Моцарт как вечная загадка для психиатрии и вечный вопрос "безумие=гений?" ? |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-01-31 16:56 Формально, Моцарт был первым кэтбоем, у него были приколы в духе ”давайте я запрыгну на стол и начну мяукать“. Всем было известно о его гиперактивности: во время сочинения он не мог стоять спокойно и начинал то нарезать круги, то ему срочно надо было оседлать лошадь, то поиграть в бильярд. Софи Хейбл, невестка Моцарта, писала в одном из своих писем, что он часто вытирал салфеткой губы, корчил гримасы, постукивал руками или ногами по предметам или играл со шляпами, карманами, столами и стульями, притворяясь, что играет на музыкальных инструментах. Каролина Пихлер (1769–1843), дочь старшего государственного служащего Франца Салеса фон Грейнера и представительница интеллигенции в Вене, описывала Моцарта и Гайдна как «людей, которые в своих контактах с другими не проявляли абсолютно никаких выдающихся интеллектуальных способностей и не показывают даже намека на образованность». Она же и описала «игривое» поведение Моцарта во время импровизации на Non pi? andrai (из первого акта Фигаро). Моцарт, видимо, «внезапно устал от этого, вскочил и в безумном настроении, которое так часто захватывало его, начал прыгать через столы и стулья, мяукать, как кошка, и делать кувырки, как непослушный ребёнок». 11 из 25 человек, которые близко общались с ним и писали о Моцарте в своих воспоминаниях, упоминали его постоянные нервные тики и "дёрганность". Наннерль, сестра Моцарта, писала о своем брате следующее: «это создание, будучи настоящим творцом, достигло высшей ступени развития с самых ранних лет, но до конца своей жизни оставалось совершенно ребячливым во всех остальных аспектах существования. Никогда, до самой смерти, он не научился применять самые элементарные формы самоконтроля». И да, слова о том, что Моцарт достиг высшей степени развития - это скорее объективный факт, нежели проявление сестринской любви. Моцарт был настолько крут, что это причиняло боль, ребята. Вундеркинд с безошибочным музыкальным слухом, безупречной музыкальной памятью и такой же б е з у п р е ч н ой способностью читать ноты с трехлетнего возраста. Он обладал настолько тонким слухом, что громкие звуки вызывали у него физическую боль. К 4 годам Моцарт мог определить, расстроен ли инструмент, и выучить пьесу за полчаса. В 5 лет он стал прекрасным клавишником. В отличие от других детей, которые начали ходить в школу в возрасте 6 лет, Вольфганг начал гастролировать и со своим отцом Леопольдом и сестрой Марией Анной (кстати, такой же божественно одаренной и несправедливо забытой). Он написал свою первую симфонию в возрасте 8 лет, а затем превратился в плодовитого композитора, написавшего более 600 музыкальных произведений, в том числе более 50 симфоний, 27 концертных арий, 26 струнных квартетов, 25 фортепианных концертов, 21 сценическое и оперное произведение, 17 фортепианных произведений, 12 концертов для скрипки... И нет, это не конец списка. А ещё Моцарт однажды придумал Leck mich im Arsch, это такая штука, которую поют шесть голосов на дружеских посиделках. А название переводится как "поцелуй мой зад". А вот отцом этого прекрасного выражения, которое так любят олдскульные боевики, является, по относительно достоверным источникам, Гёц фон Берлихинген, он же Рыцарь Железная рука, он же чувак, офигительность которого равняется госдолгу США: ему отрубили руку, но он спокойно сражался где-то годков 40, был клевым поэтом да и вообще мужиком что надо. Так вот, Моцарт. У него был достаточно... копрофильский юмор? и часто не очень изощрённый. А часто просто внезапные выкрики всякой брани. Что привело к тому, что некоторые учёные начали предполагать, что у него был просто синдром Туретта. Копролали?я, которая, как предполагается, была у Моцарта - это болезненное, иногда непреодолимое импульсивное влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. Хотя копролалия является характерной чертой TS, и недавние исследования указывают на ее связь с активацией различных областей мозга, таких как левая средняя лобная и правая прецентральная извилины, и эта языковая аномалия не всегда присутствует или специфична для синдрома Туррета. Б. Симкин в своей статье для Британского медицинского журнала за 1992 год «Копрологическое расстройство Моцарта» изучил всю доступную переписку семьи Моцартов, когда либо опубликованную! и задокументировал, что Анна Мария (мать Моцарта), Мария Анна (сестра Моцарта) и Леопольд Моцарт (отец Моцарта) показали 2,5%, 6,7 % и 0,3% случаев использования брани в своих письмах, соответственно, по сравнению с 10,5% случаев копрологического использования в письмах Моцарта. Основываясь на тщательном исследовании Симкина, брань без какого-либо обоснованного для контекста повода существует в 39 из 371 писем (10,5%), написанных Моцартом. Если сложить все слова, так или иначе относящиеся к аналу, общее количество вульгарных выражений возрастает до 12,9%. От всей переписки. Девять из этих писем были написаны его кузине Марианне. В своих письмах Моцарт чрезмерно употреблял непристойные слова, в первую очередь обращая внимание на дефекацию. Джозеф Ланге, который был актером труппы, с которой Моцарт работал, и зятем Моцарта, и имел очень близкие отношения с Моцартом, тоже упоминал о его пошлом поведении и банальных шутках. Вднако он полагал, что глупое и незрелое поведение Моцарта было побочным продуктом его творческой работы: «никогда нельзя было узнать того великого композитора в Моцарте, когда он был занят работой. В это время он не только говорил беспорядочно и бессвязно, но и изредка так шутил, как от него никто не мог ожидать. Он даже сознательно забывался в своем поведении... либо он намеренно скрывал своё внутреннее напряжение за поверхностным легкомыслием". ОКР - одно из поведенческих расстройств, чаще всего сосуществующих с другими симптомами синдрома Туррета. У Моцарта действительно было множество навязчивых идей и необоснованных страхов: например, у него всегда был неестественный страх, когда его жена собиралась куда-то выходить из дома. Он часто просил её «никогда не выходите гулять одна. Меня это пугает» и «пожалуйста, не ходите сегодня в казино, даже если мадам Швингеншу поедет в Баден». Моцарт был безумно скрупулезным даже в отношении гигиены своей жены: «я умоляю вас принимать ванну только через день и только на час. Но если вы хотите, чтобы меня не мучили тяжкие мысли, не принимайте их вообще, пока я снова не буду с вами». У Моцарта часто случались резкие перепады настроения без какой-либо очевидной причины: он мог быть через чур оптимистично настроен, и вдруг, тут же, впасть в глубокое депрессивное настроение. Что наводит на мысль о биполярном расстройстве, еще одной сопутствующей патологии, часто встречающейся у творческих гениев. Необычное в социальном отношении поведение Моцарта, вероятно, способствовало его финансовым трудностям и помешало ему достичь материального успеха. Он так же не осознавал последствий своего поведения и реальной опасности. Некоторые элементы поведения Моцарта могут указывать на наличие СДВГ и/или биполярного расстройства. Творчество часто ассоциируется с биполярным расстройством, и некоторые композиторы и композиторки, художники и художницы, и другие творческие гении прошлого наблюдали потерю своих творческих талантов при фармакологическом лечении своего биполярного расстройства. Винсент Ван Гог, покончивший с собой в возрасте 37 лет, в последние несколько лет своей жизни страдал эпизодами мании и депрессии. Несмотря на перепады настроения и душевные страдания, он завершил более 300 своих лучших картин, предполагая, что его маниакальное состояние могло способствовать его творчеству. Хотя здесь так же не существует однозначного ответа: для приготовления лекарств для Ван Гога использовали наперстянку, и если с ней переборщить, вещество, содержащееся в ней, давало необычное восприятие желтого цвета. Так что, по моему мнению, утверждать, что медикаментозное лечение понизило творческие таланты Ван Гога, это значит, во-первых, ставить равно между его ментальным расстройством и его гением (что неверно), а во-вторых, игнорировать исторические факты. Кстати, у Ван Гога есть прекрасные портреты тех, кто его лечил, включая портрет его психотерапевта, который (о! какое "совпадение") держит в руках все ту же наперстянку. Так вот, вернемся к Моцарту. Вполне возможно, что описания его эксцентричного поведения были преувеличены, а его импульсивность была просто чертой личности, а не психическим расстройством. Да и злоупотребление наркотиками и алкоголем откладывает отпечаток на поведении человека (или же это было следствием?). На мировом съезде психиатров в Вене в 1985 году Р. Фокс и Л. Регер так же предоставили обширный доклад о возможном психическом отклонении в поведении Моцарта. Никто до сих пор не знает, и не решается однозначно утверждать, что все это было проявлением расстройства, а не было просто вульгарным поведением и не очень изысканным по меркам времени юмором. Было ли поведение Моцарта не чем иным, как отражением его уникальной личности или неврологическим расстройством, усугубляемым в дальнейшем огромными требованиями его отца и общества? кто знает. Биографисты Моцарта часто упоминают его своеобразное поведение, которое некоторые интерпретируют как проявление основного нейроповеденческого расстройства, такого как синдром Туретта (TS). Когда-то считавшееся редким психиатрическим курьезом, TS теперь признано относительно сложным нейроповеденческим расстройством, которым страдает примерно 2% населения в целом. Некоторые исследования показали, что TS поражает до 3,8% детей, и две трети из них имеют сопутствующее синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) или другие сопутствующие поведенческие расстройства. Хотя предполагалось, что у некоторых пациентов с TS присутствует нарушение обучаемости, большинство из них полностью раскрывают свой потенциал без каких-либо остаточных психических или неврологических нарушений. Ладно, с поведением разобрались - Моцарт был тот еще шутник. а что с музыкой? Как это ни парадоксально, учитывая выводы о психическом состоянии Моцарта, его музыка, напротив, обладает терапевтическим воздействием на людей с ментальными расстройствами. Это было названо «Эффектом Моцарта», который включает повышение IQ и повышении производительности кортикальных сосудов и мозжечковых частей мозга в течение нескольких минут после прослушивания. Его музыка может оказывать терапевтический эффект на пациентов, страдающих эпилепсией, причем более удачно, по сравнению с музыкой Бетховена. Самой "востребованной" является соната для фортепиано ре мажор (K.448). Мэйнард Соломон говорил о двойственности Моцарта: его поведение никак не вязалось с его божественной силой как музыкального гения. Скрипач Карл Хольц в 1825 году писал, что «вне своего музыкального гения Моцарт был ничтожеством». Возможно, неприязнь современников и настойчивые упоминания о эксцентричности и "безумном" поведении Моцарта - это неприятие либеральных сексуальных взглядов Моцарта, критики властей, богемности и масонства. И конечно же, банальная зависть к гениальности. Да и странности в его поведении могли бы последствием его социальной изоляции: Моцарт никогда не ходил в школу, а все начальное, общее и музыкальное образование получил от отца. Он практически не взаимодействовал со сверстниками до определённых лет (исключая свою сестру). Более того, его отец эксплуатировал своих детей, выставляя как диковинку, чтобы зарабатывать на их талантах. Из-за того, что Леопольд фокусировался исключительно на высоком музыкальном образовании своих детей, Моцарты были лишены возможности реализовать себя в других сферах (хотя и Мари, и Амодей имели талант к математике и живописи). Более того, Моцарта поощряли и ценили исключительно за то, что он был гениальным р е б е н к о м и всячески искусственно взращивали в нем инфантилизм (вспомните, как отказывались от него дворы, когда он заявлял, что он больше не ребенок). Леопольд делал из своих детей удобные игрушки, которые должны доказывать его превосходство как учителя (ведь это он взрастил таких гениев!) и приносить ему славу и финансовое благополучие. Основным результатом такого "воспитания" стало замедление эмоционального созревания его детей, которое никак не вязалось с их поистине божественными талантами и их невероятно трагичная кончина - что у Мари, что у Амодея. Хотя многие люди с уникальными талантами были тщательно изучены, не появилось единой теории, объясняющей неврологическую основу таких исключительных творческих или интерпретирующих способностей, как это продемонстрировали, например, некоторые люди с аутизмом. Часто считалось, что безумие и исключительный музыкальный талант связаны между собой, но механизм этой связи неизвестен. Розен А., Уолтер Дж., Анализировали поведение выдающегося пианиста Дэвида Хелфготта. Вундеркинд, с пяти лет играющий на пианино, считается больным легкой формой шизофрении. Он кряхтит, бормочет, поет, очень громко разговаривает сам с собой и демонстрирует другие признаки шизотипических симптомов во время игры. Розен и Уолтер так же отметили, что эксплуатирование образа Дэвида в СМИ и кинематографе (про Дэвида так же сняли фильм, получивший Оскар - "Блеск") как "безумного пианиста" было отвратительным, и нет никакой связи явной связи между его творчески гением и его ментальным расстройством. Подобные утверждения, что "безумие=талант" может и привлекательно для публики, и является популярным кинематографическим приёмом, но не соответствует действительности. Истории о людях с психическими заболеваниями могут быть рассказаны с разных точек зрения без ущерба для драматической силы. И без эксплуатации и паразитировании на чьих-то травмах. ___________________________ Использованная литература: US National Library of Medicine, National Institutes of Health, J Neurol Neurosurg Psychiatry, "Mozart's movements and behaviour: a case of Tourette's syndrome?", Aidin Ashoori and Joseph Jankovic. Ээлектронный вариант: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2117611/#ref28 "Way out of tune: lessons from Shine and its expos?", A Rosen, G Walter: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/10789528/ J Am Acad Psychoanal Dyn Psychiatry, "What grounds creativity?" Richard D Chessick, : https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15953774/ Источник: pubmed.ncbi.nlm.nih.gov Комментарии: |
|