Концепция трансгуманизма Ника Бострома

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-09 17:00

Трансгуманизм

В 80-х годах XX столетия на арене научной жизни появилось новое философско-футурологическое учение - трансгуманизм . Становление нового направления было объективно обусловлено развитием общества, появлением различного рода экологических угроз и катастроф, неумением человека управлять созданной им техникой, что привело к ухудшению здоровья человека, его генофонда. Вследствие активного воздействия человека на окружающую среду оказались под угрозой сами основы бытия человека.

Позиции учёных в вопросе о роли техники в будущем развитии общества неоднозначны. Одни из них, сторонники концепции постиндустриализма, стоящие на позициях оптимистического направления (Р. Арон, Ж. Белл, Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, Э. Тоффлер, Ж. Фурастье), связывали будущее человечества с заменой человеческого труда техникой, считали, что техника, научно-техническая революция будут способствовать улучшению качества жизни, условий жизнедеятельности как отдельного человека, так и человечества в целом. Представители пессимистического направления в рамках концепции постиндустриализма доказывали, что техника приведёт к ухудшению качества

жизни, истощению природных ресурсов, снижению уровня социального благосостояния (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Мишан, Л. Мэм-форд, Ф. Розак, Б. Скинер, Ю. Хабермас, члены Римского клуба, Э. Фромм и др.). Развитие техники, её активное внедрение во все сферы жизнедеятельности общества и личности привели, по мнению ряда учёных (У. Бек, И. В. Бестужев-Лада, В. И. Данилова-Дани-льян, Г. Г. Дилигенский, Н. Н. Моисеев, А. Гид-денс, Н. Луман, Н. Н. Моисеев, А. И. Субетто и др.), к появлению общества риска. С одной стороны, в этом обществе существует высокоразвитое производство, современный уровень развития науки, научно-технический прогресс. С другой - оно порождает риски, опасные для человека, меняет его мировоззрение, ценности, традиции.

Согласно идеям трансгуманизма только техника может внести фундаментальные изменения в жизнь человека, создать условия для эволюции вида Homo Sapiens в постчеловека. Как считают отдельные представители этого учения, сделать это просто необходимо, иначе современное общество погибнет. В настоящее время учёные обращают внимание на то, что в отличие от рисков, порожденных самой природой, которыми можно управлять, современные риски неуправляемы, что ещё в большей степени актуализирует проблемы, связанные с сохранением человека.

Методологическую основу исследования составляют принципы системного, структурно-функционального, сравнительно-исторического подходов. Системный подход позволил выявить структурные компоненты концепции трансгуманизма, взаимосвязь между ними. Структурно-функциональный подход был использован в процессе исследования нанотехнологий, их функций, видов и форм. Использование структурно-функционального и системного подходов дало возможность выделить основные элементы концепции трансгуманизма, раскрыть взаимосвязь между ними, дать характеристику технологиям улучшения качества жизни, обосновать роль реинжиниринга в управлении качеством жизни. Сравнительно-исторический подход был использован в процессе при выделении факторов и условий становления и развития трансгуманизма. Сравнительно-исторический подход позволил осуществить сравнение различных подходов, научных концепций, ставящих задачу обеспечения достойного качества жизни.

Результаты исследования и их обсуждение. В документе «Эволюция 2045» отмечается, что преобразование человека «означает изменения его сознания, формирование новых смыслов, ценностей и целей жизнедеятельности, которые раздвинут горизонты разума, ограниченного биологическим и земным способом существования, откроют небывалые перспективы возвышения человечности, познания, творчества и силы духа»1. Все эти процессы привели к появлению различных философских, психологических, футурологических, социологических концепций, стремящихся определить пути развития человечества. Одной из таких концепций является трансгуманизм, который считает, что основным механизмом, детерминирующим процесс эволюции человека, может стать искусственный интеллект. Проблемы создания искусственного интеллекта давно находятся в центре внимания учёных. В своё время О. Этциони, директор Института искусственного интеллекта, крупнейший специалист в области изучения компьютерных технологий, опубликовал результаты опроса, проведённого с целью выяснения мнения учёных относительно будущего искусственного интеллекта. Респондентами в данном исследовании были учёные, занимающиеся проблемами искусственного интеллекта (около 200 чел.).

По результатам опроса «двадцать из опрошенных уверены, что искусственного интеллекта не удастся никак достичь. Около десятка специалистов посчитали, что искусственный интеллект догонит человеческий в ближайшем будущем, а остальные верят в достижение суперинтеллекта, но в далёком будущем. Опрос был анонимным, но открыто высказали своё мнение полсотни участников, среди которых были умнейшие люди современности». Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что среди учёных нет единого мнения о роли и месте искусственного интеллекта в формировании будущего человечества.

В то же время многие учёные, соглашаясь с тем, что создание искусственного интеллекта - дело далёкого будущего и понимая необходимость преобразования человека, формирования технологий управления техникой, пишут о необходимости создания симбиотического интеллекта. Впервые о симбиозе человека и машины заговорили представители механистического материализма (Р. Декарт, Ж. О. Ламетри и др.), что нашло отражение в произведении Ж. О. Ламетри «Человек-машина». Симбиотический интеллект трактуется современными учёными «как совокупность естественных и искусственных систем, как продукт технологических и биологических составляющих, которые представляют собой отражение современных тенденций социума...». По мнению учёных, будущее человечества связано с этим видом интеллекта, поскольку именно в нём происходит взаимодействие составляющих современного социума: человека и техники в социально-технологически организованной среде.

Таким образом, обсуждая вопросы сохранения человечества, учёные предлагают различные технологии: клонирование, искусственный интеллект, симбиотический интеллект, нанотехнологии, моделируемая реальность, реконструкция мозга. Ф. Фукуяма называет следующие: «технологии манипулирования с мозгом человека; нейрофарма-кологические воздействия, т. е. применение лекарственных препаратов, позволяющих модифицировать эмоции и поведение человека; разнообразные технологии, направленные на существенное продление жизни человека; технологии генной инженерии, с помощью которых может осуществляться самая радикальная переделка человека».

Среди выделенных технологий особое место принадлежит искусственному интеллекту. Большинство учёных, занимающихся данной проблематикой, о чём речь шла выше, уверены, что только искусственный интеллект сохранит человеческий социум. В отличие от данной точки зрения Н. Бо-стром, основатель Всемирной ассоциации трансгуманистов, доказывает, что искусственный интеллект может уничтожить человечество. Идеи трансгуманизма получили реализацию в созданном учёным Институте этики и новых технологий, Институте будущего человечества, Центре стратегических инициатив. Основные положения концепции трансгуманизма Н. Бострома изложены в работе «Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии». В центре внимания учёного - вопросы динамического развития искусственного интеллекта, варианты стратегического выбора, которыми он будет обладать в сравнении с человеческим разумом и которые могут стать приоритетными и решить судьбу человека. В своих работах Н. Бостром обращается к истории становления и развития трансгуманизма.

Трансгуманизм в понимании учёного -это философско-культурологическое учение, которое направлено на изменение положения человека, что предполагает остановку процесса его старения, увеличение умственных, физических и психологических возможностей человека, путём использования современных технологий, обеспечения достойного качества жизни. Ник Бостром трактует качество жизни «как личную свободу, как умение человека осознанно изменять себя и свою жизнь в соответствии со своими информированными желаниям», причём всё это базируется на использовании личностью нанотехнологий. Качество жизни - субъективная оценка человеком собственного благополучия, которая детерминируется группой внутренних и внешних факторов.

Результат эволюции социума - появление «постчеловека» (потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком). Постчеловек, согласно Н. Бострому, обладает следующими чертами: огромные физические и умственные возможности, совершенная память, красота, отсутствие усталости, скуки. Следствием развития нанотехнологий будет появление сверхразума, который может стать последним изобретением человека. #Сверхразум сам самостоятельно будет определять тенденции и технологии научно-технического прогресса. Н. Бостром обращает внимание на то, что результаты развития сверхразума могут иметь позитивные и негативные последствия. К позитивным моментам использования транстехнологий учёный относит повышение уровня жизни, увеличение продолжительности здоровой жизни, повышение эффективности общения, более рациональное управление, уменьшение воздействия техники на природу, улучшение положения бедных, рост количества продуктов питания.

Исследователь согласен с тем, что использование современных технологий приведёт к перенаселению планеты, истощению природных ресурсов, ухудшению качества жизни. Н. Бостром, обращаясь к этой проблеме, приводит множество фактов, свидетельствующих о том, что применение нанотехнологий как в обыденной жизни людей, так и в профессиональной способствует напротив улучшению качества жизни. Сегодня для сохранения природы невозможен возврат к прошлому, доиндустриальным методам производства, невозможно ограничить численность населения, как в своё время предлагал один из представителей Римского клуба Дж. Форрестер в работе «Мировая динамика». «Растущее население вызывает рост индустриализации, рост потребности в продуктах питания и распространение населения по всё большей территории. Но рост производства продуктов питания, промышленных товаров и занимаемой территории способствует не только поддержанию, но и увеличению количества населения. Рост населения с сопровождающими его индустриализацией и загрязнением является следствием циклических процессов, в которых каждый сектор способствует росту других секторов и обеспечивает своё развитие за счёт других. Но со временем рост наталкивается на пределы, налагаемые природой. Почва и природные ресурсы истощаются».

Учёный в своей концепции трансгуманизма предлагает иной путь решения экологических проблем - создание высокотехнологичной промышленности, которая не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду, а главной причиной экологического кризиса считает неэффективные промежуточные технологии.

Соглашаясь с тем, что рост населения может по-прежнему быть проблемой, Ник Бостром пишет о том, что этот процесс необходимо контролировать, поскольку население может расти экспоненциально, а объём природных ресурсов - полиномиально.

По мнению исследователя, использование отдельных технологий, созданных современными учёными, может иметь негативные последствия и может привести к исчезновению человечества. В своей концепции Н. Бостром приводит модели будущего человечества, которые могут быть, если сверхразум будет враждебен человечеству:

- «серая топь - самовопроизводящиеся наномашины случайно выходят из под контроля и пожирают всю биосферу, превращая её в серую топь;

- чёрная топь - умышленно изготовленные разрушительные наномашины;

- сверхразум - плохо запрограммированный сверхразум может захотеть истребить всех людей или даже уничтожить всю разумную жизнь, включая себя.....Сверхразум умственно будет столь чуждым нам и столь превосходящим человеческий разум, что для нас будет очень сложно предвидеть или регулировать его мотивацию и невозможно контролировать его против его воли;

- ядерное и биологическое оружие продолжают оставаться угрозами. Сегодняшних запасов оружия недостаточно, чтобы полностью уничтожить наш вид. Однако вполне возможно, что в будущем с помощью генной инженерии будут созданы ещё более смертельные биологические агенты, чем мы имеем сегодня».

В то же время исследователь уверен, что есть технологии, с помощью которых можно предотвратить гибель человечества. Н. Бостром в своей концепции останавливается на характеристиках нанотехнологий, использование которых оказывает сегодня и окажет в будущем влияние на эволюцию человека. Нанотехнология понимается как производственная технология будущего, обеспечивающая недорогие средства для полного контроля над структурой вещества. К числу таких технологий Н. Бостром относит такие, как виртуальную реальность, реконструкцию сознания, сингулярность, молекулярную нанотехнологию генную инженерию, лекарства для изменения настроения, терапию против старения, #нейроинтерфейс, программы для управления информацией, лекарства для улучшения памяти, носимые компьютеры, экономические изобретения (такие как фьючерсы на идеи, совместная обработка информации, и т. д.) и когнитивные технологии.

Н. Бостром среди нанотехнологий выделяет создание сверхразума, который понимается им как любой разум, значительно превосходящий лучшие умы человечества практически во всех областях, включая научные исследования, житейскую мудрость и социальные навыки.

Однако позиция учёного относительно роли сверхразума в эволюции человека отличается от позиций большинства учёных, считающих искусственный интеллект панацеей от всех современных проблем. Н. Бостром ставит вопрос о двоякой роли искусственного интеллекта: либо уничтожение человечества, либо его эволюция в постчеловека. В данном случае выбор должно сделать само общество.

Комментарии: