Согласно социологии воображения Жильбера Дюрана мифос определяет логос |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-11-09 07:13 Согласно социологии воображения Жильбера Дюрана мифос определяет логос. Другими словами, наблюдаемая (воображаемая) линейность является лишь частным случаем тотальной нелинейности организации Имажинера. В свете этого суждения, попытка ограничить исследование Архетипического пространства рамками аналитических категорий (стадиями развития) выглядит редукцией. Однако подобного рода допущение несёт импульс обращения к коллективному бессознательному с позиции линейных структур современной науки. Что может способствовать решению задачи балансирования сознания в пользу мифологической составляющей. Мы рождены в состоянии инфляции. В раннем детстве не существует ни эго, ни сознания. Это состояние пребывания в раю до изгнания. На этой стадии рождающегося сознания новорожденный имеет тенденцию воспринимать мир фундаментально архетипически. Это очень похоже на сказку, в которой другие видятся нереалистично – как ведьмы, королевы, рыцари на белом коне, страшные чудовища. Младенец воспринимает реальность нуминозно и абсолютно Например, он может воспринимать хмурый взгляд своей матери как угрожающую жизни ярость или отсутствие матери на несколько минут – как вечный ад]. На этой стадии развития правит образ Матери Богини. Злая, пожирающая мать и добрая мать, щедро дарящая свою любовь, — две стороны великой уроборической Матери Богини, властвующей на этой психической стадии. Эго-сознание не развито и все еще растворено в природе и мире. Двойственный лик Великой Матери находит отражение в архетипах ранних культов Кибелы, Нут, Исиды, Кали и др. В античной мифологии Древней Греции мы встречаем уже более «дробные» ипостаси Великой Матери в архетипах Деметры, Персефоны, Артемиды и др. «Вытесненные» патриархатом, архаичные аспекты проявлены в фигурах поверженных титанид Медузы Горгоны, Ехидны, Гидры. Ещё более радикальной инфляции теневая сторона Великой Матери подвергается в Христианстве, единственный феминный образ которого – Дева Мария. Великая Мать является морем, озером или рекой, а младенец — рыбой, плавающей в окружающей его воде. Маленький Гор, сын Исиды, Гиацинт, Эрихтоний, Дионис, Меликерт, сын Ино, и бесчисленное множество других любимых детей — все они подвластны всесильной Матери Богини. Для них она все еще остается благодетельной родительницей и защитницей, молодой Матерью, Мадонной. Пока не существует никакого конфликта, ибо первоначальное нахождение младенца в материнском уроборосе является состоянием ничем не прерываемого взаимного блаженства. Далее появляется образ Матери Богини с Божественным Младенцем подчеркивает нуждающуюся и беспомощную сущность ребенка и защитную сторону матери. В образе козы мать вскармливает Критского мальчика Зевса и защищает его от пожирающего отца; Исида возвращает мальчика Гора к жизни, когда его кусает скорпион; и Мария защищает Иисуса, убегая от Ирода, точно также как Лето прячет своих божественно зачатых детей от гнева враждебной Богини. В то же время, Ужасная Мать, почитаемая от Египта до Индии, от Греции и Малой Азии до самой черной Африки всегда считалась богиней преследования и войны; ее обряды были кровавы, ее празднества — оргиастичны. Это "кровавый слой" в основе Великой Матери Земли. Ритуалы плодородия: кастрация, расчленение, убийство являются архетипическими выражениями зависимого положения юношеского Эго и господствующего влияния Великой Матери. Мифологические сюжеты жертвоприношения, расчленения, кастрации, смерти и возрождения соотносятся с архетипами Сезонного Царя, Таммуза, Осириса, Диониса, Адониса и др. Младенец-бог-спутник Великой Матери отражён в пространстве психического архетипом вечного дитя (puer aeternus). Символ приносимого в жертву невинного ребенка соотноситься с архетипом «козла отпущения». Puer aeternus - вечный ребёнок и спаситель мира, бог плодородия и избавления от смерти, покровитель божественной юности. [6] «Козёл отпущения» - безвинная жертва, на которую проецируется коллективная Тень и вина. Puer aeternus – так обращались римляне к античному божеству. Так Овидий в «Метаморфозах» называет юного бога – героя Элевсинских мистерий. Позднее божественного ребёнка стали отождествлять с Дионисом, а также богом Эросом. Пуэры - любовники Матерей Богинь имеют некоторые общие черты: все они юноши, красота и привлекательность которых поразительны. Не считая этого, в противоположность героическим персонажам мифологии, они лишены силы и характера, им не достает индивидуальности и инициативы. В греко-восточной мифологии это архетипы Таммуза, Аттиса, Адониса, каждый из которых был так или иначе принесён в жертву. Козёл отпущения - жертва богу, для того чтобы умиротворить его гнев и исцелить сообщество. Козёл отпущения был pharmakon, то есть лекарственным средством. Он посвящался богу и идентифицировался с ним. Например, библейский сюжет принесения Исаака в жертву, который был прообразом или предсказанием людям о Спасителе, который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей. Однако, существует некая дуальность миссии Иисуса-искупителя выраженная в архетипе Люцифера. Как единственное олицетворение всей вытесняемой тени и вины в Христианской цивилизации, именно Люцифер принимает миссию козла отпущения. Рассмотрим некоторые проекции описанного архетипического пространства в психоаналитической плоскости. Повторюсь, что мифологические образы и сюжеты вписываются в логические модели лишь с определённой степенью соответствия. Например, развитие идентификации с архетипом козла отпущения не обязательно связано с первой стадией развития сознания. Как и сама стадия не обязательно привязана к конкретному по времени периоду жизни. Ведь мы сталкиваемся с проблематикой первоначальной стадии развития сознания в сознательном возрасте, значит актуальность задач взросления на данном этапе длиться дольше, чем заявленные большинством аналитических систем год-полтора после рождения. Исследователи, верные своим фрейдистским основам называют первоначальную стадию развития сознания «оральной». В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. [8] Согласно теории развития идентичности Э.Эриксона на оральной стадии, младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни - доверяет он окружающему его миру или не доверяет. «Мир» для младенца – это прежде всего его мать. А ответ на вопрос насколько он доверится этому миру в значительной степени зависит от того, в какой ипостаси Богини Матери предстаёт перед младенцем его персональная мать. Ф.Е.Василюк в своей «Психологии переживания» образно описывает период оральной стадии, как пребывание в жизненном мире «внешне лёгком и внутренне простом». И так отмечает масштабы эмоций удовольствия и неудовольствия в этом психологическом мире: Если допустить любую, самую незначительную с внешней точки зрения депривацию младенца, то в плане мироощущения ей будет соответствовать неудовольствие, покрывающее собой все, не имеющее конца, некий вселенский ужас, по существу смерть, ибо как удовольствие здесь — принцип и признак жизни, так неудовольствие (мгновенно, в силу временно-пространственных характеристик мира раздувающееся до панического ужаса)-принцип и признак смерти». Эти условия утробного и младенческого существования, через которые неминуемо проходит каждый ребенок, порождают соответствующее мироощущение, которое образует инфантильную основу сознания — некоторый остающийся в человеке, неустранимый, первичный и базовый слой, на протяжении всей жизни подспудно влияющий на его сознание и поведение. Будучи инерцией прежнего легкого и простого существования, инфантильная установка требует восстановления утраченного вместе с этим существованием блаженного мироощущения. Жизнь субъекта в таком мире —это окутанная бесконечным благом чистая культура жизнедеятельности, первичная жизненность, витальность, атомом которой является акт непосредственного удовлетворения любой потребности. Инфантильная позиция сознания и материнский комплекс напрямую соотносятся с Puer aeternus. Мария-Луиза фон Франц отмечает проявления этого архетипа в сформировавшейся личностной структуре следующим образом: - подростковая психология - гомосексуализм или донжуанство в следствие сильное зависимости от матери - сложности в вопросах социальной адаптации (асоциальный индивидуализм) - высокомерие (вплоть до мании величия), вследствие комплекса неполноценности - сопутствие в той или иной степени комплекса спасителя, или Мессии - отрыв от земли (реальности), включая такие проявления как увлечение альпинизмом и страсть к полётам. - отсутствие способности к монотонной деятельности, требующей упорства и терпения - склонность избежать обременения ответственностью и обязательствами -особая одухотворённость, истоки которой лежат в тесном контакте с коллективным бессознательным - очарование молодости и чарующая притягательность - возможен тип пуэра, живущего в состоянии постоянной полудрёмы, неорганизованности и безразличия. В феноменологии комплекса козла отпущения силы и реактивности индивидуальной психики являются причиной человеческой боли. Архетип козла отпущения проявляется на базе обусловленности удовлетворением потребностей. Травма фрустрации или депривации вызывает чувство отвержения и экзистенциальное ощущение неполноценности; ребёнок чувствует, что он не достоин получить. Это приводит к появлению любопытной логики, что любая боль является наказанием, и так как данный конкретный человек мог стать носителем Тени, он её действительно заслужил. В общем то, здесь речь о том, что боль и вина увязываются друг с другом . Это не пройденный у Диониса урок - для которого боль и радость, горе и печаль – есть равнозначные проявление жизни. И мифологические и аналитические интерпретации архетипов Puer аeternus и Козла отпущения во многом перекликаются друг с другом. Общей чертой также является избранность, которая выступает как компенсация жертвенности. Ощущение человеком своей избранности соотноситься с шизоидной формы страха. Согласно Ф.Риману это «страх перед самостановлением (стагнацией "Я"), переживаемый как беззащитность и изоляция». В своей автономии шизоид может уйти очень далеко: вознести себя выше всех, «улететь» в фантазии с полным отрывом от реальности. Существуют современные аналитические исследования, которые подтверждают связь шизоидной акцентуации с оральной стадией развития. Однако теория Ф.Римана описывает систему координат с двумя осями. Её можно представить как проекцию архетипического пространства следующим образом: ось «шизоид-депрессивный» (автономия/индивидуализм – самоотдача/жертвенность) соответствует дуальности Люцифер – Иисус; ось «истероидный-навязчивый» (изменения/риск – постоянство/безопасность) соответствует дуальности Дионис – Апполон/Афина. Следует добавить ещё одну интерпретацию: 1-ая ось – «индивидуальное – коллективное», 2- ая ось – «матриархат –патриархат». Такая система координат относиться не только оральной стадии. Но даёт возможность расширить шизоидный контекст проблематики. Справедливо говорить и о «нормирующей патриархальности» гонителей Аполлона и Афины подавляющей Дионисийское начало на первом этапе формирования сознания. И справедливо проявление депрессивной составляющей самоотдачи Иисуса, как стремления к коллективному, которую Фрейд охарактеризовал пассивностью, зависимостью и доверчивостью орально-пассивной модальности оральной стадии. Завершить экскурс в стройные аналитические теории хотелось бы ссылкой на революционные и парадоксальные воззрения постмодернистов, опровергающие сами основы психоанализа Фрейда. Тем более, что в рамках обсуждения оральной стадии мы подошли к понятиям созвучным основным концептам посмодернизма - шизофрении, индивидуальности и потреблению. Гваттари и Делез, авторы Шизоанализа, видят целью свободу от нормативирующих поведение индивида структур общества, который может свободно реализовывать свои желания как "деконструированный субъект" — как "шизоидное": но не в качестве поступков психически больного человека, а как линию поведения лица, сознательно отвергающего каноны общества в угоду своему естественному "производящему желанию", своему бессознательному. Требование слушаться голоса собственного "шизо" (т.е. шизомолекулы" — основания человека) ведет не просто к необходимости редуцировать из психической жизни нормативные конструкты, навязанные культурой, но, что еще более важно для понимания доктрины Шизоанализа, — к постулированию желательности максимального снижения роли разума, которую тот играет, выступая арбитром во всех связях и отношениях субъекта. В идеях посмодернистов «гул» той части архетепического пространства, которую мы рассмотрели в связи с первой стадией формирования сознания, звучит наиболее отчётливо, угрожая в своём нарастании стройным мелодиям апполонической цивилизации. Похоже, что проблематика оральной стадии всё в меньшей мере соответствует незначительным неудобствам маленьких, в целом уютных, персональных мирков. Степан Мощенко "Архетепическое пространство начальной стадии развития сознания" Комментарии: |
|