Философские и естественнонаучные аспекты исследования проблемы старения и технологического бессмертия

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-28 06:23

Трансгуманизм

В начале XXI века тематика продления жизни, достижения бессмертия стала явно актуализироваться. Обсуждение из разряда религиозных, философских интерпретаций приобретает устойчивый сциентистский характер. Ряд ученых начинают воспринимать старость как болезнь, с которой можно и следует бороться, или как генетическую программу, которую можно переписать, например, с целью увеличения продолжительности жизни. И, как итог, добиться если не бессмертия, то радикального продолжения жизни. Возникает необходимость прояснить причины актуализации данной тематики, указать на возможные проблемы ее развития и реализации.

Исходными предпосылками для исследования будут следующие положения:

1. Единства геронтологических исследований не существует, как в мировоззренческих, культурных основаниях, так и в теоретико-методологических подходах;

2. Появление технологий, связанных с продлением молодости и достижением бессмертия, невозможно рассматривать как исключительно естественно-научный, обусловленный внутренней логикой, процесс;

3. Анализ проблем старения и бессмертия возможен на конкретной научно-исследовательской программе и при рассмотрении исторически краткого отрезка ее развития, где молодость и бессмертие рассматривается как молодость и бессмертие человеческого индивида;

4. Дискурс проблематики бессмертия начал складываться задолго до научно-технического прогресса и зависит от культуры как динамического процесса в не меньшей степени, чем от динамики технологических изменений.

Рассмотрим две из основных причин актуализации проблематики старения и бессмертия в начале XXI века. Первая причина - это развитие и достижение практических результатов в так называемой области «сверхтехнологий», куда можно отнести нанотехноло-гии, биотехнологии, информационные технологии и когнитивные технологии. Именно успехи, связанные с перечисленными технологиями, позволили перейти от гипотез, носящих футуристический характер, к построению и реализации конкретных научно- исследовательских программ, связанных с проблематикой преодоления (или остановки) старения и достижения бессмертия. Ввиду этого их можно обозначить как программы технологического бессмертия. Но достижение бессмертия связано не только с развитием технологий. Вторая причина - это изменения в культуре, изменения понимания жизни и появление новых значений бессмертия для человека и общества.

Если определять культуру как сумму ненаследственной информации, включающей в себя стратегии выживания, переданных молодому поколению с помощью обучения и моделирования, то культурное формирует технологическое, а технологическое как результат обучения, в свою очередь, формирует культурное. Для нашего исследования достаточно сделать оговорку, что динамические процессы в культуре (или культурах) несомненно влияют на характер гипотез технологического бессмертия. Появление идеи бессмертия и попытки ее воплощения не является изобретением XXI века, в этом смысле технологическое бессмертие является некой творческой инновацией, обеспечивающей динамику общества. Для обеспечения динамики общества, как отмечает А.Л. Доброхотов, культура создает в себе сложные многоуровневые системы, позволяющие снимать противоречия индивидуума и обществ, старого и нового, своего и чужого, нормативного и ситуативного.

Каков характер этого опосредованного взаимодействия «технологического» и «культурного» еще предстоит выяснить, но если рассматривать проблему отношения к смерти как характеристику культуры, то современный технологический оптимизм относительно проблемы бессмертия можно рассматривать как элемент системы культуры гедонистического типа. Происходит трансформация от преимущественно культур сотериологического типа к культурам гедонистического типа. При этом гедонистическое в культурах приобретает все более универсальные коннотации в процессе возникновения пространства глобальной коммуникации. Изменение средств коммуникации и возникновение глобального коммуникационного пространства трансформирует человеческую культуру. Трансформация здесь означает не просто изменение через эволюционную смену отдельных элементов системы, а изменение самой сущности системы, т.е. ее переход в иное качество. Происходят трансформации культурных дихотомий «смерть - бессмертие», «молодость - старость».

Приведем отрывок из современной работы с «говорящим» названием «Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа?», в котором озвучиваются характерные для гедонистического типа культуры положения: «Бессмертие - это этическая позиция. Стремление к бессмертию - это выбор в пользу добра, в противовес смерти, боли и страданиям. Мы понимаем бессмертие человека, в том числе и как бесконечное развитие, рост возможностей, неограниченное творчество и увеличение масштаба личности. Бессмертие - это счастье. ...Потребность в бессмертии следует из нежелания человека умирать и чувствовать себя хуже прямо сейчас и в ближайшее время. Реализация этого желания жить в результате естественного отбора приводит и приведет к еще большему увеличению срока жизни. ...Если спасение людей и противостояние смерти будет устойчивой' целью человечества, то будут найдены методы и технологии продлять жизнь людей». Конечно, приведенный отрывок не следует гипостазировать, но ряд положений, сформулированных в тексте, указывают на известные прототипические черты гедонистической культуры. Бессмертие становиться одним из ведущих концептов в современной глобальной картине мира, наряду с такими концептами как удовольствие, счастье, оптимизм, витальность, уровень и качество жизни, обладание, комфорт и другими. Если вернуться к эпиграфу в начале статьи, то можно перефразировать строки из Ветхого Завета:

Жизнь наша не тень, а смерти можно избежать, сломав печать, и никто не будет возвращаться, если никто не будет уходить;

Будем же наслаждаться настоящими благами и пользоваться этим миром, обладая вечной юностью.

Таким образом, следует зафиксировать, что рассуждение о бессмертии опосредованно культурой и инициируется самой культурой. И то, что сейчас в качестве актуальной рассматривается тема технологического бессмертия может характеризовать и изменения в самой культуре в конкретный период ее развития. Например, в культурно-историческом контексте, мы можем говорить о разных видах бессмертия: личное бессмертие, бессмертие души, социально-культурное бессмертие, биологическое бессмертие (бессмертие рода), кибернетическое бессмертие, физико-химическое бессмертие, метафизическое бессмертие. В тоже время не стоит забывать, что в настоящее время человечество еще не имеет рецептов вечной юности и изменение отношения к старости и смерти, как естественным феноменам человеческого существования может привести к серьезным внутрикуль-турным и личностным и общественным кризисам.

Возможно ли говорить о бессмертии, отказываясь от концепции смерти или два понятия «смерть» и «бессмертие» задают смысловые границы возможных рассуждений на данную тему? Вопрос скорее из разряда философских, чем исключительно естественнонаучных. Для философии тема смерти одна из ключевых в ее истории. Философское осмысление отношения человека к смерти, начиная с самых ранних культурно-исторических этапов, можно считать одним из «основных вопросов» философии. Не проводя специальное отдельное исследование, которое выходит за рамки данной статьи, хотелось бы заметить, что тема смерти по сути своей затрагивает вопрос о смысле человеческого существования. И при рассмотрении видов технологического бессмертия следует помнить, что смысловые вопросы остаются открытыми.

Как уже отмечалось, анализ проблем старения и бессмертия возможен на примере конкретных научно-исследовательских программ. Программы технологического бессмертия можно разделить на два типа: технология омоложения (остановка программы старения) и переноса сознания (выгрузка человеческой личности).

Геронтологи, такие как Обри де Грей, утверждают, что старение - это болезнь, которую мы можем обойти, например, заменив или заменяя наши клетки через регулярные промежутки времени. Практически это может означать, что каждые несколько лет человек посещаете клинику омоложения, где его делают физиологически моложе его фактического возраста. Однако остается уязвимость перед смертью от травмы или заболевания, которое не будет на тот момент

2 Доклад доцента кафедры философии естественных факультетов МГУ Н.М. Сидоровой на круглом столе был посвящен рассуждениям, связанным с интересным вопросом: не лишится ли человеческая жизнь смыслового наполнения, будучи продленной в бесконечность?

С позиции сторонников программы омоложения, омоложение как технология имеет довольно низкие риски, так как оно существенно расширяет и улучшает способность вашего организма заботиться о себе. Но если вы действительно хотели бы получить вечную жизнь в биологическом теле, то жизнь должна стать чрезвычайно безопасной, технология не защищает от физического вреда.

Другим вариантом было бы перенести сознание (или выгрузить память), один из гипотетических вариантов, что ваш мозг будет отсканирован и скопирован на какой-то внешний носитель, например, компьютер. Этот метод предполагает, что сознание сродни программному обеспечению, работающему на каком-то «органическом жестком диске», и поэтому может быть перенесено на другие физические субстраты или платформы. В отличие от омоложения, перенос сознания действительно может предложить нечто, что близко к истинному бессмертию. Так же, как мы в настоящее время создаем резервные копии файлов на внешних накопителях и облачных хранилищах, наше сознание можно копировать бесчисленное количество раз и выполнять резервное копирование в безопасных местах, что делает крайне маловероятным, тот факт, что любая естественная или техногенная катастрофа может уничтожить все ваши копии. Но в случае реализации подобных технологий мы приобретаем проблемы другого рода, например, проблему «тождества личности». Проблемы, связанные с возможностью переноса (копирования) сознания, активно обсуждаются в рамках философии сознания, затрагивают развитие когнитивных и информационных технологий, но вопрос о природе сознания остается открытым, в отличие от технологий замедления старения, которые носят уже не футуристический ненаучный характер, а становятся и реализуются как научно-исследовательские программы.

Специалисты отмечают, что общее число имеющихся гипотез старения составляет более 300. Имеют место различные классификации гипотез старения, строящиеся на различных принципах. Перечислим некоторые из предложенных вариантов.

В.Н.Никитин (1970) группирует теории на основе определенных концепций:

1. Математические аспекты старения.

2. Теории изнашивания и растраты «жизненной материи и энергии».

3. Коллоидно-химические, химические и физические теории.

4. Теории аутоинтоксикации и борьбы тканей организма.

5. Теории дифференциации и специализации.

6. Нейроэндокринные теории.

Л. Хейфлик (1977) подразделяет теории на три группы:

1. Теории генетически запрограммированного старения.

2. Теории постепенного прекращения и истощения генетического регулирования.

3. Теории накопления ошибок и повреждений в генетическом аппарате.

В.М. Дильман (1987) классифицирует теории, прежде всего, как клеточные и системные, представляющие соответственно низший и высший уровни механизма старения. В свою очередь, клеточные подразделены на:

- вероятностные (теории соматических мутаций, генетическая мутационная теория, теории накопления ошибок);

- регуляторные (свободно-радикальные, теории сшивки макромолекул, теории накопления липофусцина, теории износа организма);

- программные (постулируют генетическую детерминированность процесса).

Дж. Курцмен и Ф. Гордон (1987) делят все теории на группы:

1. Теории накопления разного рода ошибок как в генетическом аппарате, так и в иных биохимических процессах.

2. Свободнорадикальные теории.

3. Теории поперечных сшивок молекул коллагена, а также ДНК.

4. Теории нарушения регуляторных функций мозга.

5. Аутоиммунные теории старения.

Рационально классифицировать теории старения предлагает З. A. Медведев (1990), положив в основу не различие основных концепций, а их комплементарность.

Например, анализ основных положений научно-исследовательской программы, осуществляемой под руководством отечественного исследователя В.П. Скулачева, позволяет эту программу отнести по ранее перечисленным классификациям к комплексному типу, где интегрируются теория генетически запрограммированного старения, клеточно-регуляторный подход и свободнорадикальная теория. Говорить о перспективах лидерства данной научно-исследовательской программы пока рано.


Источник: cyberleninka.ru

Комментарии: