несерьёзную киборгизацию я бы пошла, а на серьёзную, наверное, нет. Крылья я бы себе делать не стала». (ж., 21 год)
«Я как-то пока боюсь этого, наверное. Что-то инородное будет во мне, неестественное…» (ж., 21 год)
«И после того, как я узнал о разных возможностях, которые там описаны, то есть в фантастике, уже как-то вот эти открывания дверей кажутся, ну, чем-то банальным. Я бы не стал». (м., 21 год)
Опрашиваемые сошлись во мнении, что российское общество не готово к принятию добровольной киборгизации, характеризуя его как консервативное, в отличие от европейского. Как им кажется, старшее поколение негативно оценит данное явление, так как в силу своего возраста его представители отказываются принимать что-то новое:
«Мне кажется, что, чем дальше человек от какого-то современного научного прогресса, тем с большей вероятностью он будет относиться к этому скептически и тревожно». (м., 21 год)
«Возможно, у нас в России сложнее с этим. Поскольку, мне кажется, у нас это ещё не так вообще всё развито и люди очень-очень далеки от этого». (ж., 19 лет)
«Я знаю, например, мои родители, мама с папой, они просто не примут это. Для них это неприемлемо». (ж., 21 год)Студенты больше всего привержены добровольной киборгизации, в связи с тем что социализация молодого поколения проходила и проходит параллельно с научно-техническим прогрессом. К тому же молодые люди открыты всему новому и готовы экспериментировать, в отличие от старшего поколения. Это определяется тем, что добровольная киборгизация только развивается как направление и еще не является чем-то распространенным и актуальным. Но часть респондентов думает, что возраст не является определяющим фактором, так как и человек старшего поколения может принять добровольную киборгизацию, все зависит от самого человека, его взглядов и убеждений.
Добровольная киборгизация заняла промежуточное положение между явлением интернет-пространства и СМИ и реальным социальным явлением. Опрашиваемые считали, что на данный момент добровольная киборгизация существует только виртуально, но когда они узнавали о добровольных киборгах из разных городов России, они приходили к мнению, что киборгизация становится социальным явлением. Один из молодых людей высказал мнение о том, что первоначально добровольная киборгизация существовала в социальном мире, а уже потом она стала частью интернет-пространства и СМИ, популяризируясь и распространяясь.
В целом молодые люди придерживаются мнения, что дела киборгизации идут в гору, а там их ждет светлое будущее. Этот процесс необратим из-за постоянного развития технологий и научных открытий. Сам человек будет двигать киборгизацию вперед из-за стремления становиться лучше и упрощать свою жизнь.
Позади остались все измерения киборгизации. Из измерения заумных слов повезло узнать, откуда у киборгизации растут ноги. Оно привело нас к реальным киборгам — персонажам, которые не разочарованы лишением Эдемского сада. Между измерениями киборгов и некиборгов, иначе простых смертных, проложена нерушимая тропа из медиадискурса. Именно он заложил фундамент киборгизации как социального явления и до сих пор продолжает его укреплять. Потаенный импульс развития киборгизации скрылся в измерении простых смертных, в его представителях — молодом поколении. На хрупких плечах молодежи лежит будущее киборгизации, ее распространения и популяризации. Но молодые люди еще в метаниях: чему отдать предпочтение — природе или науке, и как их не спутать.
Если сменить фокус внимания и посмотреть на измерения киборгизации, то станет очевидным еще одно сходство киборгизации и Вселенной: киборгизация и её сфера влияния непрерывно расширяются.
Список используемой литературы
- Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию [Текст] / пер. с англ. И.Полонской; под ред. С. Гавриленко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».—М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.—384 с.
- Маклюэн. Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. — Перевод с английского: В. Г. Николаев. — М., 2003. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 15.11.2008.
- Фрейд, З. Неудобства культуры [Текст] / пер. с англ. Р. Додельцев.–М.: Азбука, 2013 г. –192 с.
- Хоружий, С.С. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии / С.С. Хоружий — Текст : непосредственный // Вопросы философии. — 2008. — № 2. – С. 53-70.
- Clynes, M., N. Kline. Cyborgs and Space // Astronautics September. – 1960. – 26-31 p.
- Haraway, D. J. Manifestly // Haraway, University of Minnesota Press. – 2016. – 260 p.
- Levy, S.R. A Somatic Investigation of the Cyborg // Wesleyan University, Honors Theses, All. 1465. – 2015.
- Midson, S.A. The cyborg and the human : origins, creatureliness, and hybridity in theological anthropology. – URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-cyborg-and-the-human-%3A-origins%2C-creatureliness%2C-Midson/f15471a65cee4224c8f8b554a2375c4b1229f86d (дата обращения: 05.03.2020). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст : электронный.