Сегодня исполняется 124 года со дня рождения Льва Семёновича Выготского, выдающегося ученого, оставившего яркий след в науке и различных областях практики!

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-11-17 09:00

Психология

Сегодня исполняется 124 года со дня рождения Льва Семёновича Выготского, выдающегося ученого, оставившего яркий след в науке и различных областях практики!

«Моцарт в психологии», по известному выражению Стефана Тулмина, Лев Семёнович внёс огромный вклад в развитие российской и зарубежной психологии.

Л.С. Выготский — основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Объединил вокруг себя коллектив исследователей, известный как «круг Выготского-Лурии» (также «круг Выготского»).

Прожив всего 37 лет, ученый успел оставить после себя богатое научное наследие в психологии, хотя она не являлась для него первоначальной профессиональной деятельностью. Лев Семенович не имел специального психологического образования, закончив обучение на историко-философском факультете Университета им. Шанявского. Долгое время он работал в Гомеле учителем литературы в школе. Этот педагогический опыт стал основанием для его первых научных исследований в области методов воздействия на подрастающее поколение.

Вскоре Выготский создал экспериментальную лабораторию в Гомельском техникуме, в которой начала формироваться его педагогическая психология. Первые работы Выготского связаны с проблемами обучения аномальных детей. Эти исследования не только положили начало становлению дефектологии, но и стали серьезным вкладом в исследование высших психических функций и психических закономерностей.

На Всероссийском съезде психоневрологов в Петрограде Выготский сделал доклад, опираясь на данные, полученные в результате этих экспериментальных исследований. Работа молодого ученого произвела фурор, впервые прозвучали слова о зарождении нового направления в психологии. Именно с этого выступления и началась карьера молодого ученого. Льва Семёновича пригласили в Московский институт экспериментальной психологии.

В течение 10 лет Выготский занимался дефектологией, создав в Москве лабораторию психологии аномального детства, ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического института (ЭДИ), и разработав качественно новую теорию развития аномального ребенка. Он одним из первых среди отечественных психологов не только теоретически обосновал, но и подтвердил на практике, что любой недостаток как в психологическом, так и в физическом развитии поддается коррекции, т.е. его можно компенсировать за счет сохранных функций и путем длительной работы.

Особое место в психологической концепции Льва Семёновича занимает культурно-историческая теория развития психики, суть которой заключалась в том, что социальная среда является главным источником развития личности. Выготский убедился, что на становление личности ребенка, на его полноценное развитие практически в равной степени оказывают влияние как наследственные задатки (наследственность), так и социальные факторы: культура, язык, система счета. Сознание развивается в сотрудничестве и общении, поэтому роль культуры в формировании личности невозможно переоценить. Человек, по мнению ученого, существо абсолютно социальное, и вне общества многие психические функции не могут формироваться.

Еще один фундаментальный труд Льва Семёновича — «Психология искусства», в котором ученый высказывает мысль о том, что искусство является важной сферой развития многих психических функций, и его возникновение обусловлено естественным ходом эволюции человека. Искусство является важнейшим фактором выживания человеческой популяции, оно выполняет немало важных функций в социуме и жизни отдельных индивидуумов.

Многие идеи, высказанные Л.С.Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растет популярность его научных исследований как в отечественной, так и в мировой психологии.

Комментарии: