Самочки не «скромные», самцы не «мужественные»: почему у животных нет гендера

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-11-03 10:10

Психология

У животных есть половой диморфизм, но нет гендера. Почему важно помнить об этом, рассуждая о поведенческих различиях мужчин и женщин, на Nautilus рассказывает философ и специалист по эволюционной теории игр Кейлин О’Коннор.

У животных есть пол, но нет гендера.

Небиологам, как правило, трудно это понять, поскольку самцы и самки большинства видов животных ведут себя по-разному. Самый простой пример — брачное поведение, но встречаются и другие различия: у одних видов только самки или только самцы заботятся о потомстве; у других — самцы исполняют брачные танцы или создают гаремы; у третьих есть группы, объединенные по половому признаку.

Почему эти примеры поведения не доказывают наличия гендера? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала мы должны определить, что такое гендер, а это не так-то просто.

Что такое гендер?

Впервые термин «гендерная роль» использовал в 1950-х годах психолог Джон Мани. Он же ввел различие между

полом

(биологической характеристикой) и 

гендером

(культурной характеристикой).

Гендер — это набор культурных норм, обусловливающих модели поведения и личные качества мужчин и женщин. Эти нормы возникают в процессе развития общества и передаются из поколения в поколение путем культурной трансмиссии.

Как отмечают гендерные теоретики Джудит Батлер и Энн Фаусто-Стерлинг,

пол и гендер взаимосвязаны

. Анатомия обусловливает культурные представления о гендере: например, во многих культурах тяжелая физическая работа выполняется мужчинами. Гендер, в свою очередь, обусловливает анатомию: разные представления о мужской и женской красоте диктуют разный выбор упражнений — мужчины предпочитают силовые тренировки, а женщины — аэробные.

Тем не менее, несмотря на очевидные физические различия между самцом и самкой павлина, у павлинов нет гендера. Почему? Всё дело в том, что у павлинов нет культуры.

В отличие от животных у людей типичное мужское и женское поведение сильно отличается в разных культурах. То, что считается нормой для женщин в одной культуре, в другой считается недопустимым. Даже количество гендеров в разных культурах неодинаково. В большинстве культур признаются только два гендера (согласно количеству полов), но есть и такие, где выделяют три или больше.

Кроме того, гендерные нормы меняются со временем. В начале XX века женщинам в США запрещалось носить брюки, а сегодня они могут надевать что угодно. В западном мире розовый считается «женским» цветом, но это представление возникло только недавно. Другими словами, в гендере есть много случайного. Это лишний раз доказывает, что он обусловлен культурой.

Есть ли у животных культура?

Но остается еще несколько вопросов. Во-первых, есть ли у животных культура? Если да, то может ли у них быть и гендер?

Культура подразумевает передачу информации из поколения в поколение, благодаря чему сохраняются полезные знания и модели поведения. У некоторых животных наблюдается подобный процесс. Косатки, например, учатся охотиться друг у друга, вследствие чего разные группы косаток используют разную стратегию. Стоит упомянуть и известный случай с японскими макаками, которые научились мыть батат у одной из самок.

И всё же примеры культуры в животном мире встречаются очень редко, и даже в этих случаях животные не обучаются гендерным ролям. Не существует, например, стай косаток, в которых самки учились бы определенным вещам только от самок, а затем передавали приобретенные знания только самкам.

Но даже если бы такие примеры были, им всё равно не хватало бы некоторых ключевых характеристик гендера. Прежде всего, гендер подразумевает нормативность: люди ведут себя определенным образом не только в силу своего воспитания, но и потому, что такое поведение считается правильным. Этот элемент отсутствует у животных.

Есть и еще один важный вопрос: если гендер — это культурный конструкт, то почему каждое известное науке сообщество имеет представления о том, как должны себя вести мужчины и женщины? Почему не существует культур, в которых такие представления отсутствуют?

Гендер — продукт разделения труда

Гендер существует во всех культурах потому, что он очень полезен при разделении труда.

В ходе эволюции люди выработали разнообразные полезные навыки, требующие долгого обучения. В традиционных культурах к ним относятся плетение веревок, сбор урожая, приготовление пищи, постройка домов и обжиг глиняных изделий. Гендерные роли предписывают мужчинам и женщинам выполнение определенных задач.

Само собой, можно разделять обязанности и по-другому, но из-за биологических различий полов такой способ наиболее удобен. После установления гендерного разделения труда вокруг него формируются ритуалы, нормы, ожидания и прочий культурный багаж.

Существуют ли врожденные половые различия?

В связи с этим возникает вопрос: если гендер обусловлен культурой, значит ли это, что он объясняет все различия в поведении между мужчинами и женщинами? Или некоторое поведение также обусловлено биологическим полом?

Это неоднозначный вопрос. Ведь если существуют врожденные поведенческие различия между мужчинами и женщинами, значит, они не равны. А это утверждение попахивает сексизмом. Классический пример: так как женщины менее амбициозны, чем мужчины, то их среди начальников должно быть меньше.

Врожденные поведенческие различия, вероятно, существуют, но определить их очень трудно. Поведение каждого человека на планете формируется под влиянием культуры, поэтому нельзя рассматривать врожденные различия отдельно от культурных.

Почему важно помнить, что у животных нет гендера?

Здесь мы возвращаемся к тому, почему так важно понимать, что у животных нет гендера.

Когда мы наблюдаем определенное поведение у мужчин и женщин, мы не можем автоматически заключить, что оно обусловлено врожденными биологическими различиями. Например, если маленькие мальчики не хотят играть с куклами, это не означает, что они от природы неспособны заботиться о младенцах.

Мы должны рассматривать поведение людей через совершенно иную призму и учитывать влияние культуры на предпочтения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.


Источник: knife.media

Комментарии: