Семиотическая многомерность. Вячеслав Рубский |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-12-19 21:37 Семиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. Ересь — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению. Таким образом, представители двух разных течений религиозного учения могут взаимно обвинить друг друга в ереси. Семиотический дискурс исходит из той предпосылки, что человек не проникает в более высокую реальность, чем культурные конвенции о реальности, как мировоззренческой модели. Если всецело ограничиться постулатами семиотических исследований, онтологизирующих бинарные оппозиции в качестве универсальной структуры познания, то мы придём к тому, что семиотический дискурс вовлекает нас в определённое состояние ума, изучающего знаковую систему, которую отчасти и создаёт. «Семиотика сама является идеологией, навязывающей узкое и исключительное мировоззрение своим незадачливым адептам», – пишет Е. Горный, обвиняя Р. Барта и Ж. Дерриду. Эпистемологическая когнитивная карта Античности, Средневековья и даже Нового времени обладала такой характеристикой, которой уже почти нет в современном пространстве мышления. Система мышления и определённость категориального аппарата предыдущих эпох делали возможным выявление конкретных критериев истинности, святости, греховности, красоты и уродства всех феноменов этого мира. Так, например, в любом селе и городе не представляло гносеологических трудностей определить первую красавицу, еретика или победителя в публичном диспуте. Такая ситуация возможна только в той парадигме, которая установила относительную точность терминов, категорий и прочих знаков когнитивной нормативности. Мы можем охарактеризовать Античность и средневековую Европу как цельные смысловые континуумы. Данные эпохи при всей разности теологических, космологических и философских воззрений имели монохромную семиотическую систему, которая исключала противоположные или противоречивые суждения об одном и том же в рамках одной культуры. Формальные оппоненты находились в ситуации поиска оснований своих суждений, и количество этих оснований было исчислимо и ограничено. Это и делало возможной победу в философском или богословском споре. Однако начиная со времени географических открытий, положение общепризнанных категорий становится всё более зыбким. Если в предыдущие эпохи правота победителя в споре была почти очевидным явлением, то век просвещения, а затем и ХIX век сделал возможным аргументационное равенство нескольких мировоззренческих утверждений. В одном семиотическом поле стали умещаться несколько одинаково обоснованных систем мысли: теизм, атеизм, деизм, позитивизм и т.д. Это стало возможным не потому, что ослабла церковно-государственная репрессивная система. Мыслящее религиозное сообщество всё с большим трудом находило единственно верное суждение по тому или иному вопросу. Либерализм Возрождения во многом исходил из папского двора (например, известный меценат искусства папа Юлий II). Окончательные суждения о еретиках и ересиархах церковных спикеров и теологов становятся всё менее убедительными. Дробятся богословские школы, появляются новые направления и стили богословствования. В этом отношении особенно ярок ХХ век, в котором последним идеологическим оплотом единой правильной точки зрения оставалась наука. Но научная эпистемология в лице Т. Куна открыла существование парадигмальных миров, в лице К. Поппера и И. Лакатоса – конкуренцию и сосуществование эпистемологических пространств логики научных исследований. В лице С. Тулмина условность универсальной теории аргументации и доказательности, а в лице П. Фейерабенда потрясший ХХ век «эпистемологический анархизм». Развитие практических направлений философии, а особенно психологии в ХХ веке, раскрыло этот громкий тезис П. Фейерабенда как нельзя лучше. «Всё работает» на практике и всё сходится в теории каждой из десятка школ психологии. Бихейвиоризм, психоанализ, логотерапия, гештальт-терапия, индивидуальная, аналитическая, экзистенциальная, гуманистическая, системно-векторная психология и т.д. – все они реализуются на практике как когерентные, терапевтичные, полезные и востребованные для своей целевой аудитории. То же самое относится и к религиозным направлениям и практикам. Каждая секта, традиционное и новое религиозное движение позиционирует на социальном рынке свой смысловой континуум, внутри которого все его доказательства валентны и респектабельны, все его практики «работают». Какими бы дикими и ненаучными ни казались теории и практики маргинальных и популярных движений, это не умаляет того факта, что в рамках их семиотического поля всё предстаёт удовлетворительным. Тогда как вне этих рамок (т.е. для аудитории, находящейся в другом семиотическом мире) все те же тезисы не кажутся хоть сколько-нибудь убедительными, а практические рекомендации – эффективными. Например, так называемая «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) или иудео-христианская корпорация «Свидетели Иеговы» насчитывают миллионы адептов. В конкуренции мировоззрений огромная численность искренних приверженцев той или иной «истинной картины мира» снимает факт «это работает!» как валентный аргумент против другой системы знаков и значений и нивелирует ситуацию до всеобщего равенства мировоззренческих оснований. Комментарии: |
|