Русская «Валькирия»: ведомый БПЛА «Гром» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-11-28 12:15
Дефицит наших БПЛА С момента начала вооружённого конфликта между Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) тема беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) не сходит со страниц профильных изданий. Ранее БПЛА отлично показали себя в конфликтах в Сирии и в Ливии, успешно уничтожая наземные цели и иногда даже выигрывая в противостоянии с новейшими российскими зенитными ракетно-пушечными комплексами (ЗРПК) «Панцирь». В России длительное время существовало достаточно серьёзное отставание в разработке и принятии БПЛА на вооружение. Особенно это касается высотных БПЛА дальнего радиуса действия типа HALE (High Altitude Long Endurance), предназначенных для полетов на высотах более 14 000 метров, и класса MALE (Medium Altitude Long Endurance), – на высотах 4 500–14 000 метров. Переломный 2020 Несмотря на ситуацию с коронавирусом COVID-19, существенно повлиявшую на реализацию множества проектов по всему миру, 2020 год может стать переломным в части оснащения российских вооружённых сил БПЛА разных типов. Первый принятый на вооружение российский комплекс БПЛА «Орион» класса HALE. Кадр из передачи НТВ "Смотр". Высокие технологии: новые российские беспилотники Испытательный полёт БПЛА «Альтиус-У» в 2019 году. Источник: Минобороны России, mil.ru Испытания проходит тяжёлый БПЛА С-70 «Охотник», в конструкции которого широко используются технологии снижения заметности. По заявлению руководителя Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) в августе 2020 года, «Охотник» должен быть принят на вооружение в 2024 году.Прототип БПЛА «Охотник».Источник: Минобороны России / YouTube Ну и наконец, на выставке «Армия-2020» были показаны макеты перспективных БПЛА «Сириус», «Гелиос» и «Гром», проектируемых специалистами Группы «Кронштадт».Макеты БПЛА (сверху-вниз) «Сириус», «Гелиос» и «Гром». Источник: (с) Саид Аминов / saidpvo.livejournal.com Основные проблемы Основными проблемами при создании отечественных БПЛА является отсутствие необходимых высокоэкономичных двигателей и бортовой электроники. Перспективы Вместе с тем, есть определённый класс БПЛА, для которых отсутствие систем спутниковой связи не является критичным недостатком. Это БПЛА, управление которыми осуществляется с борта пилотируемых летательных аппаратов и с которыми указанные БПЛА работают в рамках решения одной задачи. Из российских проектов на решение этой задачи ориентированы вышеупомянутые БПЛА «Охотник» и БПЛА «Гром». Программа Skyborg Реализуемая военно-воздушными силами (ВВС) США программа Skyborg имеет своей целью создание ведомого БПЛА для пилотируемых боевых самолётов. Отличительной чертой БПЛА, создаваемых по программе Skyborg, должна стать высокая интеллектуализация борта. Фактически ВВС США хотят получить автономного робота, способного взять на себя не только риск, но и частичное осуществление анализа и обработки информации. В перспективе такие БПЛА должны полностью заменить человека. Рендер программы Skyborg ВВС США. Презентация программы Skyborg. Пока искусственный интеллект далёк от возможностей человеческого мозга ведомые БПЛА могут выполнять не менее важные задачи. Осуществлять разведку и постановку помех. Наносить удары по наземным, а в перспективе и по воздушным целям. Жертвуя собой, вскрывать системы противовоздушной обороны (ПВО) противника. Концепт облика БПЛА по программе Skyborg Исходя из вышесказанного, можно предположить, что в рамках реализации программы Skyborg могут быть созданы сразу несколько БПЛА, предназначенные для решения разных задач.С лета 2020 года над программой Skyborg работают компании Boeing, General Atomics Aeronautical Systems, Kratos Unmanned Aerial Systems и Northrop Grumman Systems, с каждой из которых были заключены контракты на сумму порядка 400 миллионов долларов.XQ-58 Valkyrie Компания Kratos Unmanned Aerial Systems разрабатывает БПЛА XQ-58 Valkyrie. Его основное назначение – разведка и прорыв ПВО противника. Таким образом, это прямой аналог БПЛА «Гром». Прототип и изображения БПЛА XQ-58 Valkyrie. Корпус БПЛА XQ-58 Valkyrie выполнен с применением технологий малозаметности и ориентирован на преодоление наземной ПВО – минимальная эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) должна быть в передней-нижней полусфере. Испытательный полёт прототипа БПЛА XQ-58 Valkyrie. Вооружение размещается во внутренних отсеках на четырёх точках подвески грузоподъёмностью по 250 кг. На БПЛА XQ-58 Valkyrie должны быть установлены оптические и радиолокационные средства разведки, система дистанционного управления и автопилот. Loyal Wingman БПЛА Loyal Wingman («Верный Ведомый») разрабатывается компанией Boeing Airpower Teaming System по заказу ВВС Австралии. Предполагается, что он будет использоваться в качестве ведомого с самолётами тактической авиации F-35A и F/A-18F, самолетами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Boeing EA-18G, противолодочными самолётами Boeing P-8A и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-7A Wedgetail. Изображение БПЛА Loyal Wingman, управляемых с самолёта ДРЛОиУ E-7A Wedgetail. Учитывая практически одинаковые требования, нет сомнений, что БПЛА Loyal Wingman в том или ином варианте примет/принимает участие в программе Skyborg.Прототип БПЛА Boeing Loyal Wingman БПЛА Boeing Loyal Wingman крупнее БПЛА XQ-58 Valkyrie – его длина составляет почти 12 метров. Дальность полёта должна составить не менее 3700 километров, которая будет обеспечиваться высокоэкономичным турбореактивным двигателем, используемым в «гражданских» самолётах. БПЛА Boeing Loyal Wingman выполнен по технологии малой заметности. В носовой части он оснащён отсеком длиной 2,6 метра для размещения оборудования разного типа. Презентация БПЛА Boeing Loyal Wingman В некоторых источниках говорится о том, что во внутреннем отсеке будут размещаться только модульные средства разведки, связи или РЭБ. При этом вооружение будет располагаться на внешней подвеске. Что несколько странно, учитывая большие габариты БПЛА Loyal Wingman по сравнению с БПЛА XQ-58 Valkyrie и снижение характеристик малозаметности при таком способе размещения вооружения. БПЛА Barracuda Из машин данного класса можно ещё вспомнить БПЛА Barracuda германо-испанской разработки. Эта машина обладает более скромными характеристиками. При длине порядка 8 метров и собственной массе 2 300 кг полезная нагрузка составляет 300 кг, практический потолок до 6 000 метров, радиус действия 200 километров. Основной задачей БПЛА Barracuda является ведение разведки. Хотя не исключается его применение и для выполнения ударных задач. БПЛА Barracuda. БПЛА «Гром» Как уже говорилось выше, макет БПЛА «Гром» был представлен на выставке «Армия-2020» группой «Кронштадт». Внешне БПЛА «Гром» напоминает БПЛА XQ-58 Valkyrie. Что неудивительно. Учитывая, что создаются они для решения одинаковых задач. Однако по габаритам он превышает и «Валькирию», и «Верного Ведомого». Длина 13,8 метров. Размах крыла 10 метров. Как и его американские визави, БПЛА «Гром» реализуется с учётом технологий снижения заметности. Макет БПЛА «Гром». Источник: BMPD, bmpd.livejournal.com Скорость полёта БПЛА «Гром» должна достигать 1 000 километров в час, крейсерская – 800 километров в час. Практический потолок составит 12 000 метров. Предположительно, на БПЛА «Гром» будет установлен турбореактивный двигатель АИ-222-25, используемый на учебном самолёте Як-130. В статье Найти авианосец: на замену Ту-95РЦ мы говорили о том, что указанный двигатель уже рассматривался к применению в БПЛА «Зонд-1» и «Зонд-2» КБ «Сухой». Судя по всему, это наиболее экономичное отечественное решение из доступных российским разработчикам БПЛА.Для БПЛА «Гром» заявлен боевой радиус действия 700 километров. С одной стороны, это кажется меньше, чем у БПЛА XQ-58 Valkyrie и БПЛА Loyal Wingman. У которых радиус действия может составлять свыше 1 500 километров (основываясь на перегоночной дальности). С другой стороны, радиус действия иногда указывают с учётом времени на барражирования БПЛА в районе цели. Также ограничительным фактором может выступать дальность систем связи для управления БПЛА. Вообще, для российского учебного самолёта Як-130, оснащённого двумя двигателями АИ-222-25, заявлена дальность полёта 2 000 км. А для его китайского аналога Hongdu L-15, оснащённого аналогичными форсированными двигателями АИ-222-25Ф, заявлена дальность полёта 3 100 км, при меньшей максимальной взлётной массе последнего. С учётом вышеизложенного, можно предположить, что для БПЛА «Гром» вполне может быть достигнута перегоночная дальность порядка 3 000–3 500 километров. Макет БПЛА «Гром». Источник: BMPD, bmpd.livejournal.com Максимальная масса полезной нагрузки БПЛА «Гром» составляет 2 000 кг. Что предположительно больше, чем у БПЛА XQ-58 Valkyrie и БПЛА Loyal Wingman. В качестве вооружения может использоваться разнообразное управляемое вооружение: управляемая ракета Х-38МЛ, корректируемые авиационные бомбы КАБ-500С и КАБ-250ЛГ, перспективная авиационная управляемая ракета «Изделие 85» с многоспектральной головкой самонаведения. Номенклатура вооружений БПЛА «Гром». Источник: BMPD, bmpd.livejournal.com Можно отметить, что (по сравнению с американской программой Skyborg) БПЛА «Гром» больше ориентирован на выполнение ударных функций в роли «беспилотного штурмовика». О выполнении таких задач как РЭБ, вынесенная оружейная платформа авиационного вооружения или ретрансляция связи речи пока не идёт. Возможно, эти задачи будут возложены на более крупный, сложный и дорогой БПЛА «Охотник» или реализованы впоследствии. Характеристики БПЛА «Гром». Источнник: А.В. Карпенко / bastion-karpenko.ru Разведка также указана последним пунктом. Вместе с тем, в передней части макета БПЛА «Гром» имеется ярко выраженный радиопрозрачный обтекатель РЛС. Для применения некоторых образцов высокоточного оружия потребуется и оптоэлектронные средства разведки. Нужны ли российским ВВС БПЛА типа «Гром»? С одной стороны, такие БПЛА неизбежно будут дороже, чем более простые решения типа БПЛА «Орион». С другой стороны, по мере развития ПВО, ориентированного на уничтожение БПЛА, низкоскоростные решения с поршневыми моторами могут стать слишком лёгкой мишенью. Хотя реактивные БПЛА скорее всего будут более заметны в ИК и акустическом диапазонах. В конечном итоге, скорее всего эксплуатироваться будут все типы БПЛА, каждый из которых займёт свою нишу. Самолёт-разведчик Ту-214Р. Источник: russianplanes.net Предположительно, внутренние объемы Ту-214Р позволят разместить оборудование для управления БПЛА «Гром». Сложно сказать, сколько операторов БПЛА можно разместить в Ту-214Р. Вероятное их количество может составить не менее восьми человек. В этом случае Ту-214Р может осуществлять обнаружение целей как собственными средствами разведки, так и средствами разведки БПЛА, а затем оперативно осуществлять их уничтожение. Автоматизированное рабочее место оператора в самолёте Ту-214Р. В ударную группу могут входить БПЛА типа «Гром» с различной полезной нагрузкой и задачами (ударные БПЛА, БПЛА с оборудованием РЭБ, с противорадарным вооружением, с ложными мишенями, с дополнительным подвесным разведывательным контейнером и т.д.), что позволит гибко выстраивать тактику атаки. Карусели БПЛА БПЛА «Гром» смогут действовать на удалении до 250 километров от самолёта Ту-214Р и более, если позволят системы связи. Может быть реализован режим налётов «волнами», когда БПЛА «Гром» будут базироваться на аэродроме. Автоматически или под управлением наземного БПЛА будут осуществлять взлёт и выдвигаться на автопилоте в зону патрулирования Ту-214Р. Под управлением операторов на борту Ту-214Р наносить удары по противнику и автоматически возвращаться на аэродром базирования для заправки, обслуживания и перезарядки. Параллельно с аэродрома будет выдвигаться вторая «волна» БПЛА. Получится что-то типа «танковой карусели», применяемой российскими ВС во время Чеченской войны. Ту-214ПУ. Источник: https://russianplanes.net Высокоинтенсивное огневое воздействие Сочетание самолёта-разведчика/самолёта управления БПЛА со скоростными БПЛА типа «Гром» (и БПЛА других типов) позволит осуществлять высокоинтенсивное огневое воздействие на противника практически без риска потерь пилотируемых боевых самолётов (разумеется, при обеспечении прикрытия пункта управления от авиации противника). Одним из преимуществ связки Ту-214Р + БПЛА «Гром» является отсутствие необходимости в наличии высокоскоростных помехозащищённых спутниковых каналов связи. Источник: topwar.ru Комментарии: |
|