Цифровой Татарстан

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-09 16:30

цифровизация

Традиционно Республика Татарстан входит в число регионов-лидеров страны по общему уровню цифрового развития. В прошлом году согласно индексу «Цифровая Россия», разработанному экспертами московской бизнес-школы «Сколково», Татарстан занял второе место по уровню цифровизации, уступив первую позицию только Москве. О том, как республике удается держать такую высокую планку, мы беседуем с первым заместителем министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан Ильей НАЧВИНЫМ.

Работа идет по всем направлениям

– Илья Сергеевич, думаю, будет разумным начать нашу беседу с оценки общей ситуации по развитию цифровой среды в республике.

– Начнем с того, что Татарстан активно участвует в национальной программе «Цифровая экономика», создает ИТ-центры мирового масштаба, обеспечивает условия для полноценного развития цифровых кадров в республике, роста ИТ-компаний и так далее. Конечно же, мы стремимся войти в федеральные проекты. Например, по проекту «Кадры для цифровой экономики» второй год подряд участвуем в программе «Персональные цифровые сертификаты». Если в пилотном 2019 году татарстанцы получили 1000 цифровых сертификатов на бесплатное обучение ИТ-компетенциям, то в этом году мы стали абсолютным лидером как по количеству поданных заявок, так и по количеству выданных сертификатов. Номинал каждого сертификата составляет 30 тысяч рублей.

Большое значение уделяется созданию информационной инфраструктуры в рамках проекта, который так и называется «Информационная инфраструктура». Наша цифровая команда проводит активную работу по подключению социально значимых объектов к высокоскоростному интернету. Так, к началу нового учебного года все 1680 образовательных организаций Татарстана были подключены к качественному интернету по технологиям ВОЛС (волоконно-оптические линии связи). Другими словами, все 100% школьников, а это порядка 447 тысяч учеников, могут свободно выходить в Мировую сеть.

– Вы сейчас говорили об образовательной составляющей, о тех людях, которые будут заниматься цифровизацией в будущем. А что делается сегодня?

– Могу сказать, что государственное управление республикой, особенно в части взаимодействия с населением, активно переходит на электронный формат. Все больше и больше государственных и муниципальных услуг становятся доступны в сети Интернет. Для общей характеристики работы по переходу на электронный формат могу сказать, что уже к 2022 году до 70% услуг в республике будут оказываться в электронном виде.

Для достижения поставленных задач в ноябре 2019 года в республике был создан Центр цифровой трансформации – первая в России ИТ-компания, применяющая бизнес-подход в решении важных государственных задач. А в апреле этого года была сформирована рабочая группа по вопросам реализации проектов по цифровой трансформации республики. В ее состав вошли представители 35 министерств и ведомств – госслужащие, ответственные за цифровизацию в своей отрасли. Куратором их деятельности стало наше министерство.

Также хочу отметить, что сегодня мы работаем над созданием единой Концепции цифровой трансформации Татарстана. Этот документ станет некой «дорожной картой» на ближайшие несколько лет: в ней будут содержаться ключевые цели, задачи и направления цифрового развития Татарстана.

Цифровизация — дело затратное

– У любого проекта, тем более столь глобального, есть экономическая составляющая. Без сомнения, социальная сфера и госуправление станут более мобильными, а что от цифровизации получит промышленность?

– Проблема заключается в том, что цифровизация – комплексный процесс. Невозможно провести эффективную цифровую трансформацию, например, только в сфере государственного управления: нужно цифровизировать и промышленность, и сельское хозяйство, и сферу образования… А раз экономика участвует в процессе, то есть смысл задаться и вопросом отдачи.

Должен сказать, наши компании считают, что ответ на этот вопрос у них уже есть. Сегодня многие татарстанские компании и предприятия усиленно внедряют и развивают цифровые технологии в своей деятельности. Например, на КАМАЗе, в крупнейшей российской компании, за цифровые процессы отвечает специально созданный Центр цифровой трансформации. В настоящее время Центр проводит масштабную работу по переводу компании на цифровые рельсы: автомобили проектируются по новым цифровым моделям, создаются цифровые двойники, в производство вводятся элементы интернета вещей, разрабатывается система цифрового управления и сквозная система управления заказами и др.

Есть и глобальный эффект. Новые цифровые технологии помогают Татарстану наращивать свой инвестиционный потенциал, что, в свою очередь, делает нашу республику одним из самых привлекательных регионов для сотрудничества не только для других субъектов, но и для зарубежных государств.

– Раз уж мы упомянули инвестиции, скажите, сколько республика тратит на свою цифровизацию?

– Здесь, наверное, ключевая цифра – инвестиции компаний, непосредственно занимающихся развитием информационных сетей. В 2020 году компаниями в развитие сетей привлечено инвестиций на сумму более 4 миллиардов рублей. В целом ежегодно в развитие сетей связи операторы вкладывают более 2 миллиардов рублей. Конечно, это не все деньги, работающие в этой области, но сумма, думаю, достаточно иллюстрирует объем инвестиций.

– Как озвученная инвестиционная активность отражается на развитии телекоммуникационных технологий и охвате ими населения республики?

– В Татарстане насчитывается более миллиона активных абонентов фиксированного широкополосного доступа в интернет. Уровень его проникновения – 78%.

Сегодня по технологии ВОЛС обеспечены 60% (811 тысяч) домохозяйств и по технологии ADSL – еще 18% (250 тысяч).

В этой связи в текущем году «Таттелеком» совместно с «Сетевой компанией» дал старт программе в сельской местности по строительству широкополосных сетей мультисервисного доступа по оптическому волокну GPON. По поручению Президента республики до 2024 года более 200 тысяч домохозяйств будут переведены с устаревших сетей ADSL на высокоскоростные оптические сети доступа, в том числе 70 тысяч – уже в следующем году.

В Татарстане насчитывается 7,6 миллиона действующих абонентов, из них 4,39 миллиона пользуются мобильным доступом в сеть Интернет.

Мозговые центры ИТ-индустрии

– Для успеха в развитии цифровых технологий важна концентрация специалистов – программистов, специалистов в области электроники, обработки данных. У всех на слуху американская Кремниевая долина, российское «Сколково». А насколько успешен Татарстан в привлечении интеллектуалов в этой сфере?

– В этом году первому российскому городу для ИТ-специалистов – Иннополису исполнилось пять лет. Ежедневно в городе находятся 4600 человек – это жители, гости и сотрудники местных компаний. В городе расположена Особая экономическая зона «Иннополис». Здесь успешно работают подразделения российских корпораций (Сбербанк, «Яндекс», МТС, X5 Retail Group, «Магнит») и предприятия с иностранным участием (Schneider Electric, IBM, Soramitsu Labs, Provectus, Portavita, NNG) – всего почти 100 резидентов и более 3,4 тысячи рабочих мест.

Помимо этого, на базе Технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк» будет создан Региональный центр компетенций в области интеллектуальной собственности. Чем именно будет заниматься центр? Самое главное – в режиме одного окна будут предоставляться все взаимодополняющие услуги, связанные с интеллектуальной собственностью в сфере информационных технологий. Новый центр поможет провести цифровизацию интеллектуальной собственности, наладить диалог между ИТ-разработчиками и промышленностью для инновационного развития всего Татарстана.

Каждый год – большой шаг вперед

– Какие значимые события произошли в сфере цифровизации за последние два-три года?

– В октябре прошлого года Татарстан полностью перешел с аналогового на цифровое телевещание. Более 1,3 миллиона домохозяйств в республике получили возможность бесплатно смотреть 20 каналов в высоком качестве. Всего в РТ было построено 87 объектов сети цифрового эфирного телевидения, которые охватывают 99,3% жителей республики. Этот показатель существенно выше целевого индикатора, установленного федеральной программой (охват не менее 95% в каждом субъекте России).

По решению Президента Татарстана Рустама Минниханова в этом учебном году в 1045 школах доступ в интернет вместо устаревшей ADSL-технологии был организован по оптическим каналам связи. Это значит, что в Татарстане 100% государственных школ обеспечены высокоскоростным интернетом по технологиям ВОЛС, что позволит открыть новые горизонты для развития будущего поколения республики.

– Какие сферы нашей общественной жизни в первую очередь ожидает цифровая модернизация?

– Я уже говорил, что цифровизация – комплексный процесс, затрагивающий все сферы бытия. Но могу привести еще пару показательных примеров в цифровизации медицины и образования – областях социальной жизни, касающихся каждого гражданина. Наши специалисты постоянно изучают, тестируют и внедряют инновационные решения, позволяющие повысить эффективность отрасли здравоохранения. В качестве примеров таких инновационных решений можно назвать сервис обнаружения патологий грудной клетки, разработанный на базе искусственного интеллекта, проект «Цифровой ФАП» в Альметьевском и Сабинском районах. Благодаря разработке, определяющей подозрение на COVID-19 у жителей по снимкам КТ, врачи в 15 раз быстрее анализируют снимки КТ, а на сортировку и маршрутизацию пациента уходит в 7 раз меньше времени. С внедрением цифровых сервисов в фельдшерско-­акушерских пунктах Альметьевского и Сабинского районов нам удалось сократить нагрузку на центральные районные больницы, снизить количество поездок граждан села в районный центр, а также сократить время ожидания медицинской помощи.

Правительство Республики Татарстан уделяет большое внимание сфере образования. С 2009 года в республике функционирует государственная информационная система «Электронное образование Республики Татарстан», которая работает как единый информационно-образовательный ресурс для всех участников образовательного процесса: администрация, учителя, учащиеся, родители. Количество пользователей системы составляет 1,1 миллиона человек. В сентябре текущего года появилась цифровая платформа для обучающихся общеобразовательных учреждений – мобильное приложение «Я – школьник». Благодаря новому цифровому решению ученики могут пользоваться электронным дневником через современное и удобное мобильное приложение. Сервис сообщает о расписании, напоминает о домашней работе, учит грамотно планировать ее выполнение, а также следит за успеваемостью и выдает персональные рекомендации.

Цифровое государственное управление

– Илья Сергеевич, рядовые граждане ожидают от цифровизации повышения эффективности государственного управления. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Одно из важнейших направлений работы нашего Цифрового министерства – развитие цифрового государственного управления. Это подразумевает создание в Татарстане Единой платформенной инфраструктуры для предоставления государственных, муниципальных услуг и повышения эффективности системы государственного управления. Наша задача состоит в том, чтобы к 2023 году все массовые социально значимые услуги были в цифровом или электронном виде. Для этого в республике ведутся активные работы по созданию новых цифровых платформ. Сейчас в тестовом режиме в Альметьевском и Сабинском районах запустили цифровую платформу «Я строю» для получения госуслуг в сфере строительства. В Балтасинском районе тестируется приложение для фермеров и предпринимателей «Мои субсидии». Через новую платформу они смогут получать государственные субсидии онлайн, не посещая десятки учреждений и ведомств. Полномасштабные версии сервисов выйдут в первой половине 2021 года. С 2010 года в Татарстане функционирует Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан. На Портале госуслуг РТ реализовано 307 услуг и сервисов, зарегистрировано 2,5 миллиона личных кабинетов. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию республиканского Портала госуслуг: внедряются новые услуги, действующие переводятся в цифровой вид. В сентябре этого года в Татарстане запустили цифрового помощника Лилию. Она умеет принимать показания счетчиков за газ, воду, тепло и электричество. Татарстанцы могут подать показания в мессенджере Telegram, через социальную сеть «ВКонтакте» и через голосового помощника.

Процесс цифровизации уже необратим, ресурсов и политической воли для модернизации республиканской экономики, социальной жизни и государственного управления достаточно, и, думаю, цифровой Татарстан – это уже не будущее, а реальность, и мы будем продолжать работать над тем, чтобы эта реальность становилась все более технологичной, помогая создавать в республике уровень жизни, достойный третьего тысячелетия.


Источник: xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai

Комментарии: