ЛЕВИ-СТРОСС И ПСИХОАНАЛИЗ |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-01-02 20:41 Лингвистика, говорит Леви-Стросс, принадлежит к числу социальных наук, причем ее успехи превосходят успехи всех прочих наук этой области. Только лингвистика, по его мнению, и может претендовать на звание науки, поскольку ей удалось выработать позитивный метод и установить природу изучаемых ею явлений. Развивая идею переноса фонологического подхода на этнологию, Леви-Стросс призывает «рассматривать брачные правила и системы родства как некий язык, то есть как множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами и группами индивидов». Сообщение, считает Леви-Стросс, может «состоять» из женщин группы, которые циркулируют между кланами или семьями подобно тому, как в языке слова группы циркулируют между индивидами. Итак, Леви-Стросс уже не сомневается в том, что между структурами родства и структурами языка существует формальное соответствие. Но он идет еще дальше, выдвигая гипотезу о том, что структуры родства и языка связаны с аналогичными бессознательными структурами. Это опять-таки гипотеза, которую невозможно подтвердить наблюдениями, но очень скоро, несмотря на все оговорки, Леви-Стросс убедит себя в ее истинности и она примет, выражаясь на спинозистский лад, форму «самоочевидной истины». Рассматривая проблему соотношений между языком и культурой, Леви-Стросс отмечает, что здесь можно выделить три аспекта: 1) язык есть продукт культуры; 2) язык есть часть культуры; 3) язык есть условие культуры. Последний аспект представляется основателю структурализма наиболее важным, поскольку «язык представляет… условие культуры в той мере, в какой эта последняя обладает строением, подобным строению языка». И язык, и культура, считает Леви-Стросс, создаются посредством оппозиций и корреляций, то есть логических отношений. Социальный мир, по Леви-Строссу, есть мир символических отношений, а культура представляет собой «ансамбль символических форм» (язык, брак, искусство, наука, религия и др.). Эти «свободные означающие» дают возможность для проявленности и познаваемости человеческого духа. «…Чем я обязан Леви-Стросу: я обязан ему многим, если не всем», – говорил Лакан в 1975 г. Однако это вовсе не значит, что он некритически воспринял структурализм своего друга. Если Леви-Стросса структурная гипотеза привела к онтологизации Структуры, то Лакану удается счастливо избежать этой путаницы благодаря четкому различению регистров Символического и Реального. Именно на это различение станут опираться постструктуралисты, подвергнувшие жесткой критике неправомерное смешение Леви-Стросса. Если Леви-Стросс считал человека продуктом социальных структур, то Лакан переместил «элементарные структуры» в область бессознательного, заново сформулировав статическую картину антропологии. Обращение Лакана к структурной антропологии Леви-Стросса было предопределено вниманием обоих к лингвистике. Леви-Стросс сделал антропологию семиотическим проектом. Лакан в 1940-1950-х гг. то же самое проделал с психоанализом. Как замечает В. Декомб, «в более общем виде структуралистское утверждение все целиком заключено в знаменитой формулировке Жака Лакана: бессознательное структурировано как язык». Правда, Декомб полагает, что язык в данном случае означает код коммуникации. Однако Лакану (хотя и дорогой ценой) удается преодолеть такое представление. Леви-Стросс открыл параллелизм между брачными отношениями и законами языка, объясняя его общностью Структуры. При этом ему пришлось придать Структуре самостоятельный онтологический статус.У Эко вполне правомерно обнаруживает у Лакана представление о Структуре как о Коде Кодов, но столь же справедливо признает, что эта Структура оказывается у него структурой отсутствующей. Александр Дьяков - Жак Лакан. Фигура философа Источник: vk.com Комментарии: |
|