Можно ли считать науками психологию и философию? Каковы вообще критерии научности знания? |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-01-20 03:23 Отвечает: ведущий научный сотрудник отдела философии Института философии и права СО РАН доктор философских наук Валентин Никонович Карпович Во многом трудности оценки различных дисциплин как научных связаны с тем, что само слово «наука» многозначно. Исторический пример подобной многозначности дает слово «логос» из древнегреческого. В одном из переводов Библии сохранили греческий термин и написали: «В начале был Логос (слово), и Логос был с Богом (мысль), и Богом был Логос (закон)». Слово «наука» и его аналоги в других языках многозначны. Разнообразие словоупотребления, обозначения объектов и предметов науки отразилось в принятом словоупотреблении разных языков и культур. В русском и немецком «наука» — совокупность знаний специалистов в разных областях. В английском языке латинское «знание» стало названием, которое чаще используют для обозначения естествознания, а для «наук о духе» чаще употребляется термин humanities, но есть и общее понятие scholarship (ученость). Из разнообразия терминологического и понятийного рядов возникает и разнообразие оценок, а с ним и противопоставление научных исследований в разных областях. Это и понятно: любое противопоставление связано с предпочтениями, выбором одной из сторон как образцовой. В частности, умозрительный характер философии и общественных наук привел к предпочтениям «позитивного» знания, установленного и обоснованного опытом. Иногда эти границы проводятся достаточно произвольно, и поскольку психология связана с изучением поведения, которое дает основания для выдвижения гипотез о мотивах и поступках, ее часто относят к «позитивному» знанию, в котором порой встречаются и спекулятивные теории, и сомнительные методы. Несмотря на возникшее в XIX — начале XX века противопоставление наук, исходные идеи о единстве науки как познавательной деятельности сохранились и даже стали популярными в середине прошлого века. Пример — книга Томаса Куна «Структура научных революций», где на фактах из истории науки показано значение истолкований и «гуманитарных» приемов в естествознании. Они проявляются в стремлении достичь «понимания» замысла природы, в разновидности объяснений, сначала называемых «телеологическими», а позднее — «функциональными». Из них составляется «рассказ» о «замысле» природы. Кавычки важны, потому что указывают на перенос значений из одной области познания в другую, из наук о духе в науки о природе. Такие переносы могут быть использованы в идеологических целях, для обоснования определенного мировоззрения, якобы сугубо «научного». За примерами далеко ходить не надо: борьба с морганизмом-вейсманизмом или с «ползучим эмпиризмом», с религией или, наоборот, с «научным атеизмом» (название учебной дисциплины!), противопоставление теории эволюции и креационизма — всё это было в недавней истории и существует в той или иной форме и сейчас. Таким образом, ответить на вопрос о значимости и обоснованности различия наук можно так: наука (если это наука, а не псевдонаука, не закос под нее) имеет общие методы исследования, которые признаются научным сообществом как способствующие прогрессу познания в разных областях. В первую очередь это гипотетико-дедуктивный метод как наиболее общая схема научного исследования, а также методы установления фактов, включая протокольно фиксируемые результаты экспериментов и статистику. Наоборот, любые предположения, принимаемые догматически, ведут к необоснованным ограничениям на методы или предмет исследования и тормозят развитие науки как социального института. К сожалению, в общественных науках, в отличие от математики и даже естествознания, влияние догматической идеологии проявляется чаще и нагляднее, что опять-таки легко проследить в истории науки, хотя бы даже в СССР. Тут можно вспомнить печально знаменитую статью «Вопросы языкознания» от одного «большого ученого», затормозившую развитие языкознания в стране, известный пример того, как госаппарат берется определять, что в науке правильно или неправильно, и что из этого получается. Подлинная наука требует свободы мысли, ограниченной лишь достоверностью, квинтэссенцией здравого смысла, зависящей от времени и обстоятельств. Расширение фактической базы и методов исследования в этом случае ведет к развитию всех наук, как естественных, так и общественных, как в фактической (позитивной) составляющей, так и теоретической (обосновательной). Теория предполагает уяснение сути наблюдаемого для себя и разъяснение для других, и тогда она сама и использованные в ней новые факты и теоретические модели становятся частью научного знания в любой из его разновидностей на определенном этапе развития науки как таковой. Источник: vk.com Комментарии: |
|