ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-11-15 19:49

Трансгуманизм

Понятие «социальный порядок» является стержневым понятием всей социальной сферы, отражающим основополагающие устои и нормы социального бытия. Оно начало формироваться в Античности вместе с возникновением социально-философских концепций Платона и

Аристотеля. Согласно Платону, порядок основан на добродетели, которая заложена как основа государственного устройства, у Аристотеля опорой социального порядка выступает средний класс, который стабилизирует общество. Дальнейшее развитие это понятие получило в договорных концепциях Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Согласно Т. Гоббсу, порядок в обществе может быть достигнут только посредством заключения договора между гражданами и государством, которому каждый гражданин уступает свою власть, получая взамен защиту жизни и собственности.

Дж. Локк видел социальный порядок в следовании природным законам, в качестве его основы он рассматривает разделение властей и подчинение правительства закону. Согласно договорной теории Ж.-Ж. Руссо, социальный порядок устанавливается в силу потребностей отдельных людей, осознавших, что в их интересах договориться между собой относительно создания определенных коллективных правил.

Не вдаваясь в дальнейший анализ формирования и развития теорий социального порядка, можно выделить существенный момент, характеризующий данный феномен, связанный с наличием социальных классов, подчинения, нормативности. Любой порядок предполагает наличие четкой структуры, иерархии, субординации, закона, которые вместе образуют единую систему, в данном случае – социальную. Ядром общества при социальном порядке выступает средний класс с присущими ему ценностями стабильности, равновесия,упорядоченности, прогнозируемости и меры. Сегодня, в эпоху господства информационной культуры, глобальных процессов информатизации и компьютеризации всех сфер общественной жизни, происходит постепенное изменение ценностного основания социального порядка. На смену ценностям «умеренность», «упорядоченность», «структурированность», «законность» приходят ценности «безграничность», «безмерность», «бесконечность», «деструктурированность». Более того, постепенно исчезает само понятие классов и социальных слоев, чему способствует всех уравнивающая глобальная информатизация. В Интернете все равны – нет ни бедных, ни богатых, ни директоров, ни подчиненных, ни среднего класса. Главная ценность информационного общества – умение владеть информационными технологиями и получать с их помощью доступ к нужной информации, которая является самоцелью и самоценностью и имеет свойство бесконечно экспоненциально накапливаться, постоянно преодолевая саму себя. Этот безудержный рост информации уже породил новый информационный мир с новыми ценностями и правилами, которые, являясь частью социального бытия, порождают новый социальный порядок. Укоренению в человеческом сознании ценностей нового социального порядка способствуют такие феномены информационного общества, как безлимитный Интернет, децентрализованные пиринговые сети, возможность бесплатно общаться посредством видеосвязи в ряде мессенджеров и анонимно совершать различные действия в разных точках планеты,возможность создать абсолютно любую вещь с помощью 3D принтеров. Итогом данного процесса является возведение вседозволенности и безнаказанности в ранг нормы, что совершенно неприемлемо для традиционного социального порядка. Входя в нашу жизнь, ценности нового социального порядка вызывают когнитивный диссонанс – противоречия в сознании, понимании, действовании.

Ценности безмерности и безграничности, берущие свое начало в процессах информатизации, проникают в сферу вопросов жизни и смерти с целью отодвинуть границы последней как можно дальше, жизнь человека сделать безграничной, а его ? бессмертным. Наиболее основательно данные ценности представлены в современном мировоззрении трансгуманизма. Сама приставка «транс» переводится как: 1) движение через пространство, пересечение его; 2) находящийся за пределами чего-либо. Таким образом, трансгуманизм по сути есть попытка выхода человека за пределы своей человечности, то есть гуманности. Следовательно, в основе мировоззрения трансгуманизма лежат античеловеческие негуманные ценности. Недаром в практической сфере социального бытия трансгуманистическое мировоззрение сопровождается такими негативными феноменами, как трансгендерность, трансгенность, трансперсональность, транскультурность, транснациональность. Все они в своей сущности выходят за пределы естественного, привнося угрозы в бытие человека, такие как утрата самоидентичности от неопределенности в выборе своего пола и свойственных ему социальных ролей, риск получить заболевания в результате употребления в пищу трансгенных продуктов, деперсонализация как следствие растворения индивида в виртуальном пространстве и слияния с массой ников-аватаров, утрата собственной культуры в процессе глобализации. Согласно философской концепции трансгуманизма, достижения современной науки и техники надо максимально использовать для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения таких нежелательных аспектов человеческого существования ? страданий, болезней, старения и смерти. При этом допускаются еще недавно казавшиеся фантастическими варианты человеческого бессмертия: существование в киберпространстве, портирование сознания в другое ? более молодое ? тело или крионизация. Сегодня активно ведутся разработки в области крионизации, автором идеи которой и основателем крионики был американский ученыйР. Эттингер. В своем главном труде «Перспективы бессмертия» он не только научно обосновывает различные варианты воскрешения тела и максимального отодвигания процессов его старения и умирания, но затрагивает вопросы сохранения информации человеческого мозга: «Непременно придет время, когда методы кодирования памяти мозгом будут детально изучены, и информацию можно будет “считывать” прямо из нервной ткани и “записывать” в нее».

Причем данный вариант работы с информацией способен в дальнейшем обеспечить бессмертие человека вне его тела. Если разработки в области портирования информации человеческого мозга на электронный носитель или в другой человеческий мозг увенчаются успехом, то с большой долей вероятности можно утверждать, что сознание телесно умершего человека будет жить в виртуальности либо воскреснет в другом человеческом теле – молодом и здоровом. Таким образом, ценности трансгуманизма постепенно, но неуклонно формируют новый социальный порядок, базирующийся не на нуждах человека и человечности, но ориентирующийся на постчеловеческое роботизированное бытие, для которого человек, скорее, необходимый придаток, нежели ценность. Согласно докладу Всемирного экономического форума «The future of jobs», сокращение рынка труда станет результатом роботизации производства в крупнейших странах мира. Сильнее всего пострадают женщины, так как они меньше всего заняты в инженерно-технических, математических и научно технологических специальностях. Тенденция сокращения рабочих мест в пользу роботов уже отчетливо видна во многих странах и отраслях производства, что приводит к возникновению такого вынужденного способа удержания и занятости персонала (человеческих ресурсов), как неполный рабочий день. И мера эта – отчасти одолжение со стороны работодателя, который с удовольствием бы заменил весь персонал роботами. По мнению аналитиков института Nomura Research Institute (Япония), к 2035 г. роботы освоят половину специальностей в Японии. Например, в одном из отелей задействованы роботы-администраторы, перевозчики багажа, уборщики, роботы, ответственные за приготовление кофе, уборку и доставку свежего белья, все они владеют несколькими иностранными языками, они вежливы, учтивы, исполнительны, ответственны, не нуждаются в зарплате, социальных гарантиях, сне, пище, отпуске.

Комментарии: