В урочный/неурочный час, по народным верованиям, происходит выпадение индивида из той или иной общности, к которой он только что относился, равно как и исчезновение его из обыденного крестьянского |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-11-18 21:00 В урочный/неурочный час, по народным верованиям, происходит выпадение индивида из той или иной общности, к которой он только что относился, равно как и исчезновение его из обыденного крестьянского бытия. Блуждание по болоту, осмысляемое в качестве лиминального состояния человека, по мифологическим рассказам, обусловлено переживанием им определенной вехи, поворота, перелома в его жизненном цикле. Рассматривая особенности перехода из одной возрастной категории в другую на материалах Поморья XIX — начала XX в., Т. А. Бернштам пишет: «До 8—9 лет девочки и мальчики росли и воспитывались вместе. <...>. С 8—9 до 16—17 лет наступает новый период в жизни подростков, в течение которого они воспитываются отдельно и активно готовятся к своим жизненным ролям». Соответственно в былинках и бывалыцинах похищенными в болото или блуждающими в этом сакральном локусе часто изображаются дети в возрасте от шести до девяти лет: «Нам тогда лет по шесть было»; «Шесть лет ему было»; «Ну, может быть, ей лет было восемь или так девять, в таком возрасте». Иногда этот период в человеческой жизни представлен в неопределенно-обобщенных формулировках: «Я была в детстве», «Была девчонкой еще». Очередную веху жизненного цикла, соотнесенную с блужданием по болоту, согласно мифологическим рассказам, преодолевают люди, достигшие брачного возраста: «Самой старшой было, может, восемнадцать» — иначе говоря, «девкой была». Блуждают по болоту и люди, переступившие завершающую веху в своем жизненном цикле либо при близившиеся к его исчерпанности. Их возраст обычно не конкретизируется, ограничиваясь архетипическими параметрами: дед, дедко, дедушко, бабка, стары люди. Одним словом, тот или иной этап жизни сопровождается обрядом перехода (rites de passage — по А. ван Геннепу и В. Тэрнеру), во время которого человек, по древним представлениям, пребывает как бы в промежутке между мирами. Одним из символических проявлений такого состояния и служит блуждание по болоту, которое в плане семантики приравнивается к блужданию по лесу. Однако увести в болото мифическая сила может и в результате каких-то окказиональных обстоятельств. Например, это происходит, если не в полной мере соблюден этикет, регламентирующий поведение человека в лесу. Так, согласно одной из бывалыцин, девушка, работавшая на лесоповале, сняла с головы платок, нарушив тем самым запрет: «В лес ни в коем случае нельзя ходить с распущенными волосами». Поскольку волосы, как известно, — вместилище жизненной силы, то человек, лишивший их укрытия, да еще близ болота, подвергает свою жизнь определенному риску. По словам рассказчицы, «лесовик может схватить за волосы и обмотать их вокруг дерева и так погубить девушку», что служит трансформацией давних представлений о дереве как топографическом объекте, где размещали умерших. Раздавшиеся за спиной девушки шаги, а затем следы, оставленные на болотной топи, свидетельствуют, сколь близка к гибели была нарушительница запрета. И лишь когда она догадалась покрыть голову платком, в мироздании все сразу встало на свои места: «шаги тотчас прекратились». Мифический пришелец появляется с болота и по случаю попадания его неизменного спутника — собаки в кризисную ситуацию; например, ее лягнула кобыла, на которой женщина «боронила» ночью ниву: «А кобыла-то у меня взяла ногой собачку-то эдак затронула». Лишь убедившись, что угроза исходила не от человека и не была преднамеренной, мифический пришелец возвращается в болото («Я ведь собачки не тронула ничего дак»). При этом он имеет явные признаки покойника: «Гляжу — против меня человек. Объездчик. А ён это уж покойный был. У нас тут в Великострове был объездчик. А ён это уж покойный был. „Ой, — я [думаю], — объездчик-то помер, откуда взялся-то?“». Потусторонность пришельца «оттуда» обозначена особыми маркерами: взглядом («на меня поглядел-поглядел, скося глаза ка-а-аки болыии, как очки!»), позой («как эк руки клал»), необычайно широким шагом («как пошагал, дак шаги-то ... дак эдаки»). Иная версия представлена в бывальщине, в которой женщина, находясь «в карауле ночном», окликнула пришельца с болота, приняв его за председателя колхоза. Однако тот ничего не ответил, т.е. не вступил в диалог с человеком. Вместе с тем болотный призрак все же на тайнозрительницу поглядел (а взгляд — это уже контакт), как бы оценивая возможность установления магической связи между ними. Тем не менее такой возможностью пришелец «оттуда» не воспользовался, предпочел остаться в пределах медиативного пространства, не вторгаясь в мир людей: «Он потом этым болотом побрел, да и я его потеряла». В рассмотренной бы вальщине обусловленная ритуалом мотивировка похищения, равно как и временной смерти, отсутствует, и никакие запреты человеком не нарушены. И потому появление пришельца не влечет за собой никаких последствий. Мало того, в некоторых случаях, когда блуждающие по болоту в конце концов выходят на пожню, аналогичный мифологический персонаж даже указывает им дорогу домой: «Вот туды подьте!» Оказавшиеся в опасном локусе не тронули собачки лешего («легавочку таку, дворняжку»), хотя она так и юлила вокруг их ног: «Да еще собаки не дрочили, а подрочили, дак дальше бы увел».В качестве провожатого часто упоминается «дедушко», в котором узнаваем предок, покойник: «Меня дедушко водил по болотам». В известной мере ему эквивалентен леший, имеющий, помимо прочего, признаки и предка, и покойника. Не случайно на вопрос собирателя: «А бывает, что человек уже умер, а в его образе показался леший?» — носительница традиции ответила: «Это бывает». Нередко в роли провожатого выступает и реально умерший человек, родственник или односельчанин. Наряду с ними фигурирует и некая неопознанная либо неперсонифицированная мифическая сила, что служит проявлением аниматизма. Так или иначе, приняв определенное воплощение либо вообще не имея никакого обличья, она уводит/уносит/увозит похищаемого в царство смерти. В одном из рассказов похититель, «когда сухо было, за руку его (мальчика) вел, а сыро — на большом белом коне вез». Распространен и иной вариант: мифический провожатый идет впереди, а похищенный, уподобленный обмирающему, следует за ним. Поскольку, согласно древним верованиям, отдельные части тела: голова, руки, ноги и т.д. — наделяются душой (духом), то верхние и нижние конечности, равно как и их отпечатки, отражения (например, рукавицы, следы), осмысляются в качестве ее вместилищ. В этом свете фразеологизмы «рука в руке», «след в след» имеют знаковый характер. Ту же семантику содержит в себе и мотив перенесения похищенного на руках либо подхватывания под руки. В одной из бывалыцин голый большой-болыпой мужик с голым же ребенком на руках (нагота — знак лиминальности) уходит по болоту в некую инобытийную даль, а вслед за ним — и местный «коваль», оказавшийся случайным очевидцем происходящей на его глазах мистерии. Посредством магической силы, заключенной в руках (рукавицах), в ногах (следах) провожатого, перекрывается либо поглощается воля ведомого. Такая санкция подкрепляется соответствующим приговором, который произносится мифическим пришельцем: «Пойди вслед меня, пойди вслед меня». Представления о сверхъестественной силе притяжения, какой наделяются следы, оставленные им на болоте, устойчивы в быличках и бывалыцинах: «Пошли по болоту. Опять следки есть. А я по этим следкам шла-шла-шла. Так уж едва я не ушла по этим следкам. Меня стали рычать». Мотив продвижения по болоту «след в след» нередко проявляет тенденцию к своему ступенчатому расширению: впереди идет антропоморфизированный провожатый, за ним — его зооморфный дублер (собака), быть может, восходящий в своих истоках к волку и раскрывающий изначальную природу основного персонажа, и уж затем только — ведомый: «Он [леший в виде председателя сельсовета] этим болотом идет впереди, собака черна вслед его, а я — за собакой». Увлекая свою жертву в болото, провожатый, по многим вариантам, исчезает («потерялся»), т.е. удаляется в царство смерти. В остальных случаях он продолжает водить подопечного по болоту. По другой версии, в сыром болотистом месте «дедушко» перевозит мальчика на белом коне, выступающем в качестве посредника между мирами (не случайно в древности конь был атрибутом погребального обряда). Функционально тождественным ему иногда оказывается некто «как батюшка», похожий на отца рассказчицы, одетый «в балахончик белый». Белый конь и «дедушко» в белой распашной одежде эквивалентны. Белый цвет — знак смерти, знак существ, потерявших телесность. Напомним, что само похищение приравнивается к смерти, в большинстве случаев временной. Куда же уводит/уносит/увозит мифический похититель своего подопечного? Иногда в некое инобытийное «далёко». Но чаще кризисная ситуация изображается как блуждание по болоту, представляющее собой длительный процесс. Причем топография подобного хождения обычно отсутствует. И это отнюдь не случайно. Болото в мифологических рассказах осмысляется лишь как некая аморфная протяженность, на которую не спроецирован ни один ориентир, в которой нет определенной «точки отсчета», которая не обладает своей структурой. Такое пространство представляет для человека абсолютное небытие: «Если, к несчастью, ему выпадает заблудиться там, он ощущает себя лишенным своей „онтологической“ субстанции, как бы растворенным в Хаосе». Мифологические рассказы, основанные на коллизии блуждания людей в болоте, насыщены знаками-символами подобной растворенности индивида в хаосе. Так, женщина, водимая лешим, не может выйти за пределы даже небольшого, шириной с избу, болота, как бы оставаясь между мирами: «К реке не могу выйти и в поле не могу выйти». По наступлении ночи блуждающий по болоту вместе со своим провожатым («дедушкой») располагается под деревом («под елками спали»). Предполагается, что нижняя часть (комель, корни) почитаемого дерева, к каковым относится и ель, напрямую связана с нижним же миром: «Он („хозяин“) вроде бы выйдет, такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли (курсив мой. — Н.К.)». В конце блужданий похищенный нередко укрывается под совокупностью деревьев, растущих либо поваленных в болоте или низине: «В корбу заведено, и сидит с.. .>. Дак одва добрались, в корбу в таку, в болотину заведено». Помимо основного значения «чаща», корба имеет и иной смысл: «словно чаща», «сырая низменность под ельником», равно как и «место, заваленное упавшими деревьями», которые, повторяем, приравниваются к трупам. Подобны мертвым людям и сухие деревья или гнилые пни. Не случайно в памятниках древнерусской письменности (например, в грамотах Новгородской и Псковской, а также в Палеостровской грамоте) корба устойчиво именуется сухой, а иногда и черной. Подобная корба опять-таки ассоциируется с сухим деревом-трупом, а вместе с тем и с бревном-колодой-гробом, которые, напомним, в мифологическом со знании отождествляются. В языке сохранились и древние представления о соотнесенности корбы с ложбиной (лощиной), сопоставимой в народных верованиях с входом в нижний мир. Лишь изредка похититель приводит подопечных в свое жилище, локализованное в лесу, на болоте или за болотом: «И у лешего должен быть дом. Леший в болоте водится». Здесь основное занятие похищенных — зыбку качать: «„Дед“ подхватил под руки и потащил <...>. К избе принес и на крыльце посадил <...>. Они зыбку качали. Им плохого ничего не делали». Качающаяся зыбка по своей мифологической семантике приравнивается к поднимающимся вверх и опускающимся вниз качелям, в то же время она качается то в одну сторону, то в другую. Все это символизирует неопределенность положения, лиминальное состояние человека, оказавшегося в промежутке между мирами. Похищенный (иногда вместе с похитителем) локализуется и под мостом или у мостков, проложенных по болоту: «А мы вас видели, как вы нас искали. Мы под мостом сидели. Нам говорить было нельзя». При чем это особого рода молчание и невидимость. Подобная коллизия связана с погребально-поминальной обрядностью. Например, в Белоруссии в память об умершем настилали в болотистых местах «кладки» (мостки для перехода) и вырезали на них стопу. То же известно и относительно средневековой западноевропейской традиции, где мост обычно возводили в память об умершем родственнике. Надо полагать, что подобным способом стимулировалось регламентированное ритуалом прохождение умерших в том и в обратном направлении. В рассматриваемых же мифологических рассказах речь идет о возвращении блудивших по болоту, по сути, обмиравших, — к жизни. Представление о преодолении водной (в данном случае — болотистой) преграды между мирами вброд, по мосту или в лодке относится к самым распространенным в различных мифологических системах. При этом брод и бред/агония образуют единое семантическое поле. Этой же символикой наделена и пища, которой кормят уведенных/ унесенных/увезенных в царство, маркированное знаками смерти: «Девочки две недели ягодами питались. Дед кормил их какой-то кашей». И кисель (ягоды), и кутья (каша) устойчиво используются в погребально поминальной обрядности.Продолжительность блуждания по болоту либо пребывания в его укрытии в дошедших до нас мифологических рассказах символизирует продолжительность лиминального периода, по истечении которого пере жившие переходное («пороговое») состояние обычно возвращаются домой. Чтобы выйти за пределы медиативного болотного пространства, а значит, и преодолеть лиминальность, блуждающие используют различные способы. Ощущая близкое присутствие потустороннего мира («„караул“ рычала да всё»), они подчас обращаются к умершим родственникам. Так, например, бредущая по болоту, вспомнив покойную «матерь свою», взмолилась ей: «Мамушка, с того света мне-ка дай ты дорогу-то». И результат не замедлил сказаться: перед девушкой в осенней ночной темноте появилась тропинка, которая, несмотря на то что еще неизвестно куда вела, тем не менее вывела ее к реке, разделявшей миры: «Ой, ведь я на своей стороны-то!» К тому же и по возвращении домой блуждающим по болоту, как и по лесу, еще предстоит какое-то время преодолевать последствия лиминального периода. Они все еще принадлежат иному миру: «И она (девочка) так рваласе, чтобы ей убежать. „Я пойду к дедушке“ [который водил ее по болоту]»; «А он (мальчик) уж дик стал». С другой стороны, «этот» мир блуждавшим кажется не своим: «<...> дак он даже бесился, что людей боялся. Дак и не могли никак его присвоить, а потом кое-какприсвоили (курсив мой. — Н.К.)». Или: «Мать долго не пускала [девочек] на деревню. Всё крестила». Последствия лиминального состояния проявляются и во внешнем облике возвращенных: «Глаза у девок вострые, как не наши глаза, не людские, как невидимки. Потом наладили». Впрочем, при углу бленном переживании лиминальности, когда человек был слишком далеко уведен «туда», его возвращение в бытие может оказаться непродолжительным: «<...> недолго порато жила и потом умерла». Таким образом, в мифологических рассказах состояние перехода выражено в категориях блуждания в медиативном локусе, каковым является болото, сопоставимое с лесной чащей. Лиминальное состояние блуждающего человека передано посредством динамических характеристик, связанных с хождением взад-вперед, что сопряжено с физическим обессиливанием и измененным состоянием его сознания. По преодолении лиминальности, а значит, и временной смерти, блуждающий благополучно (подчас не без участия похитителя) возвращается в мир людей. Напомним, то же происходит и с царевной-лягушкой, которая по истечении периода предбрачной изоляции занимает свое место в новой общности и в новом статусе, обнаруживая всю полноту своих нерастраченных магических способностей, обретенных в ином мире. Криничная Н. Крестьянин и природная среда в свете мифологии Комментарии: |
|