Минцифры к 15 декабря сформирует перечень российских программ для предустановки на гаджеты, продающиеся в России. Устанавливать потребуется 16 видов программ, включая онлайн-кинотеатры, соцсети и сервисы для госпроекта «Доступный интернет». Требования обязательны для смартфонов, планшетов, компьютеров и Smart TV, произведенных после 1 января 2021 года. Эксперты уже предрекают дефицит устройств из-за неготовности вендоров.
Правительство приняло постановление о предустановке отечественных приложений на смартфоны, планшеты, компьютеры и Smart TV, указано на сайте раскрытия правовой информации. Минцифры должно до 15 декабря составить рейтинг программ для предустановки на основании заявок от правообладателей, поступивших до 1 декабря.
- Рейтинг формируется на основании количества пользователей программы для каждого типа гаджета за прошедший год — их должно быть не менее 500 тыс.
- В перечень включается одна программа по каждому из 16 классов софта, за исключением соцсетей и аудиовизуальных сервисов.
- По этим двум категориям возможно включение до двух и десяти программ соответственно — их выберет президиум правкомиссии.
Среди других классов ПО, которое необходимо будет устанавливать вендорам,— браузер, поисковик, картографический и навигационный сервис, программы «облачных хранилищ», электронная почта, мессенджер, голосовой помощник, новостной агрегатор, программы для «онлайн-трансляций контента, размещенного пользователями», платежная система «Мир», приложение госуслуг, офисное ПО, антивирусы и сервисы для доступа к социально значимым сайтам по программе «Доступный интернет», список которых утвержден Минцифры. Отбор программ для подключения к «Доступному интернету» также определит правкомиссия.
На смартфоны и планшеты потребуется устанавливать все 16 классов приложений, то есть по одной программе из каждого класса, на компьютеры — только браузер, офисное ПО и антивирус, на Smart TV — браузер, поисковик, соцсети и аудиовизуальные сервисы. Вендоры имеют право выбирать, какой онлайн-кинотеатр установить, если предлагается несколько вариантов.
Производитель может полностью предустановить приложение или ПО на жесткий диск устройства, поставить только иконки для скачивания или ввести специальное диалоговое окно при активации устройства, с помощью которого потребитель сам скачает софт по своему выбору.
О том, что предустановка приложений в полном объеме будет необязательна, “Ъ” сообщал 19 июня. Как отмечали эксперты, механизм позволит исполнить требования закона, например, Apple. Постановление вступает в силу с 1 января, требования распространятся только на устройства, произведенные после этой даты.
Закон о предустановке был принят в ноябре 2019 года, затем его вступление в силу перенесли с 1 января 2021 года на 1 марта. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) просила вице-премьера Дмитрия Чернышенко сдвинуть срок дальше, ссылаясь на отсутствие порядка предустановки ПО. Из-за правовой неопределенности производители вряд ли успеют обеспечить установку российского ПО в срок, что грозит дефицитом устройств, предупреждала ассоциация.
Полное отсутствие переходного периода, который высокотехнологичная индустрия неоднократно просила, демонстрирует неуважение к ней, заявил “Ъ” представитель Ассоциации торговых компаний и производителей бытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов: «Мы уже говорили, что по разным категориям техники для обеспечения корректной работы приложений необходимо от шести до восемнадцати месяцев тестирования».
Из постановления следует, что в России невозможно будет продавать технику, произведенную после 1 января, без предустановки приложений из рейтинга, то есть граждане не смогут получить новинки и возникнет дефицит, утверждает господин Гуськов.
Важно, что право на предустанавливаемое ПО должно принадлежать российскому юрлицу, как и более 50% в компании-разработчике, указывает глава комиссии московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. «Это означает, что к рейтингу могут допускаться в том числе продукты иностранных компаний, имеющих представительство в России и менее 50% иностранного участия»,— полагает он. Требование о минимум 500 тыс. пользователей заградительно для небольших компаний, но, уточняет эксперт, если приложение не набирает такую аудиторию в России, можно учитывать показатели в ЕАЭС или СНГ.