Анимация градиентного спуска и ландшафта функции потерь на Python |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2021-01-07 12:02 Статья публикуется в переводе, автор оригинального текста Tobias Roeschl. В процессе путешествия по изучению различных алгоритмов я набрел на ландшафты функции потерь нейронных сетей с их горноподобными рельефами, хребтами и долинами. Эти ландшафты функции потерь выглядят совсем не похожими на выпуклые и гладкие ландшафты, которые я встречал для линейной и логистической регрессии. В этой статье мы создадим ландшафты функции потерь и анимацию градиентного спуска для набора данных MNIST. Приведенное выше изображение демонстрирует крайне невыпуклый ландшафт функции потерь нейронной сети. Ландшафт функции потерь – это визуальное представление значений, которые принимает целевая функция на наших тренировочных данных. Поскольку наша цель – визуализация потерь в трех измерениях, мы должны выбрать два параметра, которые будут изменяться, а остальные параметры останутся неизменными. Однако стоит заметить, что существуют продвинутые техники (например, сокращение размерности или filter response normalization), которые можно использовать для аппроксимации ландшафта функции потерь в подпространстве параметров с более низкой размерностью. Трехмерное представление функции потерь нейронной сети VGG с 56 слоями изображено на рис. 1. Однако это выходит за пределы данной статьи. Искусственная нейронная сеть, над которой мы будем работать, состоит из одного входного слоя (с 784 узлами), двух скрытых слоев (с 50 и 500 узлами соответственно) и выходного слоя (с 10 узлами). Мы будем везде использовать сигмоиду в качестве функции активации. Эта нейронная сеть не будет содержать никаких порогов. Тренировочные данные состоят из изображений размером 28*28 пикселей с рукописными цифрами от 0 до 9 из набора данных MNIST. Технически, мы могли бы выбрать любые два веса из 784*50+50*500+500*10 = 69.200 весов, используемых в нашей сети, но я произвольно решил выбрать веса w250,5 (2) и w251,5(2), соединяющие 250-й и 251-й узлы второго скрытого слоя с шестым выходным нейроном, соответственно. Шестой выходной нейрон предсказывает, можно ли на данном изображении увидеть цифру '5'. Следующий рисунок схематически изображает архитектуру нейронной сети, с которой мы собираемся работать. Для простоты и понятности некоторые связи между нейронами – и большинство подписей с весами – были намеренно опущены. На Python'е мы сначала импортируем набор данных MNIST. Поскольку рукописные цифры в этом наборе представлены в виде изображений с градациями серого цвета, мы можем нормализовать наши входные данные, преобразовав значения пикселей из диапазона 0-255 к диапазону 0-1. разделив эти значения на 255. Чтобы создать ландшафты потерь, мы собираемся нарисовать трехмерный график потерь по отношению к двум упомянутым выше весам w250_5(2) и w251_5(2). Чтобы это сделать, мы должны определить функцию потерь среднеквадратичной ошибки по отношению к весам w_a и w_b. Потери нашей модели равны средней сумме квадратичных ошибок между предсказаниями модели и истинными значениями для каждого из 10 выходных нейронов. Для N примеров эта функция будет выглядеть так: Здесь y и pred представляют, соответственно, матрицы актуальных и предсказанных значений y. Предсказанные значения рассчитываются прямым проходом входных данных по нейронной сети до выходного слоя. Выход каждого слоя служит входом для следующего слоя. Входная матрица умножается на матрицу весов соответствующего слоя. После этого применяется функция сигмоиды для получения выхода данного конкретного слоя. Эти матрицы весов инициализируются небольшими случайными числами с помощью генератора псевдо-случайных чисел numpy. Используя инициализацию (seed), мы можем обеспечить воспроизводимость данных. После этого мы заменяем два веса, которым разрешено изменяться, аргументами w_a и w_b. На Python мы можем реализовать функцию потерь следующим образом: Чтобы создать картинку, мы определяем диапазон значений наших весов и строим ячеистую сеть для получения всех возможных комбинаций значений весов w_a и w_b. Для каждой пары w_a и w_b нашей сети мы рассчитываем потери с помощью нашей функции потерь. После этого мы, наконец, можем создать ландшафт функции потерь: Рисунок 3 изображает два примера ландшафтов функции потерь для одних и тех же весов (w250_5(2) и w251_5(2)) и одинаковых начальных значений всех весов. Левый ландшафт был построен на первых 100 изображениях из набора данных MNIST, а правый – на первых 10.000 изображениях. При ближайшем рассмотрении левого графика там можно увидеть типичные особенности невыпуклых поверхностей: локальные минимумы, плато, хребты (иногда называемые "седловыми точками") и "глобальный" минимум. Однако термин "минимум" следует использовать осторожно, поскольку мы видели лишь небольшой набор значений, и не проводили анализ производной. Градиентный спуск Эти "географические барьеры" – полная противоположность выпуклым и гладким ландшафтам функции потерь, которые можно увидеть для линейной регрессии или логистической регрессии. Считается, что эти "барьеры" замедляют или даже препятствуют достижению глобального минимума методом градиентного спуска, и, следовательно, оказывают негативное влияние на качество модели. Чтобы исследовать это явление, я решил анимировать градиентный спуск для данного ландшафта функции потерь из трех различных "стартовых позиций". Градиентный спуск, в целом, заключается в обновлении параметров модели (в данном случае – весов) в соответствии со следующим уравнением: Здесь Delta J представляет градиент функции потерь, w – веса всей модели, e представляет текущую эпоху обучения, а aplha – скорость обучения. Поскольку оба веса в нашем примере соединяются с выходным слоем нейронной сети, достаточно получить частные производные по этим весам для последнего слоя. Чтобы сделать это, мы применяем цепное правило и получаем следующее: Здесь wij определяется как вес между j-м узлом предыдущего слоя и i-м узлом текущего слоя, которым в нашем случае является выходной слой. Вход i-го нейрона выходного слоя обозначен просто как ini(2), что эквивалентно сумме активаций предыдущего слоя, умноженных на соответствующие веса связей, ведущих к этому узлу. Выход i-го нейрона выходного слоя обозначен как outi(2), что соответствует сигмоиде(ini(2)). Решая приведенное выше уравнение, мы получаем: Здесь outj(1) соответствует активации j-го узла предыдущего слоя, соединенного с i-м нейроном выходного слоя связью с весом wij. Переменная targeti соответствует целевому выводу каждого из 10 нейронов выходного слоя. Возвращаясь к Рис. 2, outj(1) будет соответствовать активации h250 или h251, в зависимости от веса, по которому мы хотим рассчитать частную производную. Прекрасное объяснение обратного распространения (backpropagation), включая математические детали дифференцирования, можно найти здесь. Поскольку выход нейронов выходного слоя эквивалентен предсказаниям всей нашей нейронной сети, мы используем удобное сокращение pred в следующем коде. Поскольку концентрация на одном конкретном узле может привести к коду, сводящему с толку, мы будем придерживаться уже взятого принципа использовать матрицы весов и перемножение матриц для одновременного обновления всех весов выходного слоя. Наконец, мы будем обновлять только те два веса выходного слоя, которые собирались обновлять с самого начала. На Python'е мы реализуем наш алгоритм градиентного спуска только для двух весов следующим образом: Поскольку мы обновляем только два веса из многих тысяч весов модели, потери будут падать лишь незначительно, несмотря на сравнительно высокую скорость обучения alpha=10. Это также является причиной того, что веса, которые мы собирались изменять, существенно меняются, тогда как остальные веса меняются лишь незначительно при обновлении весов всей модели. Теперь мы можем анимировать три траектории градиентного спуска для трех различных начальных точек. Как и ожидалось, невыпуклость ландшафта функции потерь делает возможными различные пути градиентного спуска в зависимости от начальных значений наших двух весов. Это приводит к различным значениям функции потерь после заданного количества эпох, и, следовательно, разному качеству моделей. Контурный график предлагает другой взгляд на ту же функцию потерь. Обе анимации иллюстрируют, что при невыпуклом ландшафте функции потерь градиентный спуск может "зависнуть" на локальном минимуме, седловой точке или плато. Для преодоления некоторых из этих проблем было изобретено множество вариантов градиентного спуска (ADAGRAD, Adam и т.д.) Однако я хочу разъяснить, что не все ландшафты функции потерь сильно невыпуклые в заданном диапазоне значений w_a и w_b. Выпуклость функции потерь зависит, среди прочего, от количества скрытых слоев – у глубоких нейронных сетей ландшафт функции потерь обычно сильно невыпуклый. Я решил создать несколько произвольных ландшафтов функции потерь путем изменения числа, инициализирующего генератор случайных чисел. На этот раз веса, которым разрешено меняться, находятся на втором скрытом слое (код). Репрезентативная выборка ландшафтов функции потерь, которые я встретил, применяя этот подход, показана ниже. Размеры выборки и индексы весов, обозначенных как w_a и w_b, указаны в подписях рисунков. Визуализация ландшафта функции потерь может быть полезна для лучшего понимания теории, лежащей в основе нейронных сетей, и потенциальных недостатков различных алгоритмов оптимизации. На практике, однако, фактическая значимость локальных минимумов, плато и хребтов по-прежнему является предметом споров. Некоторые авторы утверждают, что локальные минимумы в пространствах с большим количеством измерений встречаются очень редко, и что седловые точки могут представлять даже большую проблему для оптимизации параметров, чем локальные минимумы. Другие источники даже предполагают, что минимизация функции потерь до локального минимума является достаточной и может предотвратить переобучение. Полный блокнот с исходными текстами визуализации можно найти в моем GitHub'е. Ссылки База рукописных цифр MNIST (Янн ЛеКун, Коринна Кортес и Крис Буржс).
Приложение Источники Источник: proglib.io Комментарии: |
|