«Цифровой вопрос» Игоря Диденко: отменит ли цифровизация мораль?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Ян АРТ, главный редактор Finversia.su

Роботизация, «цифровой контроль», искусственный интеллект, смерть профессий, полная прозрачность, постоянное наблюдение, уничтожение приватности… Мы оказались в «Матрице»? «Да», — этот ответ очевиден. Однако звучит с разной интонацией.

Для одних цифровизация, искусственный интеллект, роботизация — это новые шансы, чуть более скучная и менее романтичная версия будущего — того самого будущего, о котором мы читали в фантастике. Для других — об этом мы тоже читали в фантастике, но уже не обычной, а особой, такой как у Шекли, — это цифровое рабство, тотальный контроль, смерть профессий, цифровой концлагерь. Что происходит на самом деле? Пожалуй, новая книга Игоря Диденко «Не венец творения» — самый масштабный ответ на этот вопрос.
Эта книга для меня — вне обычного ряда. Поскольку документальные книги практически не читаю. За последние года два прочел максимум полдюжины документальных книг, если считать перечитывание Клаузевица, Вильяма Виллиса, Мишеля Песселя, Гаяза Исхаки и Аристотеля. Из современных — только книжицу Ричарда Брэнсона (на тему «смотрите, какой я!») и вот — Игоря Диденко. Почему не читаю? Потому что, полагаю, самые главные ответы мы находили, находим и будем находить все же не в документалистике, а в Литературе. То есть — в полном соответствии с Сент-Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь — зорко одно лишь сердце». А во-вторых, чтение должно приносить удовольствие. И в этом плане Винни-Пух куда как продуктивнее Брэнсона.

Забавный парадокс на первый взгляд, но именно Игорь Диденко укрепил меня в обоих этих полаганиях. Его книга удовольствия НЕ приносит. Да и задумана НЕ для этого. Она приносит знание.

Главная ценность, на мой взгляд, книги Диденко — это первое масштабное описание и начало осмысления вот этого самого пресловутого «цифрового пути», по которому столь рьяно двинулось человечество. Со всеми плюсами, минусами и просто новыми реальностями, которые Игорю Диденко удается фиксировать максимально четко и беспристрастно. Несомненное достоинство книги — автор скрупулезно фиксирует все вехи «цифровизации» и очень щедр на фактический материал. Работы соцсетей, проблемы мегагигантов бигтеха, пресловутая индийская тотальная биометрия, суть китайского социального рейтинга и многое-многое другого. От снижения преступности в городах, ставших пионерами систем «Умный город», до тотального контроля в стиле Оруэлла в Уйгурском районе.

Впрочем, книга Диденко — не о технике. Она о человеке. О тех новых проблемах, которые вместе с «цифрой» поставил перед собой человек. О вариантах ответов. И — самое главное — о рисках.

И в плане оценки рисков «цифровизации» Диденко пессимистичен. Возможно потому, что мыслит по-марксистски: бытие определяет сознание. А «цифровизация», роботы, искусственный интеллект делают бытие значительно более комфортным. Следовательно, констатирует Диденко, сознанию придется подвинуться. Причем подвинуться в буквальном смысле — уступить пальму первенства искусственному интеллекту.

«Для того, чтобы реально воплотить в жизнь возвышенные «принципы безопасного интернета», нужно… запретить использование технологии Big Data, то есть сбор любых персональных данных, — пишет Диденко. — А ведь без «больших данных» невозможно обучать нейросети, то есть развивать искусственный интеллект… Вы серьезно верите в возможность повернуть эволюцию вспять?» 

Он считает, что «цифровизация» — это не очередной виток знакомого нам «научно-технического прогресса», а новая эра в жизни человечества: «Похоже, исчерпал себя не только капитализм, но и вся модель развития глобального социума, основанная на непрерывном росте. С наступлением эпохи «цифровизации» традиционная экономика подошла к своим естественным пределам... Пренебрежение долгосрочными рисками ради краткосрочных выгод уже стало мировым трендом». Причем эта ситуация, по его мнению, только усилит разрыв в мировом обществе: подавляющее большинство людей начнут жить беднее, люди, контролирующие бигтех, — богаче: «Крупнейшие высокотехнологичные бизнесмены и те власть имущие, кто контролирует «цифровую» архитектуру, инфраструктуру и бизнес-среду, и станут несменяемой элитой человеческого общества будущего, той самой «датакратией», которая будет властвовать на планете в короткий период до того момента, когда настоящие рычаги управления цивилизацией окончательно будут отданы его величеству искусственному интеллекту». Более того, эта датакратия сможет сделать отличия от «основной массы» в буквальном смысле физиологическими: «Как только вполне здоровые люди смогут получить доступ к возможности делать себе «апгрейд», физиологические различия между «улучшенными» и «неулучшенными» людьми станут нормой. Неравенство может стать физиологически обосновано. Ведь сверхспособности и бессмертие, конечно, получат не все. Но те, кто будут это иметь, станут по отношению к простым смертным настоящими богами»…

И автор почти не надеется на вариант, который сам констатирует: «Общественная или государственная собственность на гигакомпании как «объекты критической инфраструктуры» была бы лучшим выходом из ситуации. В идеальном варианте каждый гражданин мог бы получить долю в Amazon, Facebook или Yandex без возможности ее продажи, но с неким переменным доходом в виде дивидендов на эту долю». Однако автор больше верит в куда более неприятный сценарий: «Уже в ближайшие десять-пятнадцать лет мир ждет масштабное сокращение числа рабочих мест, а всем, у кого нет серьезных сбережений, придется зарабатывать себе на хлеб до глубокой старости. Благодаря высокоскоростному интернету и удобным системам электронных платежей мировой рынок труда станет единым целым, и конкурировать придется всем со всеми. И, если, конечно, не случится какого-нибудь непредвиденного и масштабного технологического прорыва, наши дети… будут жить хуже, чем мы». Иными словами, аксиома «прогресс равно качество жизни» перестанет работать уже при нашей жизни. «Технологический прогресс в XXI веке, делая более удобной и комфортной жизнь людей в деталях, больше не ведет к повышению качества жизни населения в своей основной массе», — жестко констатирует Игорь Диденко.

Диденко отмечает, что процесс уступки человечеством «пальмы первенства» уже начался: с 80-х годов средний уровень IQ начал снижаться. И, по его мнению, не за горами момент, когда начнет ломаться и морально-эмоциональная «платформа» человечества. Начнутся изменения в человеческих отношениях. Например — смерть привычных принципов взаимодействия человека и общества. Человек начнет терять то, что веками считалось «священной коровой» — зону приватности или, например, презумпцию невиновности. «Видеофиксация нарушений означает почти автоматическое принятие презумпции вины нарушителя, поскольку камера, алгоритм, нейросеть, если они правильно настроены, просто не могут ошибаться, — пишет Диденко. — Цифровизация стимулирует постепенное, но неуклонное распространение принципа презумпции вины, причем часто это усугубляется для клиента невозможностью доказать обратное».
А дальше — больше: «Чем меньше контактов между людьми, тем ниже вероятность коррупции и различных нарушений. Но если довести эту мысль до абсурда, можно прийти к простому выводу: если людей не будет вообще, никаких нарушений не случится в принципе. Останется только научить роботов потреблять, и общество станет стабильным и утопично-идеальным».

В общем, книга Диденко — это одновременно богатая фактами и данными констатация сегодняшней ситуации и запрос на поиск ответа «А что дальше?». Автор в плане ответов деликатен — он не навязывает какой-то один тезис, одну идею, свою точку зрения. Он ставит вопросы:

«Впереди нас ждет будущее, где работать будут в основном машины и искусственный интеллект, а люди… Интересно, что будут делать люди в этом «светлом будущем»?»
Но все же он склоняется к выводу далеко не оптимистичному: «Первенство Homo sapiens навсегда уйдет в прошлое. Венцом творения окажется не биологическое существо, а эфемерное «облако» из единиц и нулей, которое будет контролировать каждый атом во Вселенной и в которое можно будет, при желании, загрузить все человечество. Оно будет жить в этом «облаке» вечно, в одной из многочисленных виртуальных реальностей. Но — не станем лукавить — это будут уже не люди»…

Здесь автор ставит точку. И в буквальном и в переносном смысле слова. Потому что, по моим ощущениям, задачей было с максимальной безжалостной ясностью обозначить этот вопрос перед всем нами, по крайней мере перед теми, кто хочет этим вопросом задаваться. И лично меня этот вопрос возвращает к тем самым двум причинам, по которым я предпочитаю художественную литературу: «Зорко одно лишь сердце». И оно, сердце, имеет шанс найти ответ. Конечно, если будет искать…

Игорь Диденко проводит цитату из лекции какого-то российского топ-менеджера «цифрового бизнеса»: Мол, в новом, цифровом мире человечеству придется отказаться от морали»… Простите, что?! Стоп, я к этому не готов. И здесь как раз — возвращаюсь к началу — если вопросы передо мной поставила документалистика, то ответы дает литература. Человечество много раз стояло перед порогом «самопреобразования», в котором рисковало утратить свою сущность, продать душу дьяволу. Сейчас это «цифровой порог», а восемьдесят лет назад — например, стараниями Гитлера и Муссолини, — это был «социальный порог». Но… тут я вспоминаю Стефана Цвейга:
«…Однако история — это приливы и отливы, вечные взлеты и падения; никогда право не бывает завоевано на все времена, никогда свобода не гарантирована от насилия, постоянно принимающего новые формы… Именно тогда, когда мы воспринимаем свободу уже как нечто привычное, а не как священное достояние, вдруг из мрачного мира страстей вырастает таинственная воля, стремящаяся совершить насилие над свободой; и всегда, когда человечество слишком долго и слишком беззаботно радуется миру, им овладевает опасная тяга к упоению силой и преступное желание войны. Ведь, чтобы продвигаться вперед к своей неисповедимой цели, история время от времени создает непостижимые для нас кризисы; и как в период наводнения сносятся самые прочные дамбы и плотины, точно так же рушатся оплоты законов; в такие жуткие моменты человечество, кажется, движется назад к бешеной ярости толпы, к рабской покорности стада.
Но так же как после всякого наводнения вода должна схлынуть, так и всякий деспотизм устаревает и остывает; только идея духовной свободы, идея всех идей и поэтому ничему не покоряющаяся, может постоянно возрождаться, ибо она вечна как дух. Если кто-то извне на какое-то время лишает ее слова, она прячется в глубинах совести, недосягаемых для любого вторжения. С каждым новым человеком рождается новая совесть, и кто-то всегда вспомнит о своем духовном долге — возобновлении давней борьбы за неотъемлемые права человечества и человечности; вновь и вновь Кастеллио будет подниматься на борьбу против всякого Кальвина и защищать суверенную самостоятельность убеждений от любого насилия».

И я очень надеюсь, что так будет и впредь.

А Игорю Диденко — благодарен. За предупреждение. За то, что в суете повседневности он напомнил о необходимости искать этот ответ. Ответ, в общем-то, на — да-да, он… — тот самый вечный, банальный вопрос, которым задается каждый подросток: «В чем смысл нашей жизни? Зачем мы на этой Земле?» И — продолжаю мысль Цвейга — пока будут рождаться новые мальчишки и девчонки, задающие себе и миру этот «ламповый» вопрос, мы останемся все же венцом творения.


Источник: portal-kultura.ru

Комментарии: