Особенности высших психических функций при различных нарушениях речи:

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


ВОСПРИЯТИЕ. Отмечается недостаточность сформированности целостного образа предмета, при этом, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы.

Наблюдаются трудности в восприятии образа предмета в усложненных условиях:

- увеличивается время принятия решения,

- неуверенность в правильности ответов,

- отмечаются ошибки опознания.

При перцептивных действиях используется метод примеривания к эталону, ориентируясь не на их форму, а на цвет.

Проявляется бедность и недифференцированность зрительных образов, нарушения восприятия формы, инертности и непрочности зрительных следов, слабость пространственных представлений, несформированность фонематического восприятия.

ВНИМАНИЕ. Характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Выполнение решения задач носит репродуктивный характер.

Произвольное внимание в зависимости от модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто не сформированы или значительно нарушены.

Особенности произвольного внимания ярко проявляются в характере отвлечений - наблюдается снижение концентрации, переключения, распределения, объема и устойчивости внимания.

ВООБРАЖЕНИЕ. Отмечается снижение мотивации в деятельности и познавательных интересов, бедный запас общих сведений об окружающем мире, отсутствие целенаправленности в деятельности, несформированность операционных компонентов, сложность в создании воображаемой ситуации, недостаточную точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

В игре предпочтение отдается бытовой тематике, характер стереотипный, мало обогащенные сюжеты, неустойчивый замысел.

В творческой деятельности (рисовании) отмечается копирование образцов и предметов ближайшего окружения, повторение собственных рисунков или отклонение от задания. Свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.

ПАМЯТЬ. Объем зрительной памяти соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур; преобладание смысловой памяти над механической, снижение функции слуховой памяти; низкий уровень отсроченного воспроизведения и продуктивности запоминания; относительная сохранность смыслового, логического запоминания.

Слухоречевая память при воспроизведении фраз выражена низким запоминанием, высокой тормозимостью слухоречевых следов, низкой прочностью и точностью запоминания.

МЫШЛЕНИЕ. При наличии полноценных предпосылок для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности овладения анализом, синтезом, сравнением.

Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего, умозаключением по аналогии, требуется специальное обучение.

РЕЧЬ. Особенности игровой деятельности: на первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность.

Особенности учебной деятельности: недостаточность формирования лексико-грамматической или/и звуковой стороны речи сказываются на нарушении письма и чтения. Нарушенными могут быть как способы овладения чтением, так и темп чтения, а иногда и понимание прочитанного. В процессе чтения отсутствует контроль за собственными ошибками, ошибками своих сверстников. Отмечаются трудности анализа образца, сопоставление написанного с печатным текстом.

Особенности трудовой деятельности: отражается на социальной активности и деятельности личности, может стать причиной тяжелых переживаний (нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Тяжелые формы речевых нарушений (например, сложная дислалия или заикание) могут стать помехой при выборе профессии.

Обращаем Ваше внимание, что при любой речевой задержке необходима консультация специалиста! Не теряйте время?

Комментарии: