Игра на понижение. Разрушение научной картины мира как ментальная агрессия. |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-01-07 20:36 Игра на понижение. Разрушение научной картины мира как ментальная агрессия. Глава из книги отечественных психологов "Агрессия в обыденной жизни"/ С. Ениколопов, Ю. Кузнецова, Н. Чудова. Авторы рассматривают и сравнивают три типа картин мира - научную, житейскую (обыденную) и мифологическую. Особое внимание уделяется негативным последствиям разрушения научной картины мира и различным механизмам "опрощения". На наш взгляд можно было бы побольше написать о роли активного навязывания религиозной картины мира (проще говоря, активной религиозной пропаганды) в разрушении научной картины мира, а также о роли в том же процессе мелкобуржуазной картины мира, когда весь мир начинает рассматриваться через призму личной выгоды и подсчета возможной прибыли, а также бухгалтерской субъективности (речь идет о специфической психологии человека экономического) - влияние последней картины мира скорее всего гораздо более тотально и опасно, чем религиозная КМ. Но вернемся к книге. В цитируемой главе есть также подразделы: Научная картина мира и СМИ, Научная картина мира и некачественная научная литература. «Вред, причиняемый нашей психике – эмоциональной сфере, интеллекту, ценностной сфере – этот реальный ущерб, проявляющий себя не только на уровне психических возможностей индивида, но ина уровне функционировании общества. Последствия «ментальной агрессии» - снижение адаптационных возможностей индивида и общества, эмоциональная дестабилизация, неэффективность при решении проблем» С. Ениколопов, Ю. Кузнецова, Н. Чудова «Все кричат: «Никакой плод не видим с науки, В настоящем разделе речь пойдет о том влиянии, которое оказывает негативный коммуникативный опыт на представления человека о реальности. Мы полагаем, что помимо непосредственного эффекта (в виде эмоциональных потерь и сбоев текущих поведенческих программ), обсуждавшегося выше, деструктивные формы общения способны причинить серьезный ущерб и ментальным механизмам, и продукту их деятельности - картине мира человека. Картина мира является интегральным психическим образованием, в котором в соответствии с реальным опытом субъекта фиксируются модели внешней и внутренней реальности, опосредующие систему отношений субъекта. Согласно описанию Дж. Холтона, «в центре каждой картины мира, образуя ее важнейшую в эпистемологическом смысле когнитивную структуру, находится совокупность тематических категорий и допущений: они по большей части носят характер бессознательно принятых, непроверяемых квазиаксиоматических базисных положений, утвердившихся в практике мышления в качестве его руководящих и опорных средств» [305]. Для лингвистики принципиально важной является роль языка как важнейшего из конституирующих ее факторов [185], благодаря чему структуру картины мира можно представить как иерархию языковых концептов [ 108; 149]. В литературе описано множество типологий картин мира (далее - КМ), из которых для нас в данном случае наиболее полезным представляется выделение научного, житейского (обыденного) и мифологического типов КМ. Важнейшее отличие научной КМ от житейской и мифологической заключается в том, что организована она на базе принципов познаваемости, достоверности, теоретичности и системности. Благодаря этому научная КМ эффективно обслуживает некоторые важные процессы и сферы жизнедеятельности, такие, как личностная рефлексия или профессиональная деятельность. Основным средством построения научной КМ является мышление, опосредованное воплощаемыми в словах понятиями. Именно из-за этой генетической зависимости научная КМ оказывается подвержена разрушительным воздействиям неблагоприятной языковой среды. Принято выделять следующие критерии научного знания. Системность знания. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), а также знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.
При характеристике научной КМ нужно рассмотреть и особенности ее базового структурного элемента - научного понятия. Под этим названием принято рассматривать ментальное образование, в котором фиксируется система существенных признаков объекта, являющегося референтом понятия. К основным свойствам научного понятия относятся: обобщенность, наличие логических связей с другими понятиями - элементами научной КМ, а также возможность использовать его для совершения логических операций [297]. М.А. Холодная [303; 125-127] описывает (научное) понятие следующим образом: «Согласно Л.С. Выготскому, понятие - это особая структура обобщения, которая характеризуется, с одной стороны, выделением и соотнесением некоторого множества разноуровневых семантических признаков отображаемого объекта и, с другой стороны, включенностью в систему связей с другими понятиями... Процесс понятийного обобщения... порождает особый тип понимания действительности, основанный на радикальной перестройке наличных семантических структур.
Будучи интегральными когнитивными образованиями, понятийные структуры, по-видимому, принимают самое активное участие в организации всех других форм ментального опыта. Соответственно, чем выше уровень сформированности понятийных структур, тем большее влияние понятийное мышление оказывает на устройство и функционирование индивидуального интеллекта» [303]. Наиболее развитой формой научного знания является теория, представляющая собой систему законов, содержащих информацию об устойчивых, необходимых, фундаментальных связях изучаемых явлений. Законы, относящиеся к теории, дополняют друг друга таким образом, чтобы, во-первых, выведенные из них следствия объясняли и предсказывали все наблюдаемые явления определенного типа, во-вторых, они подсказывали, как и что следует наблюдать, на что обращать внимание и чем пренебречь, в-третьих, было ясно, какие величины следует измерять, в-четвертых, при каких условиях осуществлять наблюдения [226; 59-60]. Согласно B.C. Швыреву, отражение объектов и установление связей между ними и формирование на этой основе картины мира происходят и на других уровнях функционирования сознания. Однако если в донаучном практическом сознании производство абстракций непосредственно вплетено «в ткань реальной жизни», то в науке формирование и совершенствование абстракций превращается в целенаправленную деятельность, регулируемую особыми нормами и правилами. Признак, отличающий идеальные объекты научного познания от конструкций других типов сознания, также претендующих на построение картины мира, следует, по-видимому, усматривать в способе работы с идеальными конструкциями, в том, в какого рода деятельность они включены. Специфика работы с идеальными объектами в науке по сравнению с духовными сущностями других типов сознания заключается в том, что эти мысленные конструкции становятся действительно объектами, с которыми совершаются различного рода действия в мысленном эксперименте и в отношении структуры которых рассматриваются альтернативные варианты, проводятся сопоставления, исследуются возможные преобразования и пр. Цель таких действий - совершенствование и развитие идеальных объектов, получение новых знаний на основе работы с ними. В других видах общественного сознания центр тяжести приходится на использовании идеальных объектов как средств осуществления той деятельности, которую они призваны обслуживать [321; 111,123-124]. Прагматическая ценность научного подхода к реальности заключается в том, что «научная рациональность оптимизирует человеческую деятельность, благодаря научной рациональности возможно научное прогнозирование, научная рациональность является средством создания моделей целесообразного изменения» [134]. Если говорить не о человечестве в целом, а о конкретном человеке, о его индивидуальной научной КМ, то можно считать, что она складывается в ходе специально организованного, специфического по предмету и методам обучения (отличающегося, например, от приобретения конкретных ручных или интеллектуальных навыков). По мере овладения специфическими познавательными орудиями, которые тоже являются элементами системы и не могут быть эффективными по отдельности, человек получает возможность выстраивать собственную (относительно) непротиворечивую научную КМ, позволяющую с успехом применять полученные в готовом виде знания и принципы при решении любой познавательной задачи. В принципе высшее образование своей целью имеет создание таких условий, при которых будущий профессионал присваивает систему культурно выработанных научных знаний, оптимально опосредующих его будущую профессиональную деятельность. Иными словами, в отличие от общей индивидуальная научная КМ имеет прагматическую направленность, и ее носитель может не увлекаться чистым познанием, но быть успешным и развивающимся специалистом в своем деле. В отличие от научного обыденное сознание - это особый модус сознания, обращенного к повседневным практическим заботам [160], соответственно и закономерности присущего ему способа мышления - «мышления повседневности» - это закономерности эмпирического бытия человека [173]. А.А. Максимов [173] указывает основные особенности житейского мышления, в основе которого лежат «непосредственный, чувственный опыт индивида, с одной стороны, а с другой стороны - традиции и коллективная память социальной группы»: возведение в ранг всеобщего индивидуального опыта; возведение индуктивных рассуждений в ранг дедуктивных; выводы по аналогии; практицизм («...это мышление не желает подняться выше непосредственного интереса или эмпирического опыта. Практицизм означает отказ от абстракции в пользу предметного образа с различной степенью обобщенности»); ассоциативность («...т. к. эмпирическое мышление опирается на предметный образ, то за пределами своего непосредственного опыта оно склонно вязнуть в болоте ассоциаций. За пределами эмпирического опыта у мышления нет оснований для обоснования, оно начинает опираться на чувства, эмоции или традиции»); склонность к аналогиям (переносу алгоритмов, сформированных на одном опыте, на другой). «За пределами непосредственного опыта эмпирическое мышление не способно к серьезному анализу информации», - подводит итог автор. Он отмечает также, что на восприятие мышлением повседневности логических структур влияет не только логическая форма рассуждения, но и лингвистическая: «...эмпирическое мышление, сталкиваясь со сложным текстом, при выделении предметного содержания не способно придать предмету мысли определенность. Чаще всего оно пребывает в формах смутных представлений и даже может затрудняться выразить их в языке. Мышление... сталкивается с трудностью при использовании в дискурсе отрицательных высказываний, главным образом тогда, когда предметное поле рассуждения выходит за пределы его непосредственного опыта... мышление повседневности часто не способно за грамматической формой видеть логическое содержание, логическую структуру. Такая способность должна вырабатываться специально». И это - задача, стоящая перед системой образования. Однако само по себе образование, оказывается, не решает проблемы перехода от житейского мышления к более совершенным формам: «Современный человек, в отличие от крестьянина, жившего 100 лет назад, прошел обучение в школе, вузе, нередко и в аспирантуре, т. е. способен оперировать абстракциями. Но на уровне мышления повседневности рациональность такого мышления вульгаризируется, с одной стороны, до абсолютизации неких теоретических принципов, а с другой стороны - до придания теоретическим понятиям самостоятельной сущности. Как итог, можно сказать, что в современном повседневном мышлении рациональная мыслительная деятельность часто может деградировать до мышления логицистского. Это означает, что оно может работать по алгоритмам, часто даже очень сложным алгоритмам, но при этом исчезает понимание сути процесса. Логицистское мышление способно схватить схему, действовать по достаточно абстрактному алгоритму, но не способно уловить содержание схемы». И еще одна характерная особенность мышления, под давлением культурных требований обращаемого на абстракции, но не располагающего соответствующими этому предмету средствами: житейское «логицистское» мышление склонно к употреблению специальной терминологии, профессиональных и научных терминов к месту и не к месту, «так как логицистское мышление любит термины с размытым содержанием, ему лень вдуматься в смысл термина» [173]. Между научным и житейским, или обыденным сознанием, могут прослеживаться разные отношения. Оптимистически описывает взаимодействие научной и обыденной картин мира В.Д. Лелеко, выделяя тенденцию «онаучивания» обыденного сознания, на которое наука посредством системы образования и СМИ оказывает «сильнейшее влияние». Обыденные представления о реальности постоянно и в увеличивающихся масштабах впитывают в себя значительную часть научного знания, достигая высокого уровня насыщенности «научно- теоретическими компонентами» и приобретая установку на научный по своей природе «поиск естественных причин» каких-то событий или явлений [160]. Однако существуют и другие представления о соотношении обыденного и научного мышления, обыденной и научной КМ. Так, по мнению И.В. Сохань, при любом «онаучивании» обыденная картина мира, носителем которой является «массовый человек», остается «пространством, полным экзистенциально понижающих значений». В наше время из этого пространства, «понижающего» все осваиваемые им смыслы, производятся как никогда прежде интенсивные интервенции за рамки естественно порождающей его сферы реальности: «никогда еще масса не обладала большей властью, чем сейчас - властью подчинять своим вкусам стратегии культурного развития и утверждать доминанту потребления как главную в дискурсе существования» [263]. Похожую точку зрения высказывал и Дж. Холтон: «...при демократическом устройстве общества все граждане, как бы малограмотны и невежественны они ни были, имеют законное право на участие в принятии решений, существенное место в которых в современных условиях принадлежит научно-технической стороне дела. В этом обстоятельстве кроется возможность крупных политических ошибок и дестабилизации общества... история уже неоднократно доказывала, что невнимание к роли и значению науки, недоучет или прямое игнорирование научного миропонимания могут повлечь за собой самые опасные последствия, открыть дорогу самым зловещим общественным силам» [305]. Наконец, третий тип сознания - это мифологическое, архаическое, пралогическое сознание. Для соответствующих ему ментальных средств характерны следующие особенности: эмоциональная интенсивность переживания; неразделимость объективного и субъективного; закон партиципации (сопричастности); магический настрой (вера в существование, действие незримых сил); проявления анимизма, т. е. одушевление природы в качестве универсального верования - архетипа; приписывание неодушевленным предметам человеческих качеств [265]. Согласно описанию Е.В. Улыбиной, границы между научной, житейской и мифологической КМ не являются непроницаемыми: содержание обыденного сознания, имеющее во многом нерациональный характер, активно включает в себя и элементы научного знания. Однако при этом основания формирующихся в области житейского сознания суждений не становятся предметом рефлексии, для них вполне достаточным является обоснование типа «Это так, потому что так оно и есть» [284; 92,109]. Характерная для обыденного сознания нечувствительность к противоречиям не позволяет рефлексировать расхождение между разными фрагментами собственного опыта, а также между содержанием фрагментов, сформированных на разных основаниях - житейском опыте и научном знании. Когда присвоение научных знаний не сопровождается выстраиванием их в особую систему, а происходит путем погружения в житейскую или мифологическую картину мира, последние остаются неизменными, а вот знания трансформируются, приобретая не свойственные их культурным формам фрагментарность, ситуативность и приуроченность к событиям житейской практики человека. Как пишет Е.В. Улыбина, «факты, для понимания которых требуется специальная подготовка, преобразуются и объясняются по-простому, что неизбежно искажает их» [284; 116]. Вообще исследования взаимодействия научной и житейской индивидуальных картин мира показывают, что такое «стаскивание» научных знаний на уровень обыденного сознания приводит к их неспособности выполнять функцию эффективных культурных средств в той сфере деятельности, которые они были призваны обслуживать. Так, В.П. Зинченко и М.К. Мамардашвили обнаружили в психологической науке существование наивных спонтанных «теорий» психики, научных мифологий, порожденных тягой обыденного сознания к тому, чтобы исследовать понятные ему предметы с помощью понятных для него методов. Например: «...обыденному сознанию легче приписать нейрональным механизмам мозга свойства предметности, искать в них информационно-содержательные отношения и объявить предметом психологии мозг... чем признать реальность субъективного, психического и тем более признать за ним пространственно-временные характеристики»; и в другом месте: «...из языка реальной жизни, из его недифференцированной массы совершенно явно тянутся и переходят в язык исследования посылки и допущения относительно его объектов, различные предметные смыслы и операции, истоки происхождения и механизм которых вообще неведомы и которые предстают непосредственно как действительность». Ср.: «демон меня искушает», «тотем пожелал», с одной стороны, и «мозг мыслит», «в моей голове родилась мысль» - с другой [93]. Когда психолог - исследователь или теоретик, работающий в деятельностной парадигме, - опирается на обыденное понимание «предмета» как «вещи», возникает основа для «вульгаризмов вроде высказывания о том, что предметная деятельность - это не что иное, как манипулирование с предметами, и только» [14]. Наивный уровень представлений о природе психодиагностических категорий становится, по оценке М.А. Холодной, препятствием для развития целых предметных областей: «Поразительно! В третьем тысячелетии, когда в философии, математике, физике, биологии радикально изменились представления о причинах поведения сложных систем в направлении отказа от детерминистских установок, в современной психологии продолжает доминировать до умиления наивное представление о прямой детерминации со стороны IQ всех аспектов не только интеллектуальной, но и социальной, и бытовой жизни человека. И это было бы смешно, если бы не было так грустно!» [304] Если же психолог с опорой на научные знания, «опрощенные» до обыденного уровня, занимается профессиональной практикой (например, психологическим консультированием), то происходит подмена самого предмета профессиональной деятельности и, соответственно, избираются методы работы, неадекватные исходному смыслу профессии: «профессионально-обыденные» представления «по своему содержанию не имеют отношения к психологии, а отражают педагогическую парадигму взаимодействия с клиентом, вернее, воздействия на него» [172]. Нужно отметить, что опасность такого «опрощения» частично порождается тем, что в языке науки, кроме специально создаваемых понятий со строго определенным значением, используются понятия многозначные или с неопределенным значением. В частности, Н.К. Рябцева показывает, что в научных текстах описание этапов процесса познания происходит «донаучным способом», с помощью «языка здравого смысла». Такие составляющие научного познания, как мыслительные операции, ментальные состояния, результаты познавательной деятельности и т. п., описываются в языке научного изложения как материальные предметы. Сквозь научный текст явственно проступают «перцептивный», «механический» и «биологический» образы науки. При этом эксплуатируются определенные психологические установки здравого смысла, имеющие явно донаучный, наивный характер. Наука «всматривается» в реальность и может «увидеть» истину (прослеживать тенденции; рассматривать, пересмотреть, взгляды; точка зрения...); знания предстают как физические объекты (их можно приобретать, накапливать, использовать) и добываются посредством физических действий (в ходе познания; отталкиваться от...; углублять знание; построение теории; подкреплять аргументами). Знания также могут представать как биологические сущности, развитие которых не зависит от вмешательства извне, а количественные изменения с необходимостью переходят в качественные (назревшие проблемы, плодотворная гипотеза, возрождение идеи) и т. д. Таким образом, применение метафорических средств для описания мыслительной деятельности ведет к «протаскиванию» психологии здравого смысла: ненаблюдаемое - законы природы, общества, мышления - выдается за наблюдаемое, а количество - за качество [235]. Представляется, что возможность негативных последствий, заложенная в метафорических выражениях научного языка, реализуется не автоматически, а при отсутствии навыка к рефлексии по поводу используемых средств, в т. ч. и языковых. Иными словами, можно ожидать, что степень опасности таких скрытых угроз зависит от уровня овладения способами научного отношения к реальности. В зависимости от того, какая именно из картин мира является наиболее простроенной и «работающей», т. е. обладает в глазах носителя наибольшей ценностью как инструмент жизнедеятельности, человек в каждом конкретном случае отвечает на такие вопросы, как: что такое факт; требуется ли для познания доказательство истинности; связаны ли отдельные представления и на какой основе. Например, потребность в выстраивании из множества разрозненных впечатлений как можно более адекватных реальности и непротиворечивых между собой представлений является свойством научной картины мира. Человек, для которого «ведущей» является житейская КМ, не ставит перед собой таких целей. С точки зрения обыденного сознания, оптимальным является отбор из потока информации компонентов в соответствии с принципом экономии усилий: чем меньше ментальных усилий требуется для вписывания вновь получаемого содержания, тем более вероятно, что оно будет вписано в систему представлений человека. При этом и характер содержания представлений, и характер их связей между собой в системе будут отражать характерные для житейской КМ особенности: нечувствительность к противоречиям, неразвитость механизмов обобщения и абстрагирования, обусловленность задачей обслуживания житейской практики субъекта, тяготение к сценарному построению представлений и использование имеющегося сценарного знания в качестве источника оценки истинности вновь поступающей информации. В социальном плане приоритет житейской КМ может проявляться как резко суженная сфера интересов человека, что делает его сложным партнером по общению. А.П. Чехов в «Ионыче» дал такую формулу: ...пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. Такая неприязнь ко всему «несъедобному» может, в частности, лежать в основе все шире распространяющегося явления, суть которого заключается в отрицании ценности систематического школьного образования. Так, в тексте под характерным названием «Защитим детей от школы?» данная позиция излагается в виде следующих тезисов: Что дает детям школа, помимо совершенно необходимого умения читать, писать и считать? Основы знаний в ряде наук, с одной стороны, недостаточные для профессиональной деятельности, а с другой - ненужные при отсутствии у детей стремления к научной работе в дальнейшем. Начальные сведения по культуре и истории - при том условии, если дети в них нуждаются и хотят усваивать. В другой публикации автор - «ученый, бизнесмен, писатель, президент образовательной корпорации» - заявляет: ...Учеба должна быть полезной и увлекательной... Тогда выпускники становятся настоящими компетистами, которым во взрослой жизни и платят больше, и карьера круче... сейчас пропорция абстрактных и практических знаний в школе примерно 90/10. А должна быть 50/50... Если ставится цель - выучить досконально квадратные уравнения, валентности и электромагнитные колебания, то в школу надо ходить обязательно. Потому что больше нигде этому не научат. Но если ставится цель, кроме этого, - стать в жизни еще богатым, счастливым и успешным (о чем мезачем в нее ходить? Только для тангенсов? Это не совсем справедливо - ходить столько лет в школу на 12 ООО уроков и не получить никакой пользы для того, что человеку в самом деле нужно во взрослой жизни, кроме абстрактных знаний. Таким образом, с позиции носителей житейской КМ оказывается невозможно по достоинству оценить тот развивающий потенциал обучения, о котором Л.С. Выготский высказывался следующим образом: «...специфически человеческие психические процессы не даны, а заданы... единственная форма их развития - обучение в широком смысле слова» (цит. по: [331]). Узко прагматичный подход к реальности (обучение без «лишних» абстракций, без развития понятийного мышления, без формирования научных понятий) оказывается, по сути, враждебен и разрушителен по отношению к наиболее базовым условиям формирования собственно человеческой психики.
… существует ли какая-либо специфика в отношении к научному знанию со стороны наивных наблюдателей в современном обществе? По нашему мнению, существует и определяется она в первую очередь участием в ситуации на стороне наивного наблюдателя могучего аппарата современных СМИ, берущих на себя труд «адаптировать» «совершенно никому непонятную» информацию и сделать ее понятной абсолютно всем. Количество публикаций в разделе «Наука», который существует на сайте практически любого электронного информационного издания и на любом информационно-развлекательном портале, достаточно велико, и любой желающий может ознакомиться с новостями научной жизни между чтением сообщений о скандальном происшествии в «звездном» семействе и знакомством с рекламой новой модели телефона. При анализе текстов сообщений, публикуемых в разделе «Наука» неспециализированных электронных СМИ (развлекательных, информационных и рекламных, представляемых как информационные), выявляется тенденция к систематическому использованию двух групп лексики. Во-первых, это лексика, служащая средством выражения негативной экспрессии (безысключительная и усилительная, эмотивы, слова, относящиеся к семантическим группам болезни, страданий и смерти и т. д.). Во-вторых, это лексические единицы, маркирующие научный стиль речи (термины и общенаучная лексика). Сочетание этих разностильных единиц образует типичный изолированный заголовок, который должен «увлечь» читателя. Здесь постоянно фигурируют некие «ученые» (иногда указывается их специальность - врачи, физики, биологи и т. д.), которые испытывают «испуг», «потрясение», «растерянность», находятся «в шоке», «в истерике» или просто «обалдели». Примеры приведены ниже. Безысключительная и усилительная лексика: … проведенный нами анализ показал, что создаваемые в текстах неспециализированных СМИ образы ученых, а также описания предмета и результатов их деятельности объективно выступают фактором дискредитации научной картины мира и обесценивания принципов, определяющих ее функционирование. Состояние читателя, не обремененного специальными знаниями, фиксирующего свое внимание на содержании, а не на средствах выражения, при восприятии подобных публикаций можно назвать своеобразной ментальной интоксикацией. В его представления о типичных носителях научной КМ, а также в его собственные знания внедряются компоненты «антинаучной ментальности», разъедающие принципы познавательного отношения к реальности. На наш взгляд, по своему объекту и последствиям этот вид информационной деятельности может быть отнесен к категории ментальной агрессии. Обобщая, можно сказать, что в условиях агрессивного воздействия неспециализированных электронных СМИ на сферу научных знаний происходит разрушение тех ментальных структур, которые обеспечивают функционирование здравого смысла, способности к сопоставлению, сравнению и обобщению фактов, к установлению причинно-следственных связей, к выводу и учету условий, в которых дана мыслительная задача. В то же время усиливаются позиции житейского мышления как якобы способного обеспечить своим носителям легкое овладение любой попавшей в поле зрения информацией». Источник: www.narcom.ru Комментарии: |
|