Концепция символа А.Ф. Лосева как альтернатива классической рациональности |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-01-02 08:18 В работе «Философия имени» символ рассматривается Лосевым в связи с категорией имени или выражения. Превращением и преображением символа является весь путь, который проходит эйдос первоначала, отраженный в инобытии. Как космический момент, символ есть имя, в котором космос приобретает самосознание. Путь символа можно схематически представить так: Первоединое — Эйдос — Миф — Символ — Личность — Имя. В «Философии имени» Лосев дает диалектическое понятие символа: «...В символе мы находим инобытийный материал, подчиняющийся в своей организации эйдосу. Символ — не эйдос, но воплощенность эйдоса в инобытии, и притом не обязательно в реальном и фактическом инобытии. Символ в собственном смысле слова есть именно не реальный переход в инобытие, но смысловая же вобранность инобытия в эйдос. Эйдос, оставаясь столь же чисто эйдетическим, вбирает в себя инобытие как материал, перестраивается, заново создается; и уже оказывается в нем внутреннее и внешнее, хотя и даны они оба — в своем полном самотождестве. Отсюда, символ и есть неисчерпаемое богатство апофатических возможностей смысла» Таким образом, учение о символе Лосева основывается на принципе апофатизма, вне которого невозможно понять антиномичность символа, а значит — и тождественность в символе эйдоса с меоном, смысла с материей. Данная мысль Лосева может быть пояснена при обращении к интерпретации онтологической проблематики М. Хайдеггером. Согласно Хайдеггеру, бытие есть ничто из сущего. Бытие есть такой род сущего, исключительная реальность, специфика которого заключается именно в том, чтобы быть ничем из сущего. Хайдеггером подчеркивается нетождественность бытия и сущего, т. к. существует порядок содержания и порядок существования этого содержания, последний же всегда историчен. Поэтому, ставя задачу объяснить что бы то ни было онтологически значимое, мы всегда вынуждены давать определение этому чему-то через него же самого. По этой причине тавтология у Хайдеггера есть необходимая структура онтологического дискурса в форме «герменевтического круга». Думается, что Лосев, так же как и Хайдеггер, осознавал смысловую разницу между понятиями бытие и сущее. Вместе с тем, Лосев пытается преодолеть трансцендентность двух миров не через герменевтику, а через диалектику. Диалектика, писал Лосев, в отличие от дуалистического и агностицистского разведения «вещи в себе» и «явления», «проповедует не тождество и не различие, а различие в тождестве» Концепция символа Лосева пересекается с «конкретной метафизикой» П. А. Флоренского. Иначе говоря, у Лосева также речь идет об объединении в символе двух «крайностей» бытия — «материи» и «духа», феноменального и ноуменального. Такое понимание символа Лосев излагает в своей работе «Вещь и имя», переосмысливая задачи феноменологии. Согласно Лосеву, истинная феноменология должна не просто статически описывать смысловое содержание того или иного феномена, но также учитывать динамический феноменальный смысл, находящийся в состоянии постоянного перехода и процесса изменения. Дополняя феноменологию диалектикой, Лосев определяет эйдос как высшую мыслительную абстракцию, которая, тем не менее, дана в конкретности. Таким образом, признаваемая разными философами антиномичная природа символа получает в диалектической философии Лосева свое динамическое и генетическое обоснование. В результате символ занимает почетное «место» необходимой категории и ступени развития бытия космоса. В своих работах Лосев сопрягает идею «пограничного» положения «наблюдателя» в процессе самопознания, высказанную Л. Витгенштейном, и установку платоновской философии, согласно которой мир феноменов предшествует миру фактов. В этой связи необходимо отметить то, что и философия тождества, определяющая подход к символу в трудах раннего Лосева, в которой возникновение символа непосредственно связывалось со стадиями диалектического развертывания космоса и самого бытия, и сам символ рассматривался как вещь, и поздняя, платонически-семиотическая, трактовка Лосевым символа не противоречат друг другу. Дело в том, что теория символа, изложенная Лосевым в «Философии имени», была онтологически ориентированной, а потому коммуникативная сторона символа осталась недостаточно ясной. В более поздних работах «Вещь и имя», «Проблема символа и реалистическое искусство» осуществляется не только последовательное развитие и детальное изложение основного принципа лосевской философии символа, но и его коммуникативная интерпретация. Лосев разрабатывает теоретико-познавательный принцип, снимающий традиционный дуализм субъекта и объекта путем наделения феноменов сознания бытийственными характеристиками. Таким образом, концепция символа Лосева касается вопроса о пересмотре самих оснований науки. «Классический» идеал рациональности с его отделением явлений от сущности, фактов от принципов, объекта от субъекта противопоставляется пониманию мира как единого, собранного в целое, мира в слитности, мира в становлении. Источник: vk.com Комментарии: |
|