Индивидуация, коллективное бессознательное и отличие концепции К.Г.Юнга от Зигмунда Фрейда |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-12-21 02:56 /из моей дипломной работы: «Практика Юнгианского анализа случая Рене Магритта»./ В целом, теория Юнга исходит из того, что, как и всякий человек, художник, творец, будучи в обыденности субъектом разума и автономной воли, в своей творческой практике зачастую оказывается объектом бессознательной стихии своей психики: человек «слеп к тому, что, несмотря на... рациональность..., он одержим «силами», находящимися вне его контроля. Его демоны и боги не исчезли, они всего лишь обрели новые имена». Вначале необходимо заметить, что мотив Юнга не умещается в амбицию ученика, желающего хоть в чём-то превзойти своего учителя. Если многообразие юнговских архетипов и можно отнести к произвольной спекуляции в условиях «коперниканского переворота» психоаналитической революции, то коллективность – это безусловная характеристика бессознательного. В отличие от Фрейда, для которого конфликт между сознанием и бессознательным неустраним, Юнг полагает возможным их примирение путем, если не укрощения демонов, то их приручения. Задача искусства в том, чтобы перекинуть мост к бессознательному, не противопоставить монологичности «Оно» монологичность «Я», а создать атмосферу диалога между сознательной и бессознательной областями души. Аргументом в пользу тезиса о плодотворном диалоге между сознанием и бессознательным является то, что «бессознательные процессы находятся в компенсаторной связи с сознанием», поскольку они «взаимно дополняются до целого - самости». В отличие от Фрейда, который старался всю психическую активность индивида обосновать сексуальностью, Юнг полагал, что при всей её значимости, она не всё, что определяет содержание душевной жизни. В пику Фрейду, центростремительно фокусировавшего источник психической энергии на зоне гениталий, Юнг центробежно расширял месторождение этого ресурса далеко за границы индивидуальной телесности во весь горизонт человеческого присутствия. В юнгианском расширении человеческой идентичности можно видеть идущий от христианства гуманизм сострадания к человеческой судьбе по контрасту с фрейдизмом, который с жестокостью законодателя Яхве приговаривает человека к категорической подотчетности сексуальности, превращающего его в объект, детерминированного несением «зародышевой плазмы». Несовпадение фрейдизма и юнгианства касается и поля интерпретации сновидений и галлюцинаторных видений. Если для Фрейда цель интерпретационного анализа предопределяет задача сведения к либидинальной априорности и неисполненности сексуальных желаний, то Юнг полагает, что сновидения и фантазии – это язык диалога души с трансцендентной для субъекта и бессознательной реальностью. В своих методологических основаниях Юнг приближается к традиции субъективной психологии личности и экзистенциализму, оппонирующих объективизму эмпиризма, в основе которого локковская концепция души как tabula rasa. Отрицая врожденную «пустоту» души, Юнг полагает, что с самого рождения несет персональную версию коллективной души, которая аккумулирует слой за слоем духовный опыт человечества. Из связи индивидуальной психики с коллективным полем культуры следует концепция «коллективного бессознательного», которое, по Юнгу, «идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным». В этой апологии культурно-исторического базиса коллективности Юнга можно видеть рифмовку с фрейдовским концептом Сверх-Я. Причем в этой рифмовке прямая перспектива фрейдовской предопределенности коллективно-культурной надстройки индивидуально-психическим базисом оборачивается обратной перспективой, в которой индивидуальная личность – это лишь случайно-единичное выражение содержания всеобще-коллективного базиса. Приоритет коллективного бессознательного перед его персональной редакцией Юнг аргументирует тем, что бессознательное – это «самостоятельная продуктивная деятельность», «особый мир, особая реальность, о которой мы можем сказать, что она на нас воздействует, как и мы воздействуем на нее, - то же самое, что мы говорим о внешнем мире как сфере опыта». И вместо инстанции зародышевой плазмы в качестве основного, имеющего «божественный» характер ресурса исторического наследования из поколения в поколение во фрейдизме у Юнга содержанием исторического наследования оказывается божественная душа человеческого коллектива. И только на этой всеобщей базе возникают единичные версии. Несмотря на априорность коллективного сознания, Юнг отнюдь не отрицает фундаментальный характер индивидуации. Но опять же в отличие от фрейдизма, в котором индивид и мир находятся в ситуации жестокого противостояния, Юнг полагает нормой поиск и нахождение баланса между полюсами индивидуальности и коллективности, поскольку «индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, - стать собственной самостью». При этом для Юнга уникальность того или иного человеческого индивида – это ни в коем случае не конгломерат случайных отличий от других. Ввиду того, что задача человеческой личности в том, чтобы быть единичной версией коллективного человечества, то он в преодолении «выпячивания своеобразия» призван к освобождению высшего предела своего существа как самости «от лживых покровов персоны, с одной стороны, и от суггестивной власти бессознательных образов - с другой». Таким образом, подобно Фрейду, Юнг предваряет сознательность бессознательностью, но в отличие от своего учителя-конкурента рокирует местами их содержания. И в результате не индивидуальная инстинктивность обосновывает коллективную опосредованность, а непосредственность исторического коллектива человечества как «мы» предвосхищает сознательность индивидуального Эго. Тем самым изначально индивидуальная психика – это не «табула раса», но носительница архетипов. Комментарии: |
|