Хроместезия

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-31 21:35

работа мозга

Хроместезия (фонопсия, акустико-цветовая синестезия, «цветной слух») — тип синестезии, при котором слышимые звуки автоматически и непроизвольно вызывают образы цвета. С целью устранения неоднозначности, в этой статье при описании хроместезии будут использоваться ссылки на термины, обозначающие синестетические стимул и реакцию и используемые для описания других форм синестезии. Вследствие того, что звук, будучи синестетическим стимулом, вызывает ощущение цвета, который является синестетической реакцией, хроместезию более точно можно определить как акустико-цветовую синестезию. Люди с акустико-цветовой синестезией осознают свои синестетические цветовые ощущения/восприятие в повседневной жизни. Синестеты, которые воспринимают цвета при прослушивании музыки, испытывают ощущения цвета в дополнение к обычным слуховым ощущениям, которые могут возникать у среднестатистического человека. То есть ощущение синестетического цвета является дополнительным и не перекрывает реальную воспринимающую модальность. Как и при других разновидностях синестезии, люди с акустико-цветовой синестезией испытывают синестетические ощущения спонтанно и без усилий, таким образом, что человек учится принимать это как обычное явление в пределах своей сферы опыта.

Индивидуальная дисперсия

Цветовые чувственные проекции, то есть ощущение того, какой цвет будет связан с каким звуком, тоном, высотой, или тембром высоко идиосинкразиийны (своеобразны), но в большинстве случаев последовательны во времени. Люди с синестезией испытывают абсолютно уникальные цветовые смешения и сочетания. Тем не менее, все проведенные на сегодняшний день исследования сообщают, что синестеты и несинестеты воспринимают высокочастотные звуки в более светлых и ярких тонах, а низкочастотные звуки — в более тёмных тонах, что указывает на возможность существования некоего общего механизма, лежащего в основе ассоциаций, присутствующих в мозге нормального взрослого человека.

Как и в других вариантах синестезии, акустико-цветовая синестезия может быть разделена на группы в зависимости от того, каким образом ощущается цвет. Тех людей, которые «видят» или воспринимают цвет как бы во внешнем пространстве, часто называют «проекторами», а тех, которые воспринимают цвет мысленным взором, часто называют «ассоциаторами», но эти понятия могут быть неправильными и вводящими в заблуждение в плане понимания истинной природы ощущений. Для большинства синестетов это состояние не является полностью сенсорным/перцепционным.

У отдельных людей синестезия вызывается только звуками речи, в то время как синестезия других может быть вызвана всеми известными слуховыми раздражителями. В исследовании следственной изменчивости внутри разных категорий синестезии, 40 % испытуемых, обладающих синестезией, в отношении устной речи заявили, что тембр голоса, акцент и просодия оказывают влияние на синестетическую реакцию, в то время как несколько человек сообщили, что громкость или скорость речи имеет некоторое влияние. Вместе с этими испытуемыми многие доложили, что эмоциональная окраска речи говорящего может повлиять на синестетический цвет, но только двое сообщили, что их собственное настроение оказывает влияние. В данном исследовании среди участников категории «синестезия и музыка» 75 % испытуемых сообщили, что ощущают синестетическую реакцию, только когда слышат игру отдельными нотами. Когда был задан вопрос, возможно ли добровольно контролировать синестетическую реакцию, только 33 % участников указали на возможность подавить, игнорировать или намеренно пробуждать свои ощущения без особых усилий. На синестетический стимул как фактор, оказывающий влияние, обратили внимание 59 % участников. Другие имеющие значение факторы включали уровень концентрации, усталость, сонливость, лихорадку, эмоции и вещества, такие как кофеин или алкоголь.

Акустико-цветовая синестезия является гораздо более распространённой, нежели цвето-акустическая синестезия, хотя имеются сведения о случаях, когда звуки и цвета активируются в двух направлениях. Один человек, JR, видит цвета, когда она слышит звуки, а также слышит звуки, когда видит цвета. Этот тип синестезии очень сильно мешает ей в повседневной жизни. Интересно отметить, что ощущения этой женщины были весьма последовательны в течение долгого времени, но чувственные проекции необязательно будут постоянными в любом направлении.

Существует эффект семантической опосредованности для некоторых лиц с акустико-цветовой синестезией. Одна испытуемая произвольно наиграла ноты на синтезаторе и отметила цветовые ощущения. Когда синтезатор был перенесён без её ведома, она сообщила об идентичных цветовых ассоциациях с нотами, которые, как она была уверена, слышала, вместо того, чтобы сказать об абсолютных высотах нот.

Исследования

Точный механизм, благодаря которому существует синестезия, до сих пор не определён. Учитывая то, что употребление галлюциногенных препаратов может вызвать синестезию сроком до одного часа, а также и то, что и синестеты, и несинестеты соответствующие звуки окрашивают непроизвольным образом, некоторые исследователи утверждают о разумности предположения, что синестетический опыт использует уже существующие пути, которые присутствуют в нормальном мозге. Причинность синестезии также неясна на данный момент, хотя доказательства указывают на генетическую предрасположенность. Синестезия, как известно, явление наследственное, хотя условием в семье может представляться и идиосинкразия. Кроме того, синестезия может пропустить поколение. Однако существование случаев монозиготных близнецов, где только один из них получил синестезию, указывает на возможность вовлечения дополнительных факторов. Различия между синестетическим мозгом и несинестетическим могут отражаться в участках мозга с непосредственной (структурно-функциональной) связью между исключительно зрительными или исключительно слуховыми анализаторами, или эти различия могут отражать проводящие пути, присутствующие в любом мозге и обеспечивающие обратную связь от многофункциональных слухо-зрительных областей к зонам исключительно зрительного анализа.


Источник: vk.com

Комментарии: