«АЛАЛИЯ НЕ УЙДЕТ САМА ПО СЕБЕ»: ЛОГОПЕД ОЛЕСЯ ЖУКОВА — О ТОМ, ЧЕМ ЭТО НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-03 03:54

Психология

Алалию относят к тяжелым нарушениям развития речи. Но и она поддается коррекции, если начать лечение вовремя. Как не пропустить это нарушение и к чему готовиться родителям детей с таким диагнозом, рассказывает логопед и специалист по раннему развитию Олеся Жукова.

Олеся Жукова — логопед высшей категории, автор книг по детскому развитию, автор методики раннего обучения чтению. Создатель «Центра развития и абилитации ребенка «Логопед-Профи» и логопедического проекта «Логошоу «Давай заговорим». Героем первого сезона стал мальчик Дима, 3 лет 7 месяцев, с диагнозом «моторная алалия».

Алалия: моторная и сенсорная — Что такое алалия с медицинской точки зрения, какая она бывает?

— Алалия в прямом переводе означает «без речи». Это группа нарушений, при которых у ребенка не развивается самостоятельная речь без коррекционных воздействий. Традиционно выделяют две формы алалии — моторную и сенсорную. Хотя сейчас различные логопедические школы спорят по этому вопросу. Кто-то говорит, что вместо моторной алалии надо говорить про первичное нарушение — артикуляционную диспраксию (нарушение программирования моторной стороны речи – прим. ред.), а вместо сенсорной — про слуховую агнозию (нарушение акустического распознавания неречевых и речевых звуков и речи — прим. ред.). Так или иначе, жалоба у родителей одна — ребенок не говорит. И специалист должен выявить причину и характер задержки речевого развития.

— Почему возникает это нарушение?

— Алалия возникает при органическом повреждении головного мозга. Оно может случиться внутриутробно, в процессе родов или в раннем периоде (до 3 лет) развития ребенка. Поэтому первый вопрос, который мы задаем маме: как протекали беременность и роды? Там можно найти факторы риска. Это либо патологии беременности, либо проблемные роды, либо недоношенность. Но иногда невозможно сказать, почему нарушение возникло. Есть мнение, что алалия возникает из-за того, что молодые клетки мозга не созревают в зрелые, вернее, созревание происходит медленнее. И сроки его длительнее, чем у нормотипичных детей.

— В чем разница между моторной и сенсорной алалией?

— Сенсорная алалия — тяжелое нарушение, при котором есть проблемы с пониманием обращенной речи. Как следствие, речь у ребенка не формируется. При моторной алалии он понимает обращенную речь, но сам без помощи специалиста не начинает говорить. В основном, у таких детей есть небольшой репертуар звукоподражаний голосам животных и птиц. Но бывает тяжелая степень моторной алалии, при которой ребенок совсем ничего не говорит или может произнести только гласные звуки.

Чаще встречаются дети, которые могут произнести отдельные звуки и даже слоги. То есть слово «собака» ребенок с моторной алалией повторить не может, а если я прошу повторить каждый слог отдельно: «Со», «Ба», «Ка», то он повторяет. Потенциально ребенок говорить может, но он не в силах объединить между собой слоги, чтобы получилось слово.

— Как проявляется сенсорная алалия?

— У ребенка нарушено понимание обращенной речи, и поэтому не развивается собственная. Здесь другая симптоматика и другой темп восстановления, потому что это более тяжелое нарушение. Биологически слух у таких детей сохранен, но нарушена обработка акустических сигналов, поступающих в мозг. Например, у нас слово «стол» ассоциируется с соответствующим зрительным образом. А у детей с сенсорной алалией не происходит наложение акустического сигнала и смысла слова. Это не значит, что ребенок с сенсорной алалией не научится узнавать слова родного языка на слух. Но ему потребуется гораздо больше усилий.

Часто это нарушение путают с аутизмом: ребенок так же может не смотреть в глаза, не вступать в коммуникацию. Но он критичен, у него может быть сохранно чувство юмора. Если такому ребенку правильно определить учебную задачу, опираясь не на речь, а объясняя с помощью жестов, сравнений, зрительных подсказок, он начинает вступать в контакт.

— Когда чаще всего диагностируют алалию?

— В 3 года можно уже поставить диагноз. Но думающий специалист не будет говорить категорично. Есть понятие первичного диагноза и окончательного. На первом приеме я могу сомневаться в диагнозе. Чтобы получить истинную картину нарушения, мне необходимо понаблюдать за ребенком в динамике, в ходе коррекционных занятий. Тогда на первичной консультации я могу написать: задержка развития речи по типу, например, моторной алалии. Часто нарушение речевого развития может осложняться особенностями поведения ребенка, состоянием слухового и зрительного внимания.

— Как отличить темповую задержку развития речи от моторной алалии?

— При темповой задержке развития речи анамнез ребенка благополучный, или, как говорят невропатологи, «чистый». Указаний на возможное очаговое органическое повреждение мозга нет. Высокий балл по шкале Апгар. Отсутствие патологий беременности и родов. Ребенок не состоял на учете у невролога, благополучно развивался первые 3 года жизни: начал агукать, ручки протягивать, ползать, ходить, когда положено. То есть все было нормотипично. Но самое главное – ребенок понимает обращенную речь, выявляется высокий уровень развития невербального интеллекта. В процессе работы с логопедом такие дети показывают быстрое развитие речи по типу «языкового взрыва». Речь формируется по законам развития родного языка, без нарушений грамматического строя, но с незначительным опозданием. Но понять, что это — темповая задержка речи или алалия — может лишь логопед.

— А каковы причины у темповой задержки?

— Их несколько. Темповая задержка развивается у соматически ослабленных детей. Если ребенок часто болел, длительно находился в стационаре, все внимание родителей было сосредоточено на здоровье, а не на его речевом развитии. Или ситуация педагогической запущенности. Например, если родители проводят все время с гаджетами. Напомню, у такого ребенка хорошее понимание речи и высокий невербальный интеллект. Он выполняет многоступенчатые инструкции: «подойди к окну», «возьми мишку», «принеси мне…». Но с ним мало разговаривают, не уделяют должного внимания развитию его познавательных и игровых интересов. Когда логопед начинает заниматься, такой ребенок дает бурную динамику. Примерно через месяц занятий появляется фразовая речь. И она правильно оформлена грамматически. А вот при моторной алалии появляющаяся речь носит «дефектный» характер: с аграмматизмами, нарушениями синтаксической стороны речи. Фразовая речь формируется сложно и с отставанием во времени.

Коррекция алалии — Каков прогноз речевого развития ребенка с алалией?

— Три главные составляющие определяют прогноз. Первое — его индивидуальные особенности головного мозга, степень пластичности нервной системы, компенсации этого нарушения. Второе — правильно выбранная стратегия работы. Третье — системность и регулярность посещаемых занятий у специалиста.

— Существует ли «золотой стандарт» коррекции?

— Все зависит от степени выраженности. Но подход одинаков для всех тяжелых нарушений развития речи: комплексное медико-педагогическое лечение грамотного логопеда и невролога. Родители должны осознавать, что кроха 3 лет, который занимается 2–3 раза в неделю по 45 минут, получает почти школьную нагрузку. Поэтому одновременно его здоровье надо поддерживать медикаментозно, чтобы он легче переносил учебную нагрузку. Кроме того, логопед должен увидеть, понять, есть ли осложняющие моменты, необходимо ли пройти дообследование. Например, исключить эпилептическую активность, когда ребенок уже вроде начинал говорить, а потом раз и пошел откат назад. Надо сделать МРТ, ЭЭГ.

— Сильно ли отличается коррекция сенсорной и моторной алалии?

— Сенсорная алалия более сложная в плане коррекции. Есть дети, которые на начальном этапе работы могут ориентироваться только на знаки и жесты. Родители, пытаясь дать ребенку зрительную опору, начинают использовать в быту жесты. Сенсорному алалику они помогают опосредованно понять смысл просьбы, снимают напряжение. Жест — это своеобразный костыль, помощник ребенка. Я советую родителям таких детей, сфотографировать их в разных ситуациях и повесить фото на стенку: он спит, ест, играет. Можно научить ребенка общаться с помощью таких нехитрых подсказок. Например, ребенок может принести маме картинку, на которой он смотрит мультик, и она поймет, что он таким образом просит включить телевизор.

Взрослые люди с сенсорной алалией рассказывают, какие у них есть трудности распознавания акустических сигналов. Для нас есть основной сигнал, который мы слушаем, например, голос собеседника, а остальные звуки как будто приглушены. А у людей с сенсорной алалией звуки могут накладываться друг на друга, затрудняя распознавание, восприятие звукового сигнала. Человек дестабилизирован, его надо учить слышать главный сигнал и игнорировать второстепенный.

В результате направленного обучения дети с сенсорной алалией постепенно учатся сопоставлять акустические сигналы с образами. Но самостоятельно эта связь формируется медленнее, а в ряде случаев не формируется. В целом, дети с сенсорной алалией после коррекции могут даже учиться в обычной школе. Главное, чтобы она начиналась как можно раньше.

— Может ли ребенок с алалией не заговорить совсем?

— Это драматическое развитие событий. У меня был пациент из Грузии, который не говорил в 7 лет. Одним из главных методов обучения, который я использовала, был прием вызывания речи через обучение чтению и письму. Я знакомила ребенка с буквой, учила ее называть и вводила букву в слог, который он произносил. Потом из этих слогов мы составляли слова простой слоговой структуры, например, «ма-ма», «но-га», «ли-са». Это очень упрощенное объяснение методики чтения, но она сработала. Мальчик одновременно учился говорить, читать и писать.

Формирование речи: правда и мифы — «Ребенок не говорит фразами в 3 года — не повод беспокоиться».

— Специфические нарушения и угрозы видны раньше 3 лет. Важно как можно раньше выявить нарушение и начать с ним работать. Потому что ребенок с алалией в 3 года и в 5 лет — огромная разница. Задержка развития речи будет приводить к вторичной задержке психического развития. Если родители думают, что с 5 лет ребенок пойдет в речевую группу и скомпенсируется, то этого не произойдет: он может так и не догнать сверстников.

— «Мальчики часто начинают говорить позже, чем девочки».

— Это миф. То есть девочки могут начать говорить раньше условной нормы, но «не мальчики позже». К 2,5 годам дети должны говорить фразами, и если этого нет, значит, есть задержка. 3 года — уже высшая граница отставания.

— «В роду были «молчуны», которые не говорили до 4–5 лет, а потом сразу начали сыпать предложениями».

— Для логопеда такая история означает только одно — в семье есть угроза, генетическая склонность к задержке речевого развития. Причем в последующих поколениях это нарушение может усугубиться. Проблема в том, что охлаждают пыл родителей и советуют прийти позже те специалисты, которые часто сами не умеют работать с маленькими детьми. Логопеду поставить звук у ребенка дошкольного возраста намного проще, чем вызвать речь. Неврологу легче назначить препарат. Часто такие специалисты дают советы, которые приводят к необратимым последствиям. Так что полагаться на миф — опасная тенденция.

— «Ребенок пропил курс препарата или ему сделали процедуры, и он заговорил».

— Значит, это была темповая задержка развития речи. Алалия не уходит сама по себе. Представьте, что вы решили выучить китайский язык. Если я вам сделаю массаж, вы его выучите? Нет. Если курс микрополяризации пройдете, заговорите по-китайски? Нет. И от ноотропов тоже. Для того чтобы научиться говорить, нужно учиться говорить. Других рецептов нет!

Комментарии: