Русская «Валькирия»: ведомый БПЛА «Гром»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Дефицит наших БПЛА

С момента начала вооружённого конфликта между Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) тема беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) не сходит со страниц профильных изданий. Ранее БПЛА отлично показали себя в конфликтах в Сирии и в Ливии, успешно уничтожая наземные цели и иногда даже выигрывая в противостоянии с новейшими российскими зенитными ракетно-пушечными комплексами (ЗРПК) «Панцирь». В России длительное время существовало достаточно серьёзное отставание в разработке и принятии БПЛА на вооружение. Особенно это касается высотных БПЛА дальнего радиуса действия типа HALE (High Altitude Long Endurance), предназначенных для полетов на высотах более 14 000 метров, и класса MALE (Medium Altitude Long Endurance), – на высотах 4 500–14 000 метров.

Переломный 2020

Несмотря на ситуацию с коронавирусом COVID-19, существенно повлиявшую на реализацию множества проектов по всему миру, 2020 год может стать переломным в части оснащения российских вооружённых сил БПЛА разных типов.

В первую очередь это принятие на вооружение 20 апреля 2020 года комплекса «Орион», включающего БПЛА, которые можно отнести к нижнему порогу класса HALE. Также в 2020 году предположительно завершены испытания более тяжёлого БПЛА «Альтаир»/«Альтиус-У» (последнее обозначение «Альтиус-РУ»), что позволяет осторожно ожидать его появления на вооружении в 2021 году.

Первый принятый на вооружение российский комплекс БПЛА «Орион» класса HALE. Кадр из передачи НТВ "Смотр". Высокие технологии: новые российские беспилотники
Испытательный полёт БПЛА «Альтиус-У» в 2019 году. Источник: Минобороны России, mil.ru
Испытания проходит тяжёлый БПЛА С-70 «Охотник», в конструкции которого широко используются технологии снижения заметности. По заявлению руководителя Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) в августе 2020 года, «Охотник» должен быть принят на вооружение в 2024 году.
Прототип БПЛА «Охотник».Источник: Минобороны России / YouTube
Ну и наконец, на выставке «Армия-2020» были показаны макеты перспективных БПЛА «Сириус», «Гелиос» и «Гром», проектируемых специалистами Группы «Кронштадт».
Макеты БПЛА (сверху-вниз) «Сириус», «Гелиос» и «Гром». Источник: (с) Саид Аминов / saidpvo.livejournal.com

Основные проблемы

Основными проблемами при создании отечественных БПЛА является отсутствие необходимых высокоэкономичных двигателей и бортовой электроники.

Ещё более существенным ограничительным фактором, затрудняющим эксплуатацию БПЛА на большом удалении от пункта управления, является отсутствие отечественных глобальных систем высокоскоростной помехозащищённой спутниковой связи.

Особенно это проявляется при эксплуатации БПЛА класса HALE и MALE.

Перспективы

Вместе с тем, есть определённый класс БПЛА, для которых отсутствие систем спутниковой связи не является критичным недостатком. Это БПЛА, управление которыми осуществляется с борта пилотируемых летательных аппаратов и с которыми указанные БПЛА работают в рамках решения одной задачи. Из российских проектов на решение этой задачи ориентированы вышеупомянутые БПЛА «Охотник» и БПЛА «Гром».

БПЛА «Охотник», разрабатываемый компанией «Сухой», это сложная и дорогая машина массой порядка 20 тонн.

Его сложность и стоимость могут быть сопоставимы с таковой у истребителя пятого поколения Су-57.

Задачи, которые он может решать, и возможная тактика его применения вполне заслуживают отдельной статьи.

Учитывая задержки с реализацией проекта самолёта Су-57, можно ожидать, что и сроки создания БПЛА «Охотник» также будут смещены как минимум на несколько лет.

В этой статье мы рассмотрим концептуально куда более простой БПЛА «Гром» и его зарубежные аналоги (проекты которых собственно были анонсированы раньше него).

Программа Skyborg

Реализуемая военно-воздушными силами (ВВС) США программа Skyborg имеет своей целью создание ведомого БПЛА для пилотируемых боевых самолётов. Отличительной чертой БПЛА, создаваемых по программе Skyborg, должна стать высокая интеллектуализация борта. Фактически ВВС США хотят получить автономного робота, способного взять на себя не только риск, но и частичное осуществление анализа и обработки информации. В перспективе такие БПЛА должны полностью заменить человека.

Русская «Валькирия»: ведомый БПЛА «Гром»
Рендер программы Skyborg ВВС США.

Презентация программы Skyborg.

Пока искусственный интеллект далёк от возможностей человеческого мозга ведомые БПЛА могут выполнять не менее важные задачи. Осуществлять разведку и постановку помех. Наносить удары по наземным, а в перспективе и по воздушным целям. Жертвуя собой, вскрывать системы противовоздушной обороны (ПВО) противника.
Разнообразие ставящихся перед БПЛА задач может создать противоречие.

С одной стороны, для взлома системы ПВО нужны недорогие БПЛА (которые при необходимости сами могут быть использованы в качестве боеприпаса – своего рода крылатой ракеты).

С другой стороны, для решения сложных задач (к примеру, противостояния высокотехнологичным пилотируемым истребителям противника) БПЛА должны иметь соответствующий технический уровень, что неизбежно повлияет на удорожание их стоимости.

Концепт облика БПЛА по программе Skyborg
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что в рамках реализации программы Skyborg могут быть созданы сразу несколько БПЛА, предназначенные для решения разных задач.С лета 2020 года над программой Skyborg работают компании Boeing, General Atomics Aeronautical Systems, Kratos Unmanned Aerial Systems и Northrop Grumman Systems, с каждой из которых были заключены контракты на сумму порядка 400 миллионов долларов.

XQ-58 Valkyrie

Компания Kratos Unmanned Aerial Systems разрабатывает БПЛА XQ-58 Valkyrie. Его основное назначение – разведка и прорыв ПВО противника. Таким образом, это прямой аналог БПЛА «Гром».

Длина корпуса БПЛА XQ-58 Valkyrie составляет около 9 метров. Размах крыльев около 7 метров. Максимальная скорость 1 050 километров в час. Потолок 13 715 метров. Перегоночная дальность порядка 3 900 километров.

Прототип и изображения БПЛА XQ-58 Valkyrie.
Корпус БПЛА XQ-58 Valkyrie выполнен с применением технологий малозаметности и ориентирован на преодоление наземной ПВО – минимальная эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) должна быть в передней-нижней полусфере.

Испытательный полёт прототипа БПЛА XQ-58 Valkyrie.

Вооружение размещается во внутренних отсеках на четырёх точках подвески грузоподъёмностью по 250 кг. На БПЛА XQ-58 Valkyrie должны быть установлены оптические и радиолокационные средства разведки, система дистанционного управления и автопилот.
Одним из важнейших критериев разработки БПЛА XQ-58 Valkyrie компания Kratos Unmanned Aerial Systems называет максимальное снижение стоимости его производства и технического обслуживания. БПЛА XQ-58 Valkyrie создаётся на базе воздушной мишени. Предполагается, что его стоимость составит 2–3 млн долларов.

Loyal Wingman

БПЛА Loyal Wingman («Верный Ведомый») разрабатывается компанией Boeing Airpower Teaming System по заказу ВВС Австралии. Предполагается, что он будет использоваться в качестве ведомого с самолётами тактической авиации F-35A и F/A-18F, самолетами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Boeing EA-18G, противолодочными самолётами Boeing P-8A и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-7A Wedgetail.

Изображение БПЛА Loyal Wingman, управляемых с самолёта ДРЛОиУ E-7A Wedgetail.
Учитывая практически одинаковые требования, нет сомнений, что БПЛА Loyal Wingman в том или ином варианте примет/принимает участие в программе Skyborg.
Прототип БПЛА Boeing Loyal Wingman
БПЛА Boeing Loyal Wingman крупнее БПЛА XQ-58 Valkyrie – его длина составляет почти 12 метров. Дальность полёта должна составить не менее 3700 километров, которая будет обеспечиваться высокоэкономичным турбореактивным двигателем, используемым в «гражданских» самолётах. БПЛА Boeing Loyal Wingman выполнен по технологии малой заметности. В носовой части он оснащён отсеком длиной 2,6 метра для размещения оборудования разного типа.

Презентация БПЛА Boeing Loyal Wingman

В некоторых источниках говорится о том, что во внутреннем отсеке будут размещаться только модульные средства разведки, связи или РЭБ. При этом вооружение будет располагаться на внешней подвеске. Что несколько странно, учитывая большие габариты БПЛА Loyal Wingman по сравнению с БПЛА XQ-58 Valkyrie и снижение характеристик малозаметности при таком способе размещения вооружения.
Среди заявленных целей БПЛА Loyal Wingman – выполнение разведки и нанесение ударов по наземным целям, РЭБ и использование его в качестве ложной цели.

БПЛА Barracuda

Из машин данного класса можно ещё вспомнить БПЛА Barracuda германо-испанской разработки. Эта машина обладает более скромными характеристиками. При длине порядка 8 метров и собственной массе 2 300 кг полезная нагрузка составляет 300 кг, практический потолок до 6 000 метров, радиус действия 200 километров. Основной задачей БПЛА Barracuda является ведение разведки. Хотя не исключается его применение и для выполнения ударных задач.

БПЛА Barracuda.

БПЛА «Гром»

Как уже говорилось выше, макет БПЛА «Гром» был представлен на выставке «Армия-2020» группой «Кронштадт». Внешне БПЛА «Гром» напоминает БПЛА XQ-58 Valkyrie. Что неудивительно. Учитывая, что создаются они для решения одинаковых задач. Однако по габаритам он превышает и «Валькирию», и «Верного Ведомого». Длина 13,8 метров. Размах крыла 10 метров. Как и его американские визави, БПЛА «Гром» реализуется с учётом технологий снижения заметности.

Макет БПЛА «Гром». Источник: BMPD, bmpd.livejournal.com
Скорость полёта БПЛА «Гром» должна достигать 1 000 километров в час, крейсерская – 800 километров в час. Практический потолок составит 12 000 метров. Предположительно, на БПЛА «Гром» будет установлен турбореактивный двигатель АИ-222-25, используемый на учебном самолёте Як-130. В статье Найти авианосец: на замену Ту-95РЦ мы говорили о том, что указанный двигатель уже рассматривался к применению в БПЛА «Зонд-1» и «Зонд-2» КБ «Сухой». Судя по всему, это наиболее экономичное отечественное решение из доступных российским разработчикам БПЛА.
Для БПЛА «Гром» заявлен боевой радиус действия 700 километров. С одной стороны, это кажется меньше, чем у БПЛА XQ-58 Valkyrie и БПЛА Loyal Wingman. У которых радиус действия может составлять свыше 1 500 километров (основываясь на перегоночной дальности). С другой стороны, радиус действия иногда указывают с учётом времени на барражирования БПЛА в районе цели. Также ограничительным фактором может выступать дальность систем связи для управления БПЛА.

Вообще, для российского учебного самолёта Як-130, оснащённого двумя двигателями АИ-222-25, заявлена дальность полёта 2 000 км. А для его китайского аналога Hongdu L-15, оснащённого аналогичными форсированными двигателями АИ-222-25Ф, заявлена дальность полёта 3 100 км, при меньшей максимальной взлётной массе последнего.

С учётом вышеизложенного, можно предположить, что для БПЛА «Гром» вполне может быть достигнута перегоночная дальность порядка 3 000–3 500 километров.

Макет БПЛА «Гром». Источник: BMPD, bmpd.livejournal.com
Максимальная масса полезной нагрузки БПЛА «Гром» составляет 2 000 кг. Что предположительно больше, чем у БПЛА XQ-58 Valkyrie и БПЛА Loyal Wingman. В качестве вооружения может использоваться разнообразное управляемое вооружение: управляемая ракета Х-38МЛ, корректируемые авиационные бомбы КАБ-500С и КАБ-250ЛГ, перспективная авиационная управляемая ракета «Изделие 85» с многоспектральной головкой самонаведения.
Номенклатура вооружений БПЛА «Гром». Источник: BMPD, bmpd.livejournal.com
Можно отметить, что (по сравнению с американской программой Skyborg) БПЛА «Гром» больше ориентирован на выполнение ударных функций в роли «беспилотного штурмовика». О выполнении таких задач как РЭБ, вынесенная оружейная платформа авиационного вооружения или ретрансляция связи речи пока не идёт. Возможно, эти задачи будут возложены на более крупный, сложный и дорогой БПЛА «Охотник» или реализованы впоследствии.
Характеристики БПЛА «Гром». Источнник: А.В. Карпенко / bastion-karpenko.ru
Разведка также указана последним пунктом. Вместе с тем, в передней части макета БПЛА «Гром» имеется ярко выраженный радиопрозрачный обтекатель РЛС. Для применения некоторых образцов высокоточного оружия потребуется и оптоэлектронные средства разведки.

Нужны ли российским ВВС БПЛА типа «Гром»?

С одной стороны, такие БПЛА неизбежно будут дороже, чем более простые решения типа БПЛА «Орион». С другой стороны, по мере развития ПВО, ориентированного на уничтожение БПЛА, низкоскоростные решения с поршневыми моторами могут стать слишком лёгкой мишенью. Хотя реактивные БПЛА скорее всего будут более заметны в ИК и акустическом диапазонах. В конечном итоге, скорее всего эксплуатироваться будут все типы БПЛА, каждый из которых займёт свою нишу.

Вызывает вопрос взаимодействие БПЛА «Гром» с пилотируемыми боевыми самолётами. (Когда на БПЛА, разрабатываемые по программе Skyborg, возлагаются функции РЭБ, ретрансляции связи или вынесенной оружейной платформы при работе против воздушных целей, то они будут требовать от пилотов тактической авиации минимального вмешательства. С другой стороны, при атаке наземных целей пилоту будет необходимо уделять БПЛА куда больше времени, что может поставить под угрозу самого «ведущего»). Насколько будет автоматизирован БПЛА «Гром» и не станет ли он обузой для его «ведущего»?

В статье Куда уйдёт боевая авиация: прижмётся к земле или наберёт высоту? автором сделан вывод о том, что пилотируемые летательные аппараты уйдут на большие высоты. А на малых высотах останутся одни БПЛА. Пилотируемые самолёты тактической авиации будут привлекаться только для поражения особо важных целей, тогда как основную работу станут выполнять БПЛА.
С учётом вышеизложенного концепция «тактический пилотируемый самолёт + БПЛА-штурмовик» может быть поставлена под сомнение. Именно в части поражения наземных целей. Поскольку использование ведомых БПЛА в качестве носителя средств РЭБ, вынесенных средств разведки или вооружения может быть крайне эффективным. Но в нашем случае это скорее всего будет связка Су-57 + БПЛА С-70 (Охотник).

По мнению автора, наилучшим решением для уничтожения наземных целей стало бы использование самолётов-разведчиков Ту-214Р в качестве пункта управления БПЛА, в том числе и БПЛА типа «Гром».

Ту-214Р сейчас является самым современным самолётом-разведчиком ВВС РФ. Он оснащён многочастотным радиотехническим комплексом МРК-411 с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора разработки ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга, а также оптико-электронной системой высокого разрешения «Фракция». Предполагаемая дальность обнаружения целей РЛС в активном режиме составляет 250 километров, дальность обнаружения РЛС противника в пассивном режиме радиотехнической разведки составляет до 400 километров.

Самолёт-разведчик Ту-214Р. Источник: russianplanes.net
Предположительно, внутренние объемы Ту-214Р позволят разместить оборудование для управления БПЛА «Гром». Сложно сказать, сколько операторов БПЛА можно разместить в Ту-214Р. Вероятное их количество может составить не менее восьми человек. В этом случае Ту-214Р может осуществлять обнаружение целей как собственными средствами разведки, так и средствами разведки БПЛА, а затем оперативно осуществлять их уничтожение.
Автоматизированное рабочее место оператора в самолёте Ту-214Р.
В ударную группу могут входить БПЛА типа «Гром» с различной полезной нагрузкой и задачами (ударные БПЛА, БПЛА с оборудованием РЭБ, с противорадарным вооружением, с ложными мишенями, с дополнительным подвесным разведывательным контейнером и т.д.), что позволит гибко выстраивать тактику атаки.

Карусели БПЛА

БПЛА «Гром» смогут действовать на удалении до 250 километров от самолёта Ту-214Р и более, если позволят системы связи. Может быть реализован режим налётов «волнами», когда БПЛА «Гром» будут базироваться на аэродроме. Автоматически или под управлением наземного БПЛА будут осуществлять взлёт и выдвигаться на автопилоте в зону патрулирования Ту-214Р. Под управлением операторов на борту Ту-214Р наносить удары по противнику и автоматически возвращаться на аэродром базирования для заправки, обслуживания и перезарядки. Параллельно с аэродрома будет выдвигаться вторая «волна» БПЛА. Получится что-то типа «танковой карусели», применяемой российскими ВС во время Чеченской войны.
В случае, если системы связи и управления БПЛА «Гром», «Орион», «Альтаир» и прочих унифицированы, то авиационный пункт управления на базе Ту-214Р может задействовать для решения боевых задач БПЛА разных типов, используя их сильные стороны. Если же такая унификация не предусмотрена, то реализовать её надо уже сейчас, пока российские ВС ещё не насыщены БПЛА.

Если же размещение пункта управления БПЛА в силу каких-либо причин на Ту-214Р невозможно (например, из-за высокой стоимости разведывательного оборудования и/или его значительных габаритов, не позволяющих разместить системы связи и управления БПЛА), то может быть создано специализированное решение на базе самолётов Ту-214ПУ (пункт управления) или Ту-214СУС (самолётный узел связи). Плюсом этих машин является увеличенная за счет установки дополнительных топливных баков под полом кабины дальность полёта, составляющая до 10 500 километров. Также может быть увеличено количество операторов БПЛА.

Ту-214ПУ. Источник: https://russianplanes.net

Высокоинтенсивное огневое воздействие

Сочетание самолёта-разведчика/самолёта управления БПЛА со скоростными БПЛА типа «Гром» (и БПЛА других типов) позволит осуществлять высокоинтенсивное огневое воздействие на противника практически без риска потерь пилотируемых боевых самолётов (разумеется, при обеспечении прикрытия пункта управления от авиации противника). Одним из преимуществ связки Ту-214Р + БПЛА «Гром» является отсутствие необходимости в наличии высокоскоростных помехозащищённых спутниковых каналов связи.

Это решение может «закрыть» эпоху реактивных штурмовиков типа Су-25 и фронтовых бомбардировщиков типа Су-24/Су-34, а также существенно уменьшить потребность в использовании сложных и дорогих истребителей пятого поколения Су-57 для атаки наземных целей.


Источник: topwar.ru

Комментарии: