КАКИМ БУДЕТ ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-12 02:01

образование

Сейчас уже нет сомнений, что вторая волна коронавирусного школьного дистанта близится к завершению. И дело здесь не в том, что пандемия отступает. Просто политические издержки от обучения детей на дому стали существенно большей угрозой для власти, чем коронавирусные риски.

Родители, окунувшись в проблемы школы, на себе прочувствовали пороки современных учебников и методик, осознали системную недоученность своих детей (что они до этого в школе делали?), и всё это, помноженное на собственное бессилие решить педагогические проблемы, вызвало массовое протестное движение. Объединения родителей против дистанта стали возникать повсеместно. Тема образования вышла в топ негативных факторов предвыборной политической повестки.

Потому очень скоро детей вернут в школы, и протестовавшие родители с полным основанием смогут записать эту победу в свой актив.

Однако победа эта — временная.

Представители власти говорят сейчас много правильных слов о незаменимости очного общения с учителем. Ума для этого не надо. Все нужные тезисы давно сформулированы оппозицией, и на их основе легко составить подходящий спич для успокоения публики.

Но этим словам — грош цена в силу ряда объективных обстоятельств, о которых мы неоднократно писали.

В стране тотальный дефицит учителей. Средняя нагрузка педагога в школе — 1,7 ставки. Только одна эта цифра говорит о том, что в школах сегодня фактически не хватает порядка полумиллиона учителей. Кадровая проблема обостряется с каждым годом. Без её решения говорить об очном обучении бессмысленно. Однако в нацпроекте «Образование» проблема дефицита учительских кадров даже не упоминается.

Система ЕГЭ привела к профилизации школы, которая уже закреплена в образовательном стандарте. Очное профильное обучение в единственной школе небольшого города или посёлка (где проживает треть населения страны) невозможно в принципе. Потому дистанционка в старших классах таких школ будет неизбежным следствием действующего ФГОС (см. https://vk.com/wall-62604527_42638 ). А в таких делах стоит только начать.

«Эксперимент пройдёт успешно».

Далее — везде.

Сказанное выше — не секрет, и потому актуален вопрос, вынесенный в заголовок.

Учителя уже наработали весомый опыт дистанционного обучения. Появились публикации, где разъясняют, как поднять эффективность дистанта с первоначальных 5% до 30% и даже до 50% (по отношению к очному обучению). Но в таких текстах рассматривают ситуацию, когда «на другом конце провода» — живой учитель, который к тому же хорошо знает своих учеников по опыту прежних очных занятий.

Мы же обсуждаем возможность обучения детей в цифровой образовательной среде (ЦОС) под управлением «искусственного интеллекта». Словом, без учителя (что неизбежно, ибо при нынешней образовательной политике учителей на всех заведомо не хватит). Мы не будем затрагивать вопрос, можно ли вообще добиться чего-то приемлемого при таком подходе.

Согласимся на время с цифровизаторами и допустим, что можно.

Только для того, чтобы сосредоточиться на другом вопросе:

есть ли шанс реализовать такую возможность (если она есть) при нынешней власти?

Ответ здесь однозначно отрицательный, и обосновать его достаточно просто.

Бытует мнение, что негативные процессы в отечественном образовании объясняются исключительно «оптимизацией», то есть тупой экономией средств.

Но это далеко не так.

Вся образовательная политика, которая вступила в активную фазу с началом «эпохи Путина», была направлена на ликвидацию унаследованного от СССР общедоступного качественного образования. Задача эта оказалась непростой, её решение потребовало значительных финансовых средств и нетривиальных «управленческих решений» (внедрения ЕГЭ, подушевого финансирования, болонской системы, НСОТ и далее по длинному списку).

На сегодня эта задача в общих чертах решена. В систему образования встроены механизмы самоликвидации, которые (при сохранении нынешней линии) неизбежно добьют остатки советской образовательной традиции (см. https://vk.com/wall-62604527_42638 ).

Очевидно, что вся эта масштабная (и затратная) работа проводилась не для того, чтобы взамен разрушенной образовательной системы построить её дееспособный цифровой аналог (к тому же сама возможность такого построения под большим сомнением).

Исходя из этого, нетрудно описать в общих чертах грядущее цифровое образование.

Если бы во время нынешнего дистанта дети к назначенному времени сами спешили за компьютер, безотрывно проводили за ним всё время занятий (и выполняли при этом по графику «физические упражнения»), если бы в электронном журнале у них были приличные оценки, и они не лезли к старшим ни с какими школьными вопросами, а на вопросы родителей отвечали: «Ой, мама, это так здорово!», то никаких массовых протестов не было бы. (Как их не было до сих пор, хотя во многих случаях школьное образование уже давно подменили его откровенной имитацией.)

И описанный выше сюжет с «если бы» — не фантастика, а обыденная реальность современных компьютерных игр.

Геймификация — вот ключевое слово, отражающее содержание официального дистанта недалёкого будущего.

Цифровое обучение придёт как глобальная компьютерная игра с многочисленными секторами и уровнями.

Работа в этом направлении ведётся давно, но пока, прямо скажем, по мелочам. Для достижения полного эффекта необходим кардинальный пересмотр всей «образовательной парадигмы».

По нашим прогнозам, главными акторами создания официальной ЦОС станут разработчики компьютерных игр. Роль «академии образования» будет сведена к введению в эту игру образовательного подтекста. Чтобы родители, наблюдая через плечо ребёнка за его манипуляциями с героями «образовательного сериала», могли понять, что сейчас их чадо «изучает» биологию, а часом раньше была история.

Ни о какой социализации при таком «обучении» и речи не будет, как, впрочем, и об образовании тоже.

Но разве это требуется?

На выходе будет полноценный обитатель виртуальной среды, где легко и дёшево можно сформировать и удовлетворить все его запросы. Там он станет жить. Там же будет и похоронен.

«Гуманная метода» решения проблемы лишних людей в эпоху нового технологического уклада.

Понятно, что обозначенные перспективы усилят желание значительной части родителей найти варианты альтернативного обучения. Ожидаемый переход к дистанту подталкивает к очевидному решению: сконцентрировать усилия на создании (с привлечением бизнеса) серьёзных независимых цифровых ресурсов, которые безусловно будут востребованы и в какой-то степени позволят компенсировать провалы в массовом образовании.

Но в реализации таких планов есть одно существенное препятствие — обозначенная выше позиция нынешней власти. Подобная инициатива для них — кость в горле. Запретить любой дистанционный ресурс при существующей цензуре интернета — нет проблем. Повод найдут.

Потому не будем агитировать тратить силы и время на создание таких систем. Как и призывать к прямому устранению означенного выше препятствия, ибо это в РФ уголовно наказуемо.

Для рассмотрения остаётся лишь один конституционный вариант.

Нынешний «патриотизм» части правящего олигархата имеет простое объяснение. Эти деловые ребята давно поняли, что «вести бизнес» комфортнее с опорой на сильное государство. Ибо в таком случае этот «бизнес» точно не будут кошмарить ракетами и бомбами (в прямом смысле, то есть). При этом так называемая либеральная часть «властной элиты» паразитирует на том же государстве, занимаясь его подрывом и дискредитацией, за что их тоже до поры не трогают.

Но когда государство рухнет (а при нынешней образовательной политике это неизбежно), и те и другие пойдут под нож.

В том и состоит последняя конституционная надежда — на шкурный интерес и минимальный интеллект у действующей власти, способный предвидеть очевидное и неизбежное.


Источник: vk.com

Комментарии: