Острые предметы: что такое селфхарм и почему люди намеренно вредят себе |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-12-28 20:25 Селфхарм, или намеренное самоповреждение, окружено мифами. Психологи начали его изучать совсем недавно. Что ученым известно о нем сегодня, как связаны физическая боль и психологическое состояние человека и почему некоторые виды селфхарма общество осуждает, а некоторые поощряет, разбирается журнал «Нож». Что считать самоповреждением? Официальное название селфхарма — «несуицидальное самоповреждение» (non-suicidal self-injury, NSSI), что означает осознанные попытки навредить своему телу без намерения совершить самоубийство. Чаще всего это самостоятельно нанесенные порезы, синяки и ожоги. Определение возникло не так давно, поэтому эксперты еще не сошлись во мнениях о том, какие действия включать в понятие NSSI и где тут проходит граница психологической нормы. Врачи очерчивают рамки «намеренного самоповреждения» максимально широко. Международная классификация болезней (МКБ) рассматривает его в разделе «внешние причины заболеваемости и смертности» вместе с нападениями и ДТП и относит к NSSI практически всё, что способно навредить нашему телу. Согласно Международной классификации болезней селфхарм — это не только порезы (каттинг), ожоги и удары, но и злоупотребление алкоголем, наркотиками и лекарствами, отказ от пищи или воды, навязчивое стремление выдергивать волосы на голове и теле (трихотилломания), расцарапывание кожи (дерматилломания), контакт с горячими предметами, прыжки с высоты и даже укусы животных, от которых человек не пытается уклониться. Британский Национальный институт здравоохранения (NICE) предлагает немного сузить рамки и исключает из списка самоповреждений переедание, голодание или перебор с алкоголем. Модификации тела — например, татуировки или пирсинг — сегодня тоже не принято рассматривать как селфхарм. Еще один подход предлагает разделить самоповреждения на непосредственные (direct self-harm) и косвенные (indirect self-harm), поместив во вторую группу нарушения питания и злоупотребление различными веществами. Зачем вообще проводить какие-то границы и в принципе изучать это явление? Психологи называют несколько причин. Количество людей, склонных к самоповреждению, в последние годы растет. А вместе с ним растет предубеждение окружающих — селфхарм стигматизирован намного сильнее, чем другие добровольные действия, связанные с болью (например, татуировки), и осуждение общества влияет на качество жизни тех, кто практикует NSSI. Кроме того, самоповреждающее поведение может быть связано с повышенной вероятностью самоубийства в будущем. Учитывая, что суицид ежегодно становится причиной сотен тысяч смертей, ученые отслеживают все факторы риска. Впрочем, стоит уточнить, что эта взаимосвязь есть далеко не всегда, а членовредительство само по себе не является попыткой самоубийства. Кого это касается? Селфхарм часто считают исключительно молодежным явлением, но это неверно: физическая аутоагрессия возможна в любом возрасте. Впрочем, подростки и молодые взрослые действительно вредят себе чаще, чем представители других возрастных групп: к NSSI прибегали как минимум 10 % молодых людей в мире, иногда исследователи говорят о 20–30 %. Оценки разнятся в зависимости от того, что считать «настоящим» добровольным самоповреждением — относим ли мы к нему, например, намеренное голодание или укусы животных. Возрастных рамок у селфхарма практически нет. Воспитатели британских детских садов замечали склонность к самоповреждению даже у трехлетних малышей, дошкольники часто царапают себе руки или бьются головой о стены. Членовредительство встречается и у пожилых людей — например, в одной из британских больниц в конце 1980-х годов 5,4 % пациентов, наносивших себе увечья, были старше 65 лет. Женщины вредят себе чаще, чем мужчины, и в подростковом, и во взрослом возрасте. Они чаще выбирают «классическую» форму селфхарма — порезы; юноши обычно прибегают к другим способам, например, ударяются о стену всем телом. Гомосексуальность и бисексуальность повышают риск NSSI вне зависимости от пола. Всё легально: самоповреждение, разрешенное обществом Определения NSSI настолько широки, что возникает вопрос: как быть с практиками, которые включают те же элементы самоистязания, но при этом стали давней традицией — например, издавна входят в религиозные ритуалы. Несмотря на внешнее сходство, их не рассматривают как медицинскую проблему и осуждают намного меньше, чем селфхарм. «Умерщвление плоти» — важный элемент многих религий. Его методы сложно отличить от «классического» селфхарма: верующие так же наносят себе увечья и отказываются от необходимого. Такие практики, вроде христианских строгих постов или индуистских экадаши (дней аскезы), легко вписываются в жизнь современного горожанина. Но до наших дней дожили и куда менее привычные ритуалы — например, процессии флагеллантов («бичующихся»). Впервые они прошли по улицам Европы в XIII веке, а сегодня такие шествия можно увидеть и за пределами Старого Света, в том числе на Филиппинах. В прошлом целью публичного самобичевания было покаяние и отпущение грехов. Сегодня участие в процессии еще и дань традиции. Каждые семь лет флагелланты в скрывающих лица капюшонах проходят по улицам итальянской коммуны Гуардия-Санфрамонди в память о чудесном обретении местной святыни, статуи Девы Марии. Ритуалы самоистязания есть и в некоторых направлениях ислама, они входят в шиитский обряд татбир. И у христианской, и у мусульманской традиции самобичевания есть критики, но небольшие группы верующих повторяют эти обряды из года в год. Еще одна сфера, где самоповреждение считается вполне допустимым, — ритуалы инициации, в том числе обряды посвящения подростков. Например, юноши бразильского племени сатере-маве во время обряда надевают специальные рукавицы, полные ядовитых муравьев, и должны несколько минут терпеть болезненные укусы. Такой обряд служит символическим очищением перед переходом в новый статус или доказывает, что испытуемые способны контролировать свои реакции. Самоповреждение часто входит и в новые, стихийно возникающие ритуалы посвящения: такое поведение часто отмечали у тех, кто впервые попал в закрытое учреждение (например, в школу-интернат или армию). Иногда селфхарм решает чисто практические задачи — к примеру, помогают уклониться от военной службы, хотя в большинстве стран это преследуется по закону. Ученые считают, что разница между «социальным» самоповреждающим поведением и NSSI состоит в намерениях того, кто наносит себе увечья. Селфхарм часто направлен на личные цели, связанные с психологическим состоянием: судя по опросам, большинство людей прибегают к нему, чтобы регулировать эмоции, с которыми не удается справиться по-другому. Разрешенные обществом практики работают иначе: они помогают человеку обозначить свой статус среди окружающих и почувствовать себя частью социальной группы. У них могут быть и другие задачи (например, чисто религиозные), но социальная составляющая всё равно остается важной. Селфхарм с точки зрения психологии Самоповреждающее поведение медицина начала изучать в конце XIX века. Тогда американские врачи Джордж Гульд и Уолтер Пайл описали несколько случаев аутоагрессии среди молодых женщин — пациентки регулярно втыкали в кожу иглы и булавки. Гульд и Пайл ставили пациенткам популярный тогда диагноз «истерия», не выделяя самоповреждение как отдельную проблему. В ХХ веке психологи и психиатры начали рассматривать селфхарм как самостоятельное расстройство. В 1910-х его часто рассматривали с точки зрения психоанализа. Сторонник этого подхода Л. Юджин Эмерсон считал порезы своих пациентов символической заменой мастурбации. Психиатр Карл Меннингер в 1930-е подчеркивал, что членовредительство локально, оно часто направлено только на определенную часть тела, а не на весь организм. Он называл такое поведение частичным суицидом и считал, что оно позволяет предотвратить «полное» самоубийство. В 1960-е психиатр Пин-Не Пао (Ping?Nie Pao) разделял увечья на «легкие» и «тяжелые»: первые он связывал с состояниями на грани расстройства психики, вторые — с депрессией, отягощенной психотическими симптомами. Сейчас селфхарм не считается психическим расстройством, хотя и может сопровождать некоторые из ментальных расстройств. Большинство психологов рассматривает его как неадаптивную копинг-стратегию — такой способ справляться (to cope) со стрессом, который помогает лишь ненадолго, маскируя самые острые проявления основной проблемы. Судя по опросам самих селфхармеров, распространенные причины самоповреждений — желание справиться с негативными эмоциями (более 90 % случаев) и, иногда одновременно с этим, потребность наказать себя за что-то (около 50 % случаев). Опросы также разрушают распространенный миф, согласно которому членовредительство — попытка привлечь к себе внимание: эту причину респонденты называли очень редко (впрочем, она может быть вытесняемой мотивацией). Психологи Мэттью Нок и Митч Принстейн изучили дневники людей, прибегавших к членовредительству, и разработали четырехфакторную теоретическую модель самоповреждающего поведения. Она построена на понятиях положительного и отрицательного подкрепления: в первом случае за определенное поведение человек получает «награду», во втором — избавление от того, что доставляет дискомфорт. Оба подкрепления могут проявляться двумя путями — внутриличностно, воздействуя на эмоции самого человека, и межличностно, отражаясь на отношениях с окружающими. Внутриличностное положительное подкрепление может быть таким: человек прибегает к селфхарму, чтобы избавиться от состояния апатии, возникающего при депрессии, и почувствовать хоть что-нибудь. Несмотря на вред самоповреждения, он получает положительное подкрепление, ведь изначальная цель достигнута. Об отрицательном подкреплении можно говорить, если человек наносит себе увечья, чтобы избавиться от какой-то эмоции — к примеру, дать выход гневу. Гормоны и боль: нейробиология самоповреждения Нейронаука считает, что регулирование эмоций — это лишь фасад селфхарма. За проявлениями, которые можно отрефлексировать, скрываются механизмы, которых мы не осознаем, — и кто знает, какой из факторов влияет на наше поведение сильнее. Люди, склонные к самоповреждающему поведению, часто имеют высокий уровень эмоциональной реактивности: они реагируют на негативные эмоции (страх, гнев, стыд или вину) сильнее, чем окружающие. Еще они в среднем менее устойчивы к стрессу, зато лучше переносят боль. Это подтвердили с помощью теста cold pressor task: добровольцев с опытом селфхарма и без него попросили держать руки в ледяной воде до тех пор, пока боль не станет невыносимой. Люди, склонные к самоповреждениям, могли переносить боль дольше и воспринимали ее слабее, чем контрольная группа. В числе «лидеров» оказались те, кому, судя по результатам других тестов, было труднее всего справляться со своими эмоциями. Откуда же берется склонность к селфхарму? Ученые уже выявили несколько возможных причин. Во-первых, под подозрение попали сбои в серотонинергической системе мозга. В эту систему входит множество нейронов, наиболее чувствительных к нейромедиатору серотонину — это вещество влияет на нашу память и сообразительность, а также регулирует сон, аппетит и либидо. Еще серотонин помогает держать под контролем агрессивное поведение, и не важно, на кого оно направлено — на других или на самого себя. Несколько экспериментов показали, что снижение уровня серотонина подталкивает к аутоагрессии. Этот эффект замечали не только у людей, но и у обезьян: например, макаки-резусы с низким уровнем этого вещества чаще кусают себя или наносят себе небольшие раны. Другие ученые считают, что селфхарм — это настоящая зависимость сродни наркотической. Самоповреждения могут возникать из-за недостатка в организме эндогенных опиоидных пептидов, в том числе знаменитых эндорфинов. Они работают как обезболивающее и влияют на настроение, а в союзе с другими соединениями, которые вырабатывает сам организм, могут подарить настоящую эйфорию. В 2010 году выяснилось, что людям, часто практикующим селфхарм, не хватает как минимум двух опиоидов — бета-эндорфина и мет-энкефалина. При травмах тело активно вырабатывает опиоидные пептиды, чтобы выдержать боль, — возможно, на это ощущение и подсаживаются люди, склонные к частому самоповреждению. «Лечить» или нет? Если самоповреждение — способ так или иначе справиться с лишним стрессом, нужно ли вообще рассматривать селфхарм как проблему, требующую психологической помощи? В пользу этого есть несколько доводов. Во-первых, исследования показывают, что самоповреждения могут быть связаны с некоторыми ментальными расстройствами (например, пограничным расстройством личности или депрессией) или повышенным риском самоубийства в будущем. Если у человека есть несколько предпосылок суицидального поведения, селфхарм — это тревожный сигнал, который специалист не может упустить: слишком высоки ставки. Впрочем, большинство людей, практикующих NSSI, никогда не задумывались о самоубийстве. В группу риска попадают те, кто столкнулся сразу с несколькими факторами риска. Среди них — число эпизодов членовредительства (больше 20), постоянные конфликты с близкими, эмоциональные травмы в прошлом и ряд ментальных расстройств, в том числе депрессивное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Во-вторых, самоповреждение и его последствия образуют порочный круг. Эпизод селфхарма помогает снять долго копившееся напряжение, но эффект длится недолго: облегчение быстро сменяется ощущениями вины, стыда или отвращения к себе. Если проблемы, которые привели к аутоагрессии, никуда не делись, то эти эмоции запускают следующий цикл и всё повторяется. Когда самоповреждающее поведение зацикливается, помогает психотерапия. Самым эффективным направлением считается поведенческая (бихевиоральная) психотерапия и ее ответвления: диалектическая поведенческая терапия (DBT), которую разработали для людей с пограничным расстройством личности, а также специальная разновидность для подростков DBT-A. Хорошие результаты показывают популярная когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и относительно молодая MBT-терапия (психотерапия с опорой на ментализацию). Не менее важны и «простые» методы. Например, специалисты клиники Мэйо, одного из крупнейших медицинских центров в мире, рекомендуют выяснить, в каких ситуациях у человека возникает потребность себе навредить, и заранее продумать, как переключить внимание. Не все проявления склонности к самоповреждению стоит рассматривать как медицинскую проблему. Так считают, например, датские психологи, опросившие более 5000 школьников. Как мы помним, некоторые ученые включают в число селфхарма непрямые формы самоповреждения — например, злоупотребление выпивкой. Но некоторые респонденты датчан говорили, что воспринимают обилие алкоголя как часть «культуры старшей школы», а не как попытку намеренно себе навредить. Также, согласно датским ученым, четверть подростков, имеющих опыт NSSI, ограничились одной попыткой и в дальнейшем никогда не возвращались к самоповреждению. Другие исследователи предлагают посмотреть на селфхарм как на социальную проблему, избегая излишней медикализации. Например, американские социологи Патрисия А. Адлер и Питер Адлер рассматривают его как «добровольно выбранное девиантное поведение». Наука всерьез начала исследовать селфхарм на рубеже 1990-х и 2000-х, в этой области нас наверняка ждет еще много открытий. Сегодня ученые и врачи сходятся в одном: самоповреждение — это способ справиться со стрессом и лавиной эмоций, поэтому окружающим в первую очередь стоит придерживаться принципа «не навреди». Отсутствие осуждения, доверие и готовность обсудить всё, что волнует, — пожалуй, главное, что нужно в такой ситуации. Источник: knife.media Комментарии: |
|