Сегодня исполняется 124 года со дня рождения Льва Семёновича Выготского, выдающегося ученого, оставившего яркий след в науке и различных областях практики! |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-11-17 09:00 Сегодня исполняется 124 года со дня рождения Льва Семёновича Выготского, выдающегося ученого, оставившего яркий след в науке и различных областях практики! «Моцарт в психологии», по известному выражению Стефана Тулмина, Лев Семёнович внёс огромный вклад в развитие российской и зарубежной психологии. Л.С. Выготский — основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Объединил вокруг себя коллектив исследователей, известный как «круг Выготского-Лурии» (также «круг Выготского»). Прожив всего 37 лет, ученый успел оставить после себя богатое научное наследие в психологии, хотя она не являлась для него первоначальной профессиональной деятельностью. Лев Семенович не имел специального психологического образования, закончив обучение на историко-философском факультете Университета им. Шанявского. Долгое время он работал в Гомеле учителем литературы в школе. Этот педагогический опыт стал основанием для его первых научных исследований в области методов воздействия на подрастающее поколение. Вскоре Выготский создал экспериментальную лабораторию в Гомельском техникуме, в которой начала формироваться его педагогическая психология. Первые работы Выготского связаны с проблемами обучения аномальных детей. Эти исследования не только положили начало становлению дефектологии, но и стали серьезным вкладом в исследование высших психических функций и психических закономерностей. На Всероссийском съезде психоневрологов в Петрограде Выготский сделал доклад, опираясь на данные, полученные в результате этих экспериментальных исследований. Работа молодого ученого произвела фурор, впервые прозвучали слова о зарождении нового направления в психологии. Именно с этого выступления и началась карьера молодого ученого. Льва Семёновича пригласили в Московский институт экспериментальной психологии. В течение 10 лет Выготский занимался дефектологией, создав в Москве лабораторию психологии аномального детства, ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического института (ЭДИ), и разработав качественно новую теорию развития аномального ребенка. Он одним из первых среди отечественных психологов не только теоретически обосновал, но и подтвердил на практике, что любой недостаток как в психологическом, так и в физическом развитии поддается коррекции, т.е. его можно компенсировать за счет сохранных функций и путем длительной работы. Особое место в психологической концепции Льва Семёновича занимает культурно-историческая теория развития психики, суть которой заключалась в том, что социальная среда является главным источником развития личности. Выготский убедился, что на становление личности ребенка, на его полноценное развитие практически в равной степени оказывают влияние как наследственные задатки (наследственность), так и социальные факторы: культура, язык, система счета. Сознание развивается в сотрудничестве и общении, поэтому роль культуры в формировании личности невозможно переоценить. Человек, по мнению ученого, существо абсолютно социальное, и вне общества многие психические функции не могут формироваться. Еще один фундаментальный труд Льва Семёновича — «Психология искусства», в котором ученый высказывает мысль о том, что искусство является важной сферой развития многих психических функций, и его возникновение обусловлено естественным ходом эволюции человека. Искусство является важнейшим фактором выживания человеческой популяции, оно выполняет немало важных функций в социуме и жизни отдельных индивидуумов. Многие идеи, высказанные Л.С.Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растет популярность его научных исследований как в отечественной, так и в мировой психологии. Комментарии: |
|